ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования рынка речных круизов Пермского края

Переход страны к рыночной экономике сопровождается постепенным созданием конкурентной среды во всех отраслях современного туризма, в том числе и в сфере речного круизного туризма. Сегодня конкуренция является объективным рыночным процессом и ни одно туристское предприятие не может позволить себе игнорировать конкуренцию как объектное рыночное явление.

Вся хозяйственная деятельность современного туристского предприятия, функционирующего в сфере речных круизов, все его усилия по созданию и реализации речного круизного туристического продукта, организации маркетинговой, информационной и иной деятельности подчинена одной цели - достижению посредством формирования, поддержания и развития конкурентного преимущества такой рыночной ниши (конкурентной позиции) на рынке речных круизов, которая позволит получить данному предприятию максимальную экономическую выгоду (прибыль). Соответственно, формирование и использование конкурентного преимущества, стратегии и тактики речного круизного турбизнеса должны базироваться на глубоком понимании законов, закономерностей и принципов конкурентной борьбы.

Все без исключения, в том числе и речные круизные туристские предприятия, в ходе конкурентной борьбы стараются опередить рыночных конкурентов, т.е. обеспечить свою конкурентоспособность. Однако конкурентоспособным речное круизное туристское предприятие может стать только в том случаях, когда его ресурсный потенциал сформирован адекватно сложившейся рыночной конъюнктуре, нацелен на эффективное производство речного круизного продукта, и реализуется квалифицированными в профессиональном плане сотрудниками, т.е. должным образом организован и упорядочен в целях достижения конкурентоспособности речных круизных туристских предприятий.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности речного круизного туристского предприятия невозможно без управления этим сложным и комплексным процессом. Данное обстоятельство, в свою очередь, обуславливает необходимость внесения соответствующих изменений в содержание и методическое обеспечение управления речным круизным туристическим предприятием применительно к обеспечению его конкурентоспособности.

В то же время сегодня огромную роль в обеспечении конкурентоспособности любого туристического предприятия играет информационная составляющая. Это связано с тем, что понятия "конкуренция" и "конкурентоспособность предприятия" приобретают новые специфические черты, обусловленные информационным характером любой современной экономической системы.[56]

Однако большинство руководителей речных круизных туристических предприятий совершенно не воспринимают информационное обеспечение как содержательный элемент и эффективное средство управления конкурентоспособностью предприятия. Все это, естественно, отрицательно сказывается на эффективности функционировании круизных туристических предприятий и их имидже в целом.

В тоже время системные исследования в области информационного обеспечения управления конкурентоспособностью туристских предприятий, других организаций сферы туризма в настоящее время отсутствуют.

В современном этапе, когда мировая экономика находится под влиянием финансового экономического кризиса, очень остро встает вопрос известий во все сферы бизнеса, и туризма в особенности. Речные круизы, которые очень популярны в последние годы не могут пожаловаться на отсутствие спроса. Но туристические компании, которые занимаются организацией и реализацией туристического продукта под названием – круизы по рекам, а вернее их руководство, понимает, что без инвестиций в этот сегмент туризма положительной динамики продаж не увидеть. Это касается, естественно, не только круизов по Каме или другим рекам России, но и всего туризма.

Инвестиции в бизнес – это основная составляющая успешного бизнеса, это понимают все участники мирового финансового рынка. Что касается туризма, то тут инвестиции просто необходимы, для дальнейшего развития индустрии. Открытие новых туристических маршрутов, их успешная реализация, новые компьютерные программы бронирования речных круизов, и многое другое требует привлечения дополнительных финансовых потоков. Все это просто необходимо для совершенствования процесса формирования туристического продукта, такого как круизы по рекам. Мы как туристы понимаем, что инвестиции позволят сделать процесс более качественным и эффективным, именно с нашей точки зрения – туриста.

