ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Учреждения образования
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
Учреждения образования
«Белорусский государственный
экономический университет»
___________ Садовский B.B.
«___» _____________ 2016г.
Регистрационный № _______
ПРОГРАММА
производственной (организационно-экономической) практики
для студентов заочной формы обучения 5 курса
факультета коммерции и туристической индустрии
специальности 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»
специализации 1-25 01 13 01 «Экономика и управление туристской деятельностью»
МИНСК 2016
СоставителИ:
Волонцевич Е.Ф., зав.кафедрой управления туризмом Учреждения образования “Белорусский государственный экономический университет”, кандидат экономических наук, доцент;
Сергеева Т.М., ассистент кафедры управления туризмом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», ассистент;
Кабушкина В.К. ассистент кафедры управления туризмом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», ассистент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой управления туризмом
(протокол № __ от _______ 2016);
Советом факультета Высшая школа туризма
(протокол № __ от _______ 2016).
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель практики _____________ П.Г. Буторин
Ответственный за выпуск: В.К.Кабушкина
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | |
2. Содержание практики | |
3. Информационно-методическая часть | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной (организационно-экономической) практики |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная (организационно-экономическая) практика рассматривается как важнейший элемент подготовки высококвалифицированных специалистов для организации и управления туристическим бизнесом в Республике Беларусь. Студенты заочной формы обучения проходят организационно-экономическую практику на 5 курсе. Объектами (базами) практики являются организации туристической индустрии различных форм собственности Республики Беларусь. Основным методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики.
Данная программа разработана на основе следующих документов:
- Образовательный стандарт специальности 1-250113 «Экономика и управление туристской индустрией» № 88 от 30.08.2013г.;
- Пункт 3 статьи 212 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» от 13 января 2011г. № 243-3 (принятого Палатой представителей 02.12.2010 и одобренного Советом Республики 22.12.2010г.);
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860 «Об утверждении положения о практике студентов, курсантов, слушателей» (в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 № 1049);
- Положение о практике студентов УО «Белорусский государственный экономический университет», утвержденное Приказом ректора БГЭУ от «13» марта 2012г. № 215-А.
- Положение о порядке организации, проведения и подведения итогов практики студентов заочной формы обучения учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»», утвержденное Приказом ректора БГЭУ от «22» июня 2011г. № 552-А.
Цель организационно-экономической практики – закрепление полученных теоретических знаний и формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Задачи организационно-экономической практики:
- ознакомление с деятельностью туристического предприятия;
- изучение организационной структуры управления туристическим предприятием;
- исследование вопросов управления персоналом;
- изучение специфики деятельности туристического предприятия, особенностей его продукта;
- ознакомление с системой анализа и планирования деятельности туристического предприятия;
- приобретение практических навыков в организации процесса создания турпродукта, заключения договоров с партнерами, потребителями и другими предприятиями индустрии туризма, рекламы и продажи турпродукта с использованием современных информационных технологий;
- изучение законодательных актов и нормативных документов по туристической деятельности, инструкций, положений и других документов, которыми руководствуются предприятия в своей деятельности;
- практическое применение и углубление знаний иностранных языков путем чтения и перевода коммерческой информации, подготовки документов на иностранном языке, непосредственного участия в переговорах, деловых и общих беседах с иностранными партнерами, и в других мероприятиях по внешнеэкономической деятельности и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Студенты распределяются на практику на туристические предприятия различных организационно-правовых форм и видов деятельности на основании заключенных договоров между университетом и базой практики. Общее методическое и организационное руководство практикой осуществляется заведующим кафедры. Непосредственное руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры управления туризмом совместно с одним из сотрудников предприятия, ответственным за студента-практиканта.
Преподаватели кафедры обеспечивают: учебно-методическую помощь студентам в освоении программы практики; выдачу индивидуальных заданий на практику; контроль за проведением учебной практики студентов непосредственно в организациях, соблюдение сроков ее проведения и содержания; решение организационных вопросов, возникающих в период прохождения практики; консультацию студентов по вопросам практики, сбора и обработки необходимых материалов, подготовки и написания отчетов; представляют на кафедру информацию о ходе практики; проверяют отчеты по практике, принимают защиту отчета, продлевают срок практики в случае невыполнения студентом программы практики.
