РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теоретической и прикладной экономики
Экономика
Рабочая программа дисциплины
Направление46.03.02 –Документоведение и архивоведение
Профиль:Государственные и муниципальные архивы
Квалификация выпускника:академический бакалавр
Форма обучения:очная, очно-заочная, заочная
Москва, 2015
Экономика
Рабочая программа дисциплины
Составитель:
Кандидат экон. наук, старший преподаватель Н.Г. Баландина
Ответственный редактор
Доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой М.Ю. Погудаева
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ОП ВО
теоретической и прикладной экономики Экономика
№___1__ от_____01.09.2015 г.______ ___________________
__________Ю.Н. Нестеренко
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой М.Ю. Погудаева
Составитель Н.Г. Баландина
Директор Научной библиотеки Л.Л. Батова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация | |
Рабочая программа дисциплины | |
1. Пояснительная записка | |
1.1. Цель и задачи дисциплины | |
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, сформулированные в компетентностном формате | |
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
2. Структура дисциплины | |
3. Содержание дисциплины | |
4. Информационные и образовательные технологии | |
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины | |
5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности | |
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | |
5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности | |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
6.1. Список источников и литературы | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины | |
7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся | |
7.1. Планы семинарских занятий. Методические указания по организации и проведению | |
7.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | |
7.3. Методические рекомендации по подготовке контрольных заданий | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины |
Аннотация
Дисциплина «Экономика» входит в состав базовой части учебного плана бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Государственные и муниципальные финансы». Дисциплина реализуется на экономическом факультете кафедрой теоретической и прикладной экономики.
Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об экономическом образе мышления, о предмете и методологии экономической теории и её месте в системе наук, познакомить их с общетеоретическими основами хозяйствования, научить ориентироваться в меняющихся экономических условиях.
Задачи дисциплины:
· рассмотреть основные направления развития экономической мысли, современные экономические теории, эволюцию представлений о предмете экономической теории;
· дать представление о задачах, функциях и методах экономической науки;
· раскрыть сущность и типы общественного воспроизводства, предпосылки компромиссного экономического выбора;
· изложить основы и закономерности функционирования экономических систем;
· познакомить студентов с понятийно-категориальным аппаратом экономической науки и инструментами экономического анализа;
· сформировать у студентов знания о сущности и механизмах функционирования рынка, об основных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и методах оценки результатов деятельности фирмы;
· дать четкое представление об основных макроэкономических показателях, инструментах государственной фискальной и денежно-кредитной политики;
· сформировать целостное представление об основных тенденциях развития экономики России на современном этапе.
Дисциплина направлена на формирование общекультурной компетенции: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные направления развития экономической мысли;
· условия и особенности функционирования экономических систем;
· законы и закономерности поведения экономических субъектов;
· сущность и формы организации хозяйственной деятельности;
· устройство бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем;
· цели, функции и инструменты экономической политики.
Уметь:
· определять тенденции развития экономики России на современном этапе;
· выделять позитивные и нормативные вопросы экономической теории;
· ориентироваться в системе показателей результатов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровнях;
· применять графический метод при исследовании экономических взаимосвязей;
Владеть:
· методами экономического анализа социальных явлений.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования, решения задач, исследовательской работы, презентации аналитического отчета и доклада; промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «Экономика» входит в состав базовой части учебного плана бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Государственные и муниципальные архивы». Дисциплина реализуется на экономическом факультете кафедрой теоретической и прикладной экономики.
Цель дисциплины – сформировать у студентов представление об экономическом образе мышления, о предмете и методологии экономической теории и её месте в системе наук, познакомить их с общетеоретическими основами хозяйствования, научить ориентироваться в меняющихся экономических условиях.
