Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью
Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.
Проблемы преобразования экономики отражаются и в сфере внешнеэкономической деятельности. Для того чтобы лучше понять существо и направленность изменений в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью.
Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью в постсоветском пространстве:
I. – до 1918 г. – дореволюционный;
II. – 1918–1986 гг. – советский;
III. – 1986–1991 гг. – перестроечный;
IV. – с 1991 г. – современный.
До прихода к власти большевиков внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась в основном на тех же принципах, что и в других европейских государствах.
Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом "О национализации внешней торговли". В этом декрете говорилось: "Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами". Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли.
С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР. Например, в ст. 73 последней Конституции СССР было записано, что "ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: ... внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии".
Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.
Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. № 48 и № 49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.
Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества.
В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 г. самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно-коммерческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.
Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций".
Таким образом, практически любое государственное и кооперативное предприятие могло выйти на внешний рынок.
В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости.
В соответствии с указанным Постановлением, а также Постановлением от 7 марта 1989 г. № 203 "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
• регистрация участников внешнеэкономических связей;
• декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
• порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;
• оперативное регулирование внешнеэкономических связей.
Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.
Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989–1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.
Однако принятые меры привели к снижению возможностей предприятий, кооперативов и организаций самостоятельного выхода на внешний рынок. В условиях действия преимущественно административных методов управления внешнеэкономическими связями жесткая привязка, особенно по экспорту, к необходимости лицензирования значительно ограничивала возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг и ставила их в зависимость от централизованных органов управления. Последующее Постановление СМ СССР от 11 декабря 1989 г. № 1104 "О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990 г. внешнеэкономической деятельности" еще более ужесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью в стране и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МТ СССР в сфере экспортно-импортных операций.
С созданием суверенного государства в Российской Федерации (РФ) были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.
Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. № 213.
Прежде всего Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания, т.е. с даты регистрации их в местных органах исполнительной власти. Определенные шаги были сделаны в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменения порядка налогообложения и др.
В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.
2. Сущность регулирования внешнеэкономической деятельности
Регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине осуществляется с целью обеспечения сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины; стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в том числе внешнеэкономических связей субъектов внешнеэкономической деятельности; создание наиболее благоприятных условий для привлечения экономики Украины в систему мирового разделения труда и ее приближения к рыночным структурам развитых зарубежных стран.
Внешнеэкономическая деятельность в Украине осуществляется в соответствии со следующими принципами:
• принцип суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
• принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства;
• принцип юридического равенства и недискриминации;
• принцип верховенства закона;
• принцип защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
• принцип эквивалентности обмена.
Принцип суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности проявляется в возможности самостоятельно и независимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь законами Украины; неуклонно выполнять все договоры и обязательства Украины.
Принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства характеризует возможность добровольно вступать во внешнеэкономические связи; осуществлять внешнеэкономическую деятельность в формах, не запрещенных законами Украины; соблюдать порядок, установленный законами Украины; владеть правом собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на результаты их внешнеэкономической деятельности.
Принцип юридического равенства и недискриминации отражает равенство перед законом независимо от форм собственности, запрет действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация по формам собственности, месту расположения и другим признакам; недопустимости ограничительной деятельности, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Принцип верховенства закона предусматривает регулирование внешнеэкономической деятельности только законами Украины; запрет и внедрение подзаконных актов и актов по вопросам управления, принятых местными органами власти и органами местного самоуправления, создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем установленные законами Украины.
Принцип защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности отражает равную защиту интересов субъектов внешнеэкономической деятельности на территории и за пределами Украины; защиту государственных интересов Украины в соответствии с законами Украины, условий подписанных ею международных договоров и норм международного права.
Принцип эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров предусматривает возможность ввоза и вывоза равнозначных, равноценных продуктов или товаров; недопущение продажи (закупки) товаров по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, которые не покрывают издержек производства и реализации. Демпинг - ввоз на таможенную территорию определенной страны импортного товара по цене ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране, осуществляет импорт этого товара. Демпинг причиняет вред национальному товаропроизводителю.
Принципы внешнеэкономической деятельности - нормы императивные, то есть обязательные, приказу, лишены выбора. Они не могут быть отменены никакими установлениями специального характера. Они являются критерием законности всех правовых норм, которые внедряются государством во внешнеэкономической сфере, в иерархии правовых норм занимают высшую степень.
Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется Украиной как государством в лице его органов в пределах их компетенции; негосударственными органами управления экономикой действуют на основании уставных документов; самими субъектами внешнеэкономической деятельности на основании координационных соглашений, заключаемых между ними.
Для регулирования внешнеэкономической деятельности используют законы Украины; методы тарифного (экономического) и нетарифного (организационно-административного) регулирования, выдаваемые государственными органами власти в пределах законов Украины; экономические меры оперативного регулирования; решение негосударственных органов управления экономикой, принимаемых по их уставными документами в пределах законов Украины; соглашения, заключаемые между субъектами внешнеэкономической деятельности.
Для иностранных субъектов хозяйствования на территории Украины вводится национальный режим; режим наибольшего благоприятствования и специальный режим внешнеэкономической деятельности.
Национальный режим означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав и обязанностей не меньше, чем украинские субъекты хозяйствования. Применяется ко всем иностранным субъектов хозяйствования, занятых инвестиционной деятельностью на территории Украины, а также экспортно-импортной деятельностью тех иностранных субъектов хозяйствования, страны которых вместе с Украиной входят в экономических союзов.
Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот по установлению таможенных пошлин, налогов и сборов, определенных условиями двусторонних и многосторонних международных договоров Украины.
Специальный режим применяется на территориях специальных экономических зон, таможенных союзов, в которые входит Украина, а также в случаях установления специального режима согласно международным договорам, в которых принимает участие Украина. Статус территории специальной экономической зоны в Украине устанавливается Верховной Радой Украины по соответствующим законам путем принятия отдельного закона Украины для каждой такой зоны. Украина заключает с государствами, имеющими общие с Украины морские или сухопутные границы, двусторонние и многосторонние договоры, устанавливающие на основе взаимности специальные правовые режимы торговли, товарооборота (приграничная, прибрежная торговля и т.д.) и предусматривают льготные условия для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
Экономические отношения Украины с другими государствами регулируются двусторонними и многосторонними международными договорами и нормами международного права. Украина заключает, выполняет и денонсирует международные договоры по вопросам внешнеэкономической деятельности. Правовой статус иностранных субъектов хозяйствования на территории Украины определяется законами и международными договорами Украины. Украина получает членство в международных межправительственных экономических организациях, вступая в отношения с международными межправительственными экономическими организациями на основе соответствующих международных договоров или учредительных актов.