Руководитель практики от предприятия обеспечивает студентам условия нормального прохождения практики, оказывает помощь в работе с документацией, дает заключение о выполнении программы практики.
Продолжительность производственной (организационно-экономической) практики для студентов заочной формы обучения составляет 2 недели.
Практика проводится в индивидуальном порядке и проходит в два этапа.
Первый этап предусматривает знакомство с организационно-управленческой деятельностью предприятия. С этой целью студенты изучают: основные документы, регламентирующие деятельность туристического предприятия (устав, учредительный договор), наличие лицензии на туристическую деятельность; сферу деятельности туристического предприятия; его стратегию и тактику; функциональные обязанности менеджеров различных уровней; организационную структуру управления туристическим предприятием; организацию работы менеджеров, реализацию ими функций и методов управления, порядок принятия и реализации управленческих решений, сложившуюся систему управления персоналом; практику организации деятельности по ведению туристического бизнеса; практику взаимодействия государственных органов управления с субъектом хозяйствования; особенности функционирования предприятия на туристском рынке; нормативно-правовую базу деятельности предприятия; систему договорных отношений туристического предприятия с партнерами, средствами размещения; перевозчиками; страховыми компаниями; потребителями; ежегодные протоколы о сотрудничестве, агентские соглашения, туристический ваучер, туристическую путевку; бухгалтерскую и статистическую отчетность; справки аудиторских и ревизионных служб с целью ознакомления с экономическим состоянием туристического предприятия.
По данному разделу студенты изучают специфику туристического продукта (туров, маршрутов, услуги); особенности его формирования, этапы разработки; состояние маркетинговой политики предприятия (в т.ч. конъюнктуры и емкости рынка); методы продвижения туристического продукта на рынок и систему его сбытовой сети (участие в биржах, ярмарках); формы взаиморасчетов с партнерами, клиентами. Существенное внимание должно уделяться изучению вопросов планирования туристической деятельности.
Второй этап предусматривает знакомство с экономической деятельностью предприятия. В этом разделе изучается: организационно-правовая форма туристического предприятия; уставный капитал и его распределение; источники формирования капитала; вопросы инвестирования и кредитования; материально-техническая и производственная мощность туристического предприятия. С целью ознакомления с экономическим состоянием туристического предприятия студенты изучают основные показатели хозяйственной деятельности предприятия за последние два года, в том числе знакомятся с бухгалтерскими документами и статистической отчетностью.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
По окончании практики каждый студент составляет индивидуальный отчет и представляет его на кафедру вместе с дневником, заверенным печатью и подписью руководителя. Непосредственный руководитель практики от организации оформляет в дневнике письменный отзыв о прохождении практики студентом.
Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики и весь материал, отражающий содержание разделов программы практики.
Отчет должен включать титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ А), содержание с перечнем всех разделов, подразделов с указанием страниц, основную часть, заключение, приложения. Основную часть отчёта целесообразно разбить на разделы:
1. Общая характеристика предприятия.
2. Организационно-управленческая характеристика предприятия.
3. Экономическая характеристика предприятия.
4. Индивидуальное задание.
В качестве приложений могут быть использованы образцы утвержденных и используемых в предприятии бланков; копии одного (двух) договоров с партнерами, перевозчиками (автобус, поезд, самолет); копии агентских соглашений, договоров с клиентом; копии форм бухгалтерской отчетности; других документов, регламентирующих деятельность туристического предприятия.
В качестве отдельного приложения студентами могут быть подготовлены схемы, таблицы, графики, характеризующие деятельность предприятия.
По каждому разделу необходимо сделать аргументированные выводы и отразить собственное мнение. Отчет по практике должен быть подписан студентом и непосредственным руководителем практики от организации. Отчет оформляется в соответствии с требованиями стандарта СТП 20-05-2008 «Система менеджмента качества. Правила оформления студенческих работ».
Отчет о прохождении практики проверяет руководитель практики от кафедры. Защита отчета проходит перед руководителем практики от кафедры. Итоговая оценка – дифференцированный зачет.
Студенты, не выполнившие программу практики или не защитившие отчет в указанные сроки или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, считаются не выполнившими учебную программу соответствующего курса и могут быть по представлению кафедры и решению деканата либо отчислены, либо допущены к повторному прохождению практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа отчёта о прохождении