Задачи дисциплины:
· рассмотреть основные направления развития экономической мысли, современные экономические теории, эволюцию представлений о предмете экономической теории;
· дать представление о задачах, функциях и методах экономической науки;
· раскрыть сущность и типы общественного воспроизводства, предпосылки компромиссного экономического выбора;
· изложить основы и закономерности функционирования экономических систем;
· познакомить студентов с понятийно-категориальным аппаратом экономической науки и инструментами экономического анализа;
· сформировать у студентов знания о сущности и механизмах функционирования рынка, об основных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и методах оценки результатов деятельности фирмы;
· дать четкое представление об основных макроэкономических показателях, инструментах государственной фискальной и денежно-кредитной политики;
· сформировать целостное представление об основных тенденциях развития экономики России на современном этапе.
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, сформулированные в компетентностном формате
Дисциплина направлена на формирование общекультурной компетенции: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные направления развития экономической мысли;
· условия и особенности функционирования экономических систем;
· законы и закономерности поведения экономических субъектов;
· сущность и формы организации хозяйственной деятельности;
· устройство бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем;
· цели, функции и инструменты экономической политики.
Уметь:
· определять тенденции развития экономики России на современном этапе;
· выделять позитивные и нормативные вопросы экономической теории;
· ориентироваться в системе показателей результатов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровнях;
· применять графический метод при исследовании экономических взаимосвязей;
Владеть:
· методами экономического анализа социальных явлений.
контроля: текущий контроль успеваемости в форме подготовки презентаций доклада, тестирования, решения задач, подготовки аналитического отчета, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Экономика» относится к базовой части учебного плана студентов. Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях студентов, полученных при освоении дисциплин «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века», «История России до ХХ века», «Социология». Умения и компетенции, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины необходимы для дальнейшего изучения таких дисциплин как: «История России. Новое и Новейшее время», «История России ХХ века», «История современной России».
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||
1. | История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века | + | + | + | |||
2. | История мировых цивилизаций. Новое и Новейшее время | + | + | + | + | + | |
3. | История России до ХХ века | + | + | + | |||
4. | История России ХХ века | + | + | + | + | ||
5. | История современной России | + | + | + | + | ||
6. | Социология | + | + | + |
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа: 20 часов – лекции, 12 часов – семинарские занятия, 40 часов – самостоятельная работа – для студентов дневной формы обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа: 8 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 56 часов – самостоятельная работа – для студентов очно-заочной формы обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа: 2 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия, 64 часа – самостоятельная работа – для студентов заочной формы обучения.
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||
Введение в экономическую теорию | |||||
Основы функционирования рыночной экономики | Тесты | ||||
3. | Экономическое поведение производителя | Решение задач | |||
4. | Показатели эффективности функционирования экономики на макроуровне. | Исследовательская работа с источниками и анализ полученных результатов | |||
5. | Экономическая политика государства | Аналитическая работа, подготовка презентаций | |||
6. | Особенности функционирования национальной экономики | Творческие проекты, подготовка презентаций | |||
Зачёт | Письменная контрольная работа | ||||
Итого: |
Для очно-заочной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||
Введение в экономическую теорию | |||||
Основы функционирования рыночной экономики | Тесты | ||||
3. | Экономическое поведение производителя | Решение задач | |||
4. | Показатели эффективности функционирования экономики на макроуровне. | Исследовательская работа с источниками и анализ полученных результатов | |||
5. | Экономическая политика государства | Аналитическая работа, подготовка презентаций | |||
6. | Особенности функционирования национальной экономики | Творческие проекты, подготовка презентаций | |||
Зачёт | Письменная контрольная работа | ||||
Итого: |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||
Введение в экономическую теорию | |||||
Основы функционирования рыночной экономики | Тесты | ||||
3. | Экономическое поведение производителя | Решение задач | |||
4. | Показатели эффективности функционирования экономики на макроуровне. | Исследовательская работа с источниками и анализ полученных результатов | |||
5. | Экономическая политика государства | Аналитическая работа, подготовка презентаций | |||
6. | Особенности функционирования национальной экономики | Творческие проекты, подготовка презентаций | |||
Зачёт | Письменная контрольная работа | ||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.