Изменения форм собственности и социального статуса крестьянства (до середины 12 в.)
Экономика Руси издревле опиралась на сельское хозяйство, что подтверждают данные письменных источников, а также найденные остатки земледельческих орудий (наральники, сошники, плужные лемеха и чересла, датируемые 7—8 вв.) и зёрна хлебных злаков. Наряду с земледелием и огородничеством большое значение также имели скотоводство (разводились лошади, коровы, овцы, козы, свиньи) и промыслы (охота; рыболовство; бортничество — добыча мёда диких пчел). К 10 в. получили развитие домашние промыслы (прядение; ткачество; производство глиняных изделий; сапожное дело; деревообработка; косторезное искусство; скорняжное дело — пошивка шуб из овчины и звериных шкур), технология которых в течение нескольких веков оставалась неизменной. К этому же периоду относится и появление железоделательных производств, наличие которых не меняло основы натурального хозяйства: хотя на городские торги и попадала продукция земледелия, скотоводства и промыслов, по своей экономической природе она была, как правило, данью либо оброком.
Ко времени образования Древнерусского государства господствующей формой общественной организации, определявшей форму собственности, была соседская община, которая на севере именовалась погостом или миром, а на юге — вервью. Община могла совпадать с селом или состоять из нескольких сёл. Общинники были связаны круговой порукой, а княжеская власть возлагала на вервь некоторые судебно-розыскные функции (например, поиски вора), а также ответственность (например, уплату «дикой виры», т. е., штрафа за убийство, в соответствии с мирской развёрсткой). В период становления феодальных отношений на Руси произошла смена формы собственности. Так, если господствующей формой феодальной собственности до середины 11—12 вв. была государственная, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами) с отдельных крестьянских хозяйств: с двора, дыма, рала, плуга и т. п., то в 12 в. часть земель, население которых эксплуатировалось посредством взимания дани, перешла к князьям как феодалам-собственникам, и они начинали эксплуатировать живших на этих захваченных землях крестьян, взимая с них оброк или заставляя их работать на барщине . Так сложилось княжеское, боярское, церковное землевладение, основанное на присвоении продукта, произведённого трудом зависимого крестьянства.
Процесс формирования феодально-зависимого крестьянства, как и процесс смены формы собственности, также можно условно разбить на 2 этапа: 1) до середины 11—12 вв., когда значительное место в общественной жизни занимало лично свободное население соседних общин; 2) 12 в. — переход большей части непосредственных производителей в число феодально-зависимых (смердов, закупов, данников).
Основными направлениями этого процесса были следующие: 1) окняжение (огосударствление) земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту (считая земли государственными, князья по своему усмотрению отчуждали земли, вместе с крестьянами; таким образом, процесс окняжения территории соседских общин приводил к их феодализации и возникновению так называемых черносошных земель и черносошного крестьянства); 2) расслоение соседской общины, то есть выделение из неё, с одной стороны, — изгоев (безземельных крестьян — крестьян, лишившихся земли и средств производства и вынужденных переходить в феодальную зависимость), а с другой — аллодистов (крестьян, владеющих землей и свободно ею распоряжающихся); 3) обращение феодалами своей челяди (рабов) в зависимых крестьян.
Имевшие земельные наделы смерды (государственные и княжеские домениальные крестьяне) вели собственное единоличное хозяйство, имели свой рабочий скот и несли повинность в форме барщины и/или натурального оброка, в том числе и в пользу государства.
Начало 12 в. было ознаменовано возникновением закупничества, как формы феодальной зависимости, и появлением закупов — крестьян, попавших в долговую кабалу и обязанных своей работой в хозяйстве землевладельца вернуть полученную от него купу (ссуду). Закупы практически не имели права ухода от своего господина, чем мало отличались от полных (обельных) холопов (рабски зависимых крестьян).