СМИ в системе креативных индустрий

изобразительность и развлекательность журналистики. Для многих по­требителей реклама выполняла прежде всего развлекательную функцию, и, конкурируя с ней за внимание аудитории, журналистские тексты стали подстраиваться под лаконичный, выразительный, но упрощенно раз­влекающий язык рекламы.

В-третьих, становление в странах Западной Европы, а затем и во многих других частях планеты «государства (всеобщего) благоденствия» (welfare state) — социально ориентированного государства, гарантирую­щего гражданам соблюдение базовых прав человека, определенный уро­вень потребления, высокий уровень социальной защиты. Наряду с дру­гими формами социальной защиты государство — под влиянием борь­бы профсоюзного движения и левых партий — во многих странах мира гарантировало фиксированную рабочую неделю. Время досуга наемных работников — как ежедневного, так и еженедельного, а также отпуск­ного — было увеличено и зафиксировано, что предоставило предприя­тиям рекреационной сферы (в том числе СМИ) новые возможности для производства товаров массового развлечения. Выравнивание уровня жизни, во всяком случае в странах, придерживавшихся концепции «го­сударства благоденствия», создало массовую почву для получения по­требительских радостей. Потребление ради развлечения превратилось в естественную форму досуга, и масс-медиа не упустили своих возмож­ностей по их предложению.

Развлечения в СМИ сегодня можно найти в различных жанрах и форматах — комедиях, юмористических программах, сериалах и кино, эксплуатирующих тематику насилия, ужасов и секса, спортивных ма­териалах, ток-шоу, музыке, видеоиграх. Однако не весь развлекатель­ный контент лишен полезности, познавательного смысла. В СМИ прак­тически невозможно разделить удовлетворение разных с точки зрения психологии функций — таких, как получение информации и получе­ние удовольствия, расслабление, рекреация. Для большой части ауди­тории они неразрывны. Именно поэтому исследователи СМИ подчер­кивают, что сегодня «все СМИ содержат развлечения» и «миф о суще­ствовании "чистого развлечения" медленно, но верно развеивается»1.

В-четвертых, умножение числа каналов распространения медиакон- тента в результате цифровой революции. Конкурируя за внимание ауди­тории, СМИ — осознанно или неосознанно — обращались к тому, что лучше продается — в данном контексте это развлекательный контент. Этому способствовало и бурное развитие производства бытовой элект-

роники, появление большого числа медианосителей — радиоприемни­ков, телевизоров, видеомагнитофонов, плееров и т.п. Для стимулирова­ния продаж оборудования было необходимо побудить аудиторию делать новые покупки, поэтому производство развлекательного контента для домашнего воспроизведения с 1960-х годов начало приобретать огром­ные масштабы. Сегодня, в условиях сервисной экономики и цифровой революции, индустрия развлечений стала формой существования ин­дустрии потребления.

На протяжении истории СМИ в их содержании проявилось несколь­ко линий «раздела» между информацией и развлечением, и они, как правило, были связаны с некоммерческим и коммерчески ориентиро­ванным типом контента. Первый тип противостояния выявляется в противостоянии серьезного — политического, образовательного — кон­тента (hard content) неполитическим, сенсационным и скандальным материалам {light/soft content) в содержании универсальных СМИ. Как правило, это разделение демонстрируется традиционной типологией прессы (качественная и бульварная, сенсационная пресса), типологией моделей современного вешания (коммерческое в США и обществен­ное в ряде стран Западной Европы). Этот тип противостояния обнару­живается внутри общеполитических СМИ. Так, у американских теле­сетей уже несколько десятилетий существует управленческое разделе­ние на редакции информационных (новостных) программ и программ развлекательных. Эти редакции подвержены различной логике дей­ствий, в них работают совершенно различные профессионалы.

Второй тип противостояния демонстрируется специализированны­ми СМИ, которые предлагают только информационный и только раз­влекательный контент. Деловые газеты, журналы или информационные телеканалы в предложении контента значительно отличаются от музы­кальных каналов, каналов, демонстрирующих художественные филь­мы, женских или мужских журналов. В основе такого противостояния лежит борьба за внимание аудитории. Рассматривая внимание как эко­номический ресурс, в котором заинтересованы рекламодатели, необхо­димо подчеркнуть: развлечение (развлекательный контент) важно как стратегия достижения концентрации внимания. И основной стратеги­ей сегодня становится создание и продвижение «звезд».

Рассмотрим этот процесс на примере киноиндустрии, неразрывно связанной с реализацией развлекательной функции аудиовизуальных СМИ. Экономический смысл создания «звезд» в киноиндустрии опре­деляется тем, что кинопроизводство — высокозатратный и рискован­ный бизнес. В киноиндустрии «звезды» — это гарантированное сред­ство формирования и управления спросом аудитории на фильмы.

Наши рекомендации