Например, мало кто задумывается, что круизы по Каме или другим рекам, это довольно сложный туристический продукт, которых без должного финансирования (тех же инвестиций) корректно составить и реализовать на рынке туризма практически не возможно. Без элементарных финансовых вливаний в парк судов и теплоходов, который используется для организации речных круизов, он может прийти в негодность, а ремонтировать гораздо сложнее и дороже, чем проводить вовремя профилактические мероприятия.

Естественно все уважающие себя финансовые корпорации очень тщательно отслеживают все риски потенциального инвестирования денег. Но существует и государственная инвестиционная программа, которая и нацелена на поддержку бизнеса. Именно с таким подходом круизы будут предлагаться туристам как готовый, оптимизированный продукт, и успешно, и что самое главное эффективно реализовываться.

В сегодняшние трудные времена, с точки зрения свободных финансов, вопрос инвестирования денег в туризм стоит наиболее остро. Особенно это касается водных путешествий и круизов по рекам, потому как этот сегмент относится к внутри российскому рынку и потенциальные прибыли не уходят в страны пляжного отдыха, типа Турции или Египта, а оседают в пределах нашей страны. Это и есть наиболее важный аспект, который должен стать побуждающим фактором и стимулировать инвестирование денег в речные круизы.

Российские покупатели речных круизов становятся все более требовательными. Основные претензии они предъявляют к сервису на борту и экскурсионным программам. Это вынуждает операторов постоянно пересматривать, дополнять и совершенствовать классические туры по российским рекам.

30 апреля открывается речная навигация. Несмотря на то, что речные круизы в очередной раз подорожали в среднем на 10% по сравнению с прошлым сезоном, они по-прежнему пользуются спросом. Туристы готовы в среднем платить 23 тыс. рублей за место в каюте, но при этом они становятся более требовательными при покупке круизного пакета.

Что вы ждете от круизных компаний? Такой вопрос операторы включают в анкеты, которые предлагают заполнить своим клиентам после возвращения из речного путешествия. И нередко получают ответ: повышение уровня сервиса на борту и качества питания. Вопросы к сервису возникают прежде всего, если раньше турист был готов плыть в любых условиях, лишь бы попасть на лайнер, теперь таких все меньше. Туристы стали состоятельнее, они путешествуют по несколько раз в год и хотят, чтобы сервис на лайнерах был приближен к уровню европейских отелей.

Однако далеко не все круизные лайнеры могут предоставить такой сервис. Многие теплоходы в прошлые годы прошли модернизацию и стали более комфортными, но приобретать новые суда круизные компании не могут. «При наших условиях эксплуатации - лишь полгода на воде - мы не можем позволить себе купить теплоход, он не окупится, - говорит заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. - Кроме того, постоянно растут цены на топливо. Рынку нужны энергоэкономичные и универсальные теплоходы, которые смогут курсировать и по рекам, и по морям».[57]

Клиенты хотят «нового» не только в сервисе, но и в программах. Те, кто отправляется в круизы уже не первый год, часто заявляют агентствам, что уже проехали все маршруты и ждут каких-то новых предложений. Однако круизные компании работают на классических маршрутах, и кроме программы на борту, мало, что могут изменить. «Клиенты, которые путешествуют по рекам уже несколько лет, хотят более разнообразных программ, - говорит заместитель директора по продвижению компании «Инфофлот» Андрей Михайловский, - поэтому мы стараемся организовывать дополнительные стоянки и делать экскурсионную программу более насыщенной. Каждый раз после круиза мы проводим анкетирование, по результатам которого уже в следующие рейсы пытаемся внести изменения.

По мнению операторов, можно было бы разнообразить круизные маршруты новыми стоянками, но не все привлекательные туристические города имеют оборудованные причалы, хотя многие населенные пункты готовы принимать экскурсионные группы с теплоходов.

Уральские туроператоры сохраняют спокойствие: путевки продаются, корабли уходят. И все равно, то тут, то там раздаются тревожные возгласы о том, что теплоходы комплектуются не полностью, отдельно взятые рейсы снимаются (хотя на сегодняшний день это единичные случаи). Каждый любитель круизов знает – этот способ путешествий не терпит волнений и лишних размышлений. Какие точки опоры находят круизные операторы? Что происходит на этом рынке?

