Особенности налогового регулирования инвестиций в финансовые активы
Налоговым кодексом РФ предусмотрены особенности налогообложения различных видов доходов, полученных от операций с ценными бумагами, в частности доходов (дивиденды) от долевого участия в других организациях; доходов, полученных от владения долговыми ценными бумагами; доходов от размещения и реализации ценных бумаг.
Терминологическая справка
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Статья 43 НК РФ.
Величина налоговой ставки при налогообложении дивидендов дифференцирована по категориям инвесторов. Если инвестором является российская организация, а эмитентом — российская или иностранная организация, то налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 9%. Если в качестве инвестора выступает иностранная организация, а эмитентом является российская организация, то налоговая ставка установлена в размере 15%.
Таким образом, существенные различия в ставках дают основание полагать о явном финансовом преимуществе российских организаций перед иностранными организациями, о предпочтении государства стимулировать финансовые инвестиции российских организаций.
Процентные доходы также подлежат налогообложению.
Терминологическая справка
Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
Статья 43 НКРФ.
В том случае, если эмитентом и инвестором выступает российская организация, то у инвестора полученный процентный доход признается внереализационным доходом и включается в налоговую базу по налогу на прибыль по ставке 20%, а у эмитента выплаченный процентный доход признается внереализационным расходом и при расчете налогооблагаемой прибыли учитывается в пределах установленного лимита.
Следует отметить, что аналогичный порядок отражения расходов установлен и при использовании заемных средств налогоплательщиком. Если расходы в виде процентов по долговому обязательству удовлетворяют критерию экономической обоснованности, а налогоплательщик, привлекающий заемные денежные средства, намерен получить экономический эффект в результате использования привлеченных денежных средств, то указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов.
Причем расходы как при выплате процентного дохода эмитентом, так и по уплате процентов по долговым обязательствам уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в пределах установленных ограничений, т.е. исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,8 раза.
Критерии нормирования расходов несколько раз подвергались изменению.
Исторический аспект
Предельная величина процентов, признаваемая расходом, была установлена:
• с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. — равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной с 1 сентября 2008 г. по 31 июля 2009 г. — в 1,5 раза; с 1 августа 2009 г. по 31 декабря 2009 г. — в 2 раза.
• с 1 января по 31 декабря 2010 г. — равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Что сейчас? С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г. предельная величина процентов, признаваемая расходом, установлена равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Очевиден положительный эффект от динамики изменения отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, выражающийся в привлекательности финансирования инвестиционной деятельности за счет заемных средств в национальной валюте.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
• 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
• 9% — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г.;
• 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.
При реализации ценных бумаг налогоплательщик вправе уменьшить величину доходов от их продажи на сумму затрат, связанных с их приобретением и реализацией.
Это означает, что выручка (доход) от реализации ценных бумаг уменьшается на покупную стоимость ценных бумаг, а также на сумму расходов, связанных с их продажей. Доходы (прибыль) от реализации ценных бумаг облагаются налогом на прибыль организаций по общей ставке в размере 20%.
Отсюда следует, что налогоплательщик уплачивает как налог по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, так и налог на прибыль организаций, в случае реализации данных ценных бумаг. Государство, являясь эмитентом, привлекает в экономику дополнительные денежные средства путем размещения ценных бумаг среди инвесторов, которые направляются, в том числе, на финансирование капитальных вложений из бюджетного источника. В свою очередь, инвесторы проявляют интерес к приобретению государственных и муниципальных ценных бумаг, поскольку они обладают высокой ликвидностью и полученные денежные средства в результате выбытия ценных бумаг являются также потенциальным источником финансирования инвестиций.