СМИ в системе креативных индустрий
изобразительность и развлекательность журналистики. Для многих потребителей реклама выполняла прежде всего развлекательную функцию, и, конкурируя с ней за внимание аудитории, журналистские тексты стали подстраиваться под лаконичный, выразительный, но упрощенно развлекающий язык рекламы.
В-третьих, становление в странах Западной Европы, а затем и во многих других частях планеты «государства (всеобщего) благоденствия» (welfare state) — социально ориентированного государства, гарантирующего гражданам соблюдение базовых прав человека, определенный уровень потребления, высокий уровень социальной защиты. Наряду с другими формами социальной защиты государство — под влиянием борьбы профсоюзного движения и левых партий — во многих странах мира гарантировало фиксированную рабочую неделю. Время досуга наемных работников — как ежедневного, так и еженедельного, а также отпускного — было увеличено и зафиксировано, что предоставило предприятиям рекреационной сферы (в том числе СМИ) новые возможности для производства товаров массового развлечения. Выравнивание уровня жизни, во всяком случае в странах, придерживавшихся концепции «государства благоденствия», создало массовую почву для получения потребительских радостей. Потребление ради развлечения превратилось в естественную форму досуга, и масс-медиа не упустили своих возможностей по их предложению.
Развлечения в СМИ сегодня можно найти в различных жанрах и форматах — комедиях, юмористических программах, сериалах и кино, эксплуатирующих тематику насилия, ужасов и секса, спортивных материалах, ток-шоу, музыке, видеоиграх. Однако не весь развлекательный контент лишен полезности, познавательного смысла. В СМИ практически невозможно разделить удовлетворение разных с точки зрения психологии функций — таких, как получение информации и получение удовольствия, расслабление, рекреация. Для большой части аудитории они неразрывны. Именно поэтому исследователи СМИ подчеркивают, что сегодня «все СМИ содержат развлечения» и «миф о существовании "чистого развлечения" медленно, но верно развеивается»1.
В-четвертых, умножение числа каналов распространения медиакон- тента в результате цифровой революции. Конкурируя за внимание аудитории, СМИ — осознанно или неосознанно — обращались к тому, что лучше продается — в данном контексте это развлекательный контент. Этому способствовало и бурное развитие производства бытовой элект-
роники, появление большого числа медианосителей — радиоприемников, телевизоров, видеомагнитофонов, плееров и т.п. Для стимулирования продаж оборудования было необходимо побудить аудиторию делать новые покупки, поэтому производство развлекательного контента для домашнего воспроизведения с 1960-х годов начало приобретать огромные масштабы. Сегодня, в условиях сервисной экономики и цифровой революции, индустрия развлечений стала формой существования индустрии потребления.
На протяжении истории СМИ в их содержании проявилось несколько линий «раздела» между информацией и развлечением, и они, как правило, были связаны с некоммерческим и коммерчески ориентированным типом контента. Первый тип противостояния выявляется в противостоянии серьезного — политического, образовательного — контента (hard content) неполитическим, сенсационным и скандальным материалам {light/soft content) в содержании универсальных СМИ. Как правило, это разделение демонстрируется традиционной типологией прессы (качественная и бульварная, сенсационная пресса), типологией моделей современного вешания (коммерческое в США и общественное в ряде стран Западной Европы). Этот тип противостояния обнаруживается внутри общеполитических СМИ. Так, у американских телесетей уже несколько десятилетий существует управленческое разделение на редакции информационных (новостных) программ и программ развлекательных. Эти редакции подвержены различной логике действий, в них работают совершенно различные профессионалы.
Второй тип противостояния демонстрируется специализированными СМИ, которые предлагают только информационный и только развлекательный контент. Деловые газеты, журналы или информационные телеканалы в предложении контента значительно отличаются от музыкальных каналов, каналов, демонстрирующих художественные фильмы, женских или мужских журналов. В основе такого противостояния лежит борьба за внимание аудитории. Рассматривая внимание как экономический ресурс, в котором заинтересованы рекламодатели, необходимо подчеркнуть: развлечение (развлекательный контент) важно как стратегия достижения концентрации внимания. И основной стратегией сегодня становится создание и продвижение «звезд».
Рассмотрим этот процесс на примере киноиндустрии, неразрывно связанной с реализацией развлекательной функции аудиовизуальных СМИ. Экономический смысл создания «звезд» в киноиндустрии определяется тем, что кинопроизводство — высокозатратный и рискованный бизнес. В киноиндустрии «звезды» — это гарантированное средство формирования и управления спросом аудитории на фильмы.