Формирование цен на речные круизы в этом году шло по двум направлениям – часть операторов сформировала цены зимой и до сих пор их придерживается, другие регулярно повышают цены на каюты и направления, которые пользуются спросом. Очевидно, что зимой цены формировались уже с учетом кризисных настроений. Сами круизы не подорожали, но в этом году снизилось количество путешественников. Некоторые судовладельцы даже идут на снижение цен относительно прошлого года, но это не увеличивает спрос существенно. Скидки сами по себе не панацея. Более конкретные цифры называет начальник отдела путешествий по России туристического агентства «Спутник» Галина Селезнева: «По сравнению с прошлым годом стоимость круизов увеличилась на разные категории кают ориентировочно от 4 до 12%».

Несмотря на то, что ни состав теплоходов, ни набор рейсов с прошлого года не изменился, судовладельцы и туроператоры постоянно работают над совершенствованием своих услуг. Зачастую это становится хорошим инструментом продвижения. Радует то, что в этом году некоторые судовладельцы решили вкладываться не столько в прямую рекламу, сколько, например, в оборудование, техническое оснащение теплоходов, что значительно повышает качество услуги для конечного потребителя. Так, на теплоходе «К. Минин» для улучшения качества питания установлен пароконвектомат, заменены очистные сооружения, что позволяет теплоходу выходить в далекие рейсы до Санкт-Петербурга».

Некоторые судовладельцы начинают включать механизм «одного окна». В этом сезоне впервые туристам предлагают all inclusive, когда абсолютно все услуги на борту включены. Это делается с целью привлечения покупательского интереса. Чаще стали предлагать бесплатный трансферт из Екатеринбурга в Пермь на автобусе, что упрощает схему отдыха для путешественника.

В отличие от морских круизов, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Особым интересом пользуются краткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена.

В настоящее время увеличился интерес иностранных туристов к речному туризму в России. Только в Санкт-Петербург ежегодно речные круизные суда совершают около 500 заходов, перевозя более 200 000 пассажиров, около 150 000 из которых — иностранцы.
В связи с приоритетом развития внутреннего туризма, провозглашенным Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., на круизный туризм, как один из самых перспективных видов внутреннего туризма, возлагаются большие надежды.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 г. произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).[58]

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 - 2006 гг., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - единый федеральный реестр туроператоров (далее - реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, - 500 тыс. рублей.

В свою очередь, турагентская деятельность в настоящее время освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 г., Постановлением Правительством РФ, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

Значительное внимание в деятельности федеральных органов исполнительной власти отводится вопросам анализа и обобщения правоприменительной практики, на основе которой формируются предложения по совершенствованию законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в рабочей группе играют представители гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах РФ. В 48 субъектах существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Законы "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего и въездного туризма" и т.д.). Это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов РФ.[59]

Речной круизный туризм позволяет решить одновременно несколько задач, аккумулируя при этом в себе преимущества всех других видов туризма. С одной стороны, он, обладая высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяет рекреационные потребности населения. С другой стороны, он дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий.
Объекты, посещаемые туристами во время путешествия, способствуют удовлетворению человеческой потребности в познании нового и повышении своего культурного уровня.

Круизные суда имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть их, круизы должны достигать 80-90% заполнения корабля.

На все крупные маршруты предлагаются гибкие цены, чтобы привлечь туристов с разным уровнем дохода. Может существовать более дюжины ценовых категорий на один и тот же круиз.

Многие круизные компании предоставляют скидки в «несезон» в случае, если клиент бронировал поездку заранее или если он повторно участвует в круизе.
Круиз - уникальный туристский продукт, который сочетает транспортировку и программу (назначение).

