Сущность стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Кафедра социологии и управления
Курсовой проект
по дисциплине: «Методы стратегического менеджмента»
на тему: «Разработка и реализация стратегии управления персоналом на предприятии»
Выполнила:
студентка группы 5МУП
Поликанова О.Ю.
Проверила:
ст. преподаватель Чувашова А.А.
Москва
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегический менеджмент в системе менеджмента предприятия и его влияние на уровень конкурентоспособности предприятия………………….................................................................................5
1.1. Сущность стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия………………………………………………………………………5
1.2. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента на предприятии………………………………………………………………………9
1.3. Влияние системы стратегического менеджмента предприятия на уровень его конкурентоспособности…………………………………………………….12
1.4.Типология стратегий предприятия ………………………………………...16
Глава 2. Стратегия управления персоналом, как основная стратегия, обеспечивающая высокий уровень конкурентоспособности предприятия….20
2.1. Понятие стратегии управления персоналом и ее взаимосвязь со стратегией предприятия…………………………………………………………20
2.2. Взаимосвязь стратегии управления персоналом с кадровой политикой предприятия……………………………………………………………………...26
Глава 3. Разработка и реализация стратегии управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………..29
3.1. Разработка стратегии управления персоналом на предприятии………...29
3.2. Реализация стратегии управления персоналом на предприятии………...31
3.3. Анализ эффектов от внедрения стратегии управления персоналом на деятельность предприятия………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Введение
Кто не знает, куда направляется,
тот очень удивится, попав не туда…
Дж. К. Джером
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия.
В настоящее время в системе менеджмента предприятий особое значение придается стратегическому подходу к управлению персоналом, который рассматривается как самостоятельное направление деятельности предприятия. Меняются цели, задачи, функции, повышается статус кадровых служб, трансформирующихся из традиционных отделов кадров в полноценные службы управления персоналом организаций. Руководители этих служб на многих предприятиях входят в состав топ-менеджмента и даже совета директоров. Возникает необходимость в определении стратегических направлений, целей и задач по работе с персоналом, т.е. в формировании стратегии управления персоналом организации.
Цель курсового проекта – изучение процесса разработки и реализации стратегии управления персоналом на предприятии.
В связи с поставленной целью решается ряд следующих задач:
· Изучается сущность стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия.
· Рассматриваются основные элементы и этапы стратегического менеджмента на предприятии.
· Рассматривается влияние системы стратегического менеджмента предприятия на уровень его конкурентоспособности.
· Исследуется стратегия управления персоналом, как основная стратегия, обеспечивающая высокий уровень конкурентоспособности предприятия.
· Рассматривается процесс разработки и реализации стратегии управления персоналом на предприятии.
· Дается анализ эффектов от внедрения стратегии управления персоналом на предприятии.
Объект курсового проекта – стратегическая деятельность предприятия.
Предмет курсового проекта – разработка и реализация стратегии управления персоналом на предприятии.
Глава 1. Стратегический менеджмент в системе менеджмента предприятия и его влияние на уровень конкурентоспособности предприятия
Сущность стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента в системе менеджмента предприятия. Поэтому, важнейшим компонентом системы менеджмента предприятия, на сегодняшний день, является стратегический менеджмент, который обеспечивает:
· Проектирование и внедрение стратегических изменений в разные сферы и уровни деятельности предприятия.
· Разработку стратегического плана и бюджета.
· Полную ответственность за реализацию и контроль их выполнения.
· Поддержание двухсторонней связи с бизнес-процессами оперативного и пожизненного менеджмента, втянутыми в сферу стратегических нововведений.
· Обоснованный выбор концепции управления бизнесом, ориентируясь на идеи и методы стратегического планирования, управления возможностями, управления проблемами.
· Создание концептуальных моделей бизнеса на ближайшую (до 3 лет) и отдаленную (от 5 до 7 лет) перспективы.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):
• Анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах окружения предприятия;
• Цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей предприятия и путей их достижения;
• Деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Исходя из этого, стратегический менеджмент можно кратко определить как процесс разработки и реализации управленческих действий, направленный на достижение долгосрочных целей предприятия с учетом изменения и влияния факторов внешней среды предприятия.
Еще одно определение данного понятия характеризует стратегический менеджмент как процесс управления разработкой и реализацией стратегии.
Данный процесс реализуется посредством решения пяти взаимосвязанных задач, представленных на рис. 1.1.
Рис 1.1. Процесс управления разработкой и реализацией стратегии
Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации.
Специалистами были выделены основные преимущества, которые дает предприятию (организации) применение на практике стратегического менеджмента:
· направленность всей деятельности предприятия на ключевой аспект стратегии;
· ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;
· наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);
· возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления предприятием и т.д.
Таким образом, стратегический менеджмент дает огромные преимущества предприятиям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала предприятия и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.
В целом сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
- Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат его основные элементы и этапы осуществления стратегического менеджмента на предприятии.