Форма проведения учебно-исследовательских работ
Общие сведения
Целью учебно-исследовательской работы (далее УИР) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, осуществляемое по тематике: «Коммерциализация реального инновационного проекта на малых предприятиях технопарка МИФИ или других инновационных предприятиях».
Основная задача УИР – привить студентам навыки самостоятельной теоретической и учебно-практической работы, ознакомить их с современными методами научного исследования, техникой и методологией выполнения научных и прикладных исследований в области инновационного менеджмента, инновационного предпринимательства, технологии разработки информационных систем, реальными условиями работы в научном и производственном коллективах малых инновационных предприятий.
В ходе УИР студенты должны научиться самостоятельно применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой и другими источниками информации, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить исследовательские эксперименты в области инновационных разработок, пользоваться лабораторным и иным специализированным оборудованием, докладывать результаты своих и других работ.
УИР студентов проводится на профилирующих кафедрах или в базовых институтах после завершения общеобразовательной подготовки и перехода к специализации. Распределение на УИР проводится кафедрой при участии куратора группы в соответствии с заявками и с учетом личных интересов студентов.
УИР проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИР, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4—6 часов подряд.
К руководству УИР привлекаются профессора, доценты, преподаватели, активно ведущие научную работу. В отдельных случаях возможно привлечение научных работников (на базах), имеющих опыт педагогической работы, а также специалистов из числа руководящего состава инновационных предприятий системы Технопарка МИФИ. При этом на выпускающей кафедре из числа преподавателей выделяется ответственный за организацию УИР.
Каждый студент, выполняющий УИР, должен быть обеспечен рабочим местом, аппаратурой, программным и аппаратным инструментарием, необходимыми дополнительными аналитическими материалами и учебно-методическими пособиями.
Тема УИР должна быть связана с тематикой кафедральных и институтских научно-исследовательских работ.
Выполнение УИР предполагает систематическую работу студента с научной литературой по выбранной теме, а также с дополнительными (в том числе электронными) информационными источниками по выбранной тематике исследований.
Общие методические вопросы проведения УИР (программы, пособия, методика проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и решаются выпускающей кафедрой, методическими комиссиями Совета института инновационного менеджмента совместно с представителями малых инновационных предприятий Технопарка МИФИ.
Ответственный за проведение УИР и научный руководитель осуществляют систематический контроль за выполнением студентами УИР. Каждый студент должен вести рабочий журнал.
В рамках учебно-исследовательской работы, практики и дипломного проектирования студенты ИИМ работают в качестве инновационных менеджеров реальных высокотехнологичных проектов на малых предприятиях «Технопарка в Москворечье».
Формирование команд для сопровождения инновационных проектов выполняется при участии бизнес-консультанта со стороны Технопарка МИФИ, преподавателя кафедры 28 факультета Кибернетики МИФИ – выпускающей кафедры для Института инновационного менеджмента.
В ходе выполнения УИР студенты Института инновационного менеджмента принимают участие в стажировках, в том числе с посещением зарубежных инновационно-технологических центров Германии, Швейцарии, Нидерландов, Китая, Тайваня. При выполнении УИР студентами выполняется практическая работа по связыванию бизнеса и науки в МИФИ на примере малых инновационных предприятий Технопарка, в качестве менеджеров реальных инновационных проектов, коммерциализации высоких технологий на базе университета в рамках студенческого бизнес-инкубатора, а также в рамках организации студенческих консалтинговых фирм – для лучших студентов Института инновационного менеджмента.
Форма проведения учебно-исследовательских работ
Основной формой выполнения УИР является индивидуальная работа студента над сформулированным руководителем заданием. Групповую форму целесообразно использовать на первом этапе проведения УИР для обучения студентов методам и навыкам проведения исследований, а также в тех случаях, когда проведение работ требует специфических профессиональных навыков и знаний в области инновационного менеджмента.
Задание по УИР целесообразно формулировать так, чтобы оно имело перспективный характер. Объем и характер задания должны учитывать успеваемость и наклонности студента. В задании должна быть отражена вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.
Положительный результат дает прикрепление студентов при выполнении УИР к определенной научной группе. В этом случае достигается возможность развития работы студента по той же тематике на последующих курсах во время практики и дипломного проектирования, обеспечивается высокое качество заключительных этапов обучения.
Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры. В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или инженерная часть, схема и технология проведения исследования, полученные результаты и их обсуждение, а также выводы по выполненному заданию. Графический материал должен быть представлен в виде презентаций в формате офисного пакета PowerPoint, а также в виде раздаточного материала, повторяющего презентацию. Количество презентационных слайдов не должно превышать 15. В презентационных слайдах должна содержаться информация о постановке решаемой в ходе выполнения УИР задачи, теоретическая часть выполненной работы, введение в проблемную область исследований, должны быть раскрыты вопросы практического применения и апробирования предложенных теоретических схем исследований, результаты расчетов и краткие выводы, а также комментарии к полученным результатам.
Работа и составление отчета должны быть полностью завершены, согласованы с руководителем УИР за неделю до конца семестра. Требуется также получить подписи руководителя, заведующего кафедрой, директора института на титульном листе к УИР, а также на бланке задания на УИР.