Фактор, влияющий на цену, - тип корабля. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых, поскольку они более просторны, что обеспечивает меньшую плотность пассажиров.

Раньше билеты на круиз продавали круизные компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.

Водные туристские путешествия имеют ряд неоспоримых достоинств:

  • высокий уровень комфорта;
  • значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
  • возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
  • возможность полноценного отдыха;
  • полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатками водных туристских путешествий являются:

  • невысокая скорость движения транспортных средств;
  • ограниченная мобильность;
  • синдром замкнутого пространства;
  • подверженность части людей морской болезни;
  • в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.[60]

Основную массу иностранных туристов (до 70%) составляют французы и немцы. В последнее время активизировался спрос со стороны туристических фирм Испании и Италии. На российские реки возвращаются американцы, кстати, считающиеся самыми платежеспособными туристами. Пока среди круизеров невысок процент туристов из скандинавских стран.

Внутренний водный транспорт - единственный, где еще не произошла административная реформа. Там сегодня работают 16 государственных бассейновых управлений в форме федеральных госучреждений. Они совмещают административную и хозяйственную функции. Предлагаем эти функции разделить. Хозяйствующим субъектом будет новая структура - ФГУП "Росводпуть" с филиалами в каждом бассейне. ФГУП будет заниматься учетом федерального имущества, сдачей его в аренду, поддержанием ВВП в нормальном состоянии с тем, чтобы судовладельцы могли стабильно работать.

Дело в том, что к реке, как к инфраструктурному объекту, комплексно еще никто не подходил. Когда в середине 90-х годов в пароходствах проводилась приватизация, пароходы (лакомые куски) акционировали, а порты остались. В портах много федерального имущества, но, кто и как его сдает в аренду, непонятно. В настоящее время система речных портов как таковая вообще отсутствует. Есть внутренний водный путь.

Так вот, реформа даст возможность объединить ВВП и речные порты. И тогда это будут целостные инфраструктурные объекты как система внутренних водных путей. Проведут ревизию, и порты, не являющиеся стратегическими для РФ, будут переданы либо частному бизнесу, либо на местный уровень, если они там необходимы.

Почему создается ФГУП именно с правом хозяйствующего субъекта? Потому, что федеральное госучреждение не может привлекать кредитные ресурсы, работать в рамках государственно-частного партнерства.

Реформа рассчитана на два этапа, первый - два года. В течение этого времени предстоит внести изменения в законодательную базу, провести реорганизацию и ревизию федеральной собственности. Будут созданы администрации речных бассейнов. Улучшат финансирование и состояние ВВП, а, следовательно, повысят безопасность судоходства (Рис.5).

ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования рынка речных круизов Пермского края - student2.ru Рис. 5. Схема финансовых взаимоотношений в отрасли внутреннего водного транспорта

1 – Государственные субсидии;

2 – Налоги судовладельцев;

3 – Плата за аренду хозяйственного имущества и пользование портовыми услугами;

4 – Предоставление в аренду государственного имущества и услуг по фрахтованию и ремонту судов;

5 – Плата за аренду судов;

6 – Предоставление судов в аренду;

7 – Инвестиции в отрасль внутреннего водного транспорта.

С помощью данной реформы будет возможность следить за состоянием государственного имущества и находить инвестиции в строительство новых судов и других необходимых объектов.

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по тем же канонам, что и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Вместе с тем федеральные законы и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые - особенности применительно к конкретным территориям субъектов РФ.

В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами РФ нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:

1) определения и поддержки в субъекте РФ приоритетных направлений туристской деятельности;

2) защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;

3) содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

4) содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта РФ;

5) классификации и оценки туристских ресурсов субъекта РФ, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;

6) содействия в субъекте РФ кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;

7) содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;

8) другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям РФ.[61]

Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное партнерство. Так, через федеральные целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры.

Разработан и направлен в Минспорттуризма России для согласования с заинтересованными органами исполнительной власти проект Концепции ФЦП "Туристские центры России на 2010 - 2014 гг.". В программу предлагается включить комплексные межрегиональные проекты развития туристских центров в европейской части России, Урала и Западной Сибири, охватывающие 36 субъектов Российской Федерации.[62]

Раздел "Развитие туристско-рекреационных комплексов" включен в Стратегию "Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Забайкалья на период до 2015 года". В рамках реализации программных мероприятий до 2025 г. для создания новых и реконструкции старых комплексов предполагается направить из федерального бюджета 4991 млрд. руб. Будет создано десять туристско-рекреационных комплексов и 12 000 рабочих мест.

Совместно с Минтрансом России и Росморречфлотом в проекте ФЦП "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 - 2015 годы)" в подпрограмме "Внутренний водный транспорт" предусмотрены мероприятия по развитию эффективной транспортной инфраструктуры, устранению участков, лимитирующих пропускную способность водных путей, строительство и реконструкцию пассажирских причалов и объектов инфраструктуры.[63]

Так же большое внимание уделено совершенствованию и развитию туризма.

Планируется:

- сформировать антикризисные программы развития туризма регионального, муниципального уровней, в которых предстоит разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма;

- предусмотреть в соответствующих разделах региональных программ расходы на подготовку кадров для сферы туризма из числа работников, высвобождаемых из других отраслей экономики;

- выделить зоны экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций, в том числе и в туристско-рекреационной области;

- в перечень предприятий регионального значения, пользующихся поддержкой субъектов Российской Федерации, включать организации туристской индустрии, осуществляющие развитие внутреннего и въездного туризма на территории субъекта Российской Федерации;

- освободить туроператорскую деятельность по внутреннему и въездному туризму от уплаты НДС в связи с формированием основной стоимости реализуемого ими турпродукта за счет услуг освобожденных от НДС;

- использовать программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые Внешэкономбанком, для строительства, реконструкции и модернизации объектов туристской индустрии;

- дополнить турагентской деятельностью перечень видов предпринимательской деятельности, начало которой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" может осуществляться в уведомительном порядке.

Можно выделить следующие основные барьеры для развития внутреннего и въездного туризма:

1. Значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время.

2. Недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха.

3. Постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов.

4. Обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране.

5. Дефицит квалифицированных профессиональных кадров.

6. Избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии.

7. Недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма.

Что же касается анализа реакции круизного рынка на период экономической нестабильности, то можно сказать, что речные круизы в сложившейся ситуации обрели дополнительную привлекательность для туристов. Так как они совершаются по российским рекам и являются полностью отечественным продуктом, на их цене никак не сказываются колебания курсов валют, которые в последнее время приводят к постоянному изменению стоимости зарубежных путевок.

Все предыдущие годы круизный рынок отличался от всех прочих направлений очень большой глубиной продаж. Зачастую путевки на летние круизы начинали продавать еще с осени, то есть фактически за 10-12 месяцев до поездки. Сейчас, когда большинство людей испытывают неуверенность в завтрашнем дне, принятие решений о том, где и как проводить отпуск, многие принимают в последний момент. Эта тенденция заметна и в круизной сфере. Хотя сегодня на многие популярные рейсы свободных мест уже практически не найти, явное уменьшение глубины продаж присутствует. Даже некоторые постоянные круизеры, которые раньше выкупали путевки за год до путешествия, в этот раз оплачивали заказ за полтора-два месяца до поездки.

Поскольку большая часть путевок уже распродана, уже сейчас можно делать выводы о динамике спроса на круизы. Анализируя рыночную ситуацию, можно сказать, что объем продаж на навигацию 2010 года вырос на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И, скорее всего, в ближайшие два месяца (ближе к лету) эта динамика не только не снизится, но и покажет положительный рост.

Именно благодаря глубине продаж наиболее интересные рейсы, популярные среди «адептов» этого вида отдыха, были раскуплены еще год назад. Поэтому оригинальные круизы (в Пермь, Астрахань, Елабугу, Казань, Нижний Новгород) по-прежнему востребованы.

Однако, по мнению специалистов компании «ВодоходЪ», круг потребителей этого турпродукта весьма ограничен и делать на него ставку нельзя.

Что касается цен на круизные вояжи, то здесь ситуация неоднозначна. Некоторые компании отвечают на общее удорожание жизни увеличением стоимости круизов, а другие, наоборот, выводят на рынок антикризисные предложения со старыми ценами и со скидками для постоянных клиентов.

Однако аналитики компании «ВодоходЪ», проанализировав ценовую ситуацию на всем круизном рынке, отмечают, что среднее повышение цен по различным круизным операторам в 2010 году составило от 10 до 20%.

Рассматривая в целом развитие туризма в России необходимо отметить следующее, реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существенное влияние на экономику страны, изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, перераспределение рабочих мест и финансовых потоков. Введение института предпринимательства и закона о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма.[64]

Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. Особенно острыми проблемами у туристических фирм и гостиниц являются отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Эксперты тоже отмечают, что необходимо взаимопонимание между Минэкономразвития и Министерством природных ресурсов РФ, подкреплённое законодательной базой. Речь идет в первую очередь о редактировании понятийного аппарата, норм, регламентирующих деятельность в туризме и т. п. Это внешне рутинная, но необходимая работа.[65]

Другой базовый для отрасли нормативный документ – Концепция развития туризма в РФ, действие которой рассчитано на долговременную перспективу. Отдельный раздел этого документа посвящен региональной политике в сфере туризма. Помимо этого в большинстве регионов России, имеющих туристический потенциал, приняты региональные законы о туризме и программы развития туризма, которые служат основой планового развития туристского комплекса.

Внутренний туризм получил серьезный импульс к наращиванию потенциала и наверстывает то отставание, которое отмечалось в предыдущий период. Уже сейчас он является высокодоходным по сравнению с выездным туризмом, демонстрирующим явную убыточность. Туристическая отрасль впервые за многие годы получила государственную поддержку, а Департамент туризма – должный статус. Есть полное основание для того, чтобы говорить о государственном протекционизме в развитии туризма в России.

Помимо Законодательной системы и системы льгот правительство поддерживает развитие туризма своей экономической политикой.

Кроме нехватки номерного фонда, причины кризиса отрасли эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для иностранцев. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. Но сейчас уже решается вопрос о либерализации визового обмена с Японией и т.д.

Но, одной из главных проблем является отсутствие профессионально подготовленного персонала для сферы услуг. Отрасль динамично развивается, а кадров не хватает. Разумеется, каждый хочет иметь грамотный персонал – все хотят получить готовый продукт, но при этом не все готовы к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями. К примеру, почти никто из работодателей, за исключением Федерации рестораторов и отельеров и некоторых других, не стремиться вкладывать средства в образование или идти на иные формы сотрудничества.

Не случайно в последнее время власти и туроператоры обратили большое внимание на развитие въездного туризма в регионах. Так, Федеральное агентство по туризму, которое, к слову, работает немного, активно рекламирует туры по российским провинциям. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону регионов правильный, но длительный и дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию - это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны. При должном отношении перспективы хорошие.

Отсутствие политики по созданию такого имиджа тоже является современной проблемой сферы туризма нашей страны. Если хотим, чтобы в Россию тянулись туристы, должны их чем-то заинтересовать. Если обратиться к европейским коллегам, то увидим, что в Европе, помимо экскурсионного, широко развит событийный туризм.

В России создана программа развития туризма, которая поможет в развитии отрасли туризма (Рис. 6).

ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования рынка речных круизов Пермского края - student2.ru Рис. 6. Основные цели программы развития туризма в России

Роль туризма как отрасли экономики в мире. Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.[66]

Подвести итог хочется тем, что Россия сейчас находится на этапе поднятия индустрии туризма, пусть пока не всё хорошо получается, но шаги уже предпринимаются. Во многом стоит поучиться у наших западных коллег, перенять их опыт, складываемый десятилетиями, что-то мы можем привнести своего в этот бизнес, если планомерно будем работать в таких областях как: законодательная система и экономическое стимулирование, инфраструктура и качество обслуживания, политика ценообразования и продвижение российского бренда за рубеж.

Что касается туристической отрасли Пермского края, то можно отметить рост популярности речных круизов. Туристические компании активно борются за своих клиентов, развивая и создавая новые продукты. Пермские туристические фирмы активно продвигают речные круизы иностранцам и соседним областям. Но, несмотря на это они сталкиваются с множеством проблем.

Основным препятствием для туристических фирм Пермского края становиться борьба с монопольными структурами, в частности Камским речным пароходством и Пермским речным вокзалом. Высокая стоимость обслуживания пароходов ложится бременем на плечи покупателей туристических круизов. Все это приводит к тому, что потребители туристических услуг делают выбор в пользу заграничных путешествий. Также большое влияние на цену оказывает высокая стоимость топлива.

Полагаю, что в ближайшие годы ситуация на рынке речных круизов Пермского края не претерпит каких-либо качественных изменений. Естественным ограничением для расширения рынка является количество теплоходов – на сегодняшний день они задействованы практически все. Резкое сокращение объемов продаж возможно, но только в рамках обшей тенденции въезда в нашу страну. Если говорить о долгосрочных перспективах, то единственной возможностью развития рынка речных круизов является постройка новых, значительно более комфортабельных судов категории 3 звезды и выше.

Также реформа по созданию ФГУП «Росводпуть» поможет решить вопрос с фрахтом судов и ремонтом причалов в Пермском крае.

Перспективы развития рынка - это строительство судов нового поколения: энергоэкономичных (что означает снижение себестоимости), комфортабельных (время требует улучшения условий проживания), с более универсальными для наших рек габаритами (осадка, ширина, длина). Это позволит теплоходам проходить по рекам с «проблемным» уровнем воды, что, в свою очередь, расширит район плавания и даст нам возможность разрабатывать новые маршруты.

Для развития рынка речных круизов требуются большие инвестиции и поддержка государства. Необходимо развивать привлекательность речных круизов.

Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Речным круизам присущи: уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река — море — река»; возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.

В последнее время россияне все больше отдают предпочтение внутреннему туризму. Динамика роста данного направления составляет порядка 15% в год. При этом наиболее популярными стали речные круизы.

Уже осенью прошлого года после завершения традиционного сезона отпусков ряд туристических фирм рассматривали возможность ликвидации из-за понесенных убытков. Понятно, что отпуск в период кризиса не самая лучшая трата денег, когда зачастую речь идет о выживании. Но, как оказалось, люди не отказались от услуг туристических фирм, напротив, спрос по некоторым направлениям даже выше, чем в благополучные годы. Впрочем, география туров все-таки изменилась. Главным трендом нынешнего сезона стал экономичный отдых в пределах рублевого коридора, то есть по России. Учитывая прямую зависимость цены на популярные зарубежные направления от курсов валют и падение спроса на них, туристические компании начинают активнее осваивать продажу внутренних программ.

И речные круизы как традиционно популярный вид отдыха для россиян средней полосы России получают новую жизнь. Кроме количественного увеличения предложений, туристы и сами компании отмечают качественное улучшение это вида отдыха. Это и суда, совсем недавно прошедшие техническую модернизацию и получившие новые интерьеры, и обслуживающий персонал, вышколенный на специализированных тренингах и, что самое приятное и актуальное, – цены, выросшие по сравнению с прошлогодними не более чем на 4-5%.

Круизные теплоходы являются собственностью компании, что позволяет оперативно реагировать на изменения рынка и существующий спрос, внедрять новшества и постоянно контролировать качество сервиса.

По мнению участников круизного направления отдыха, активный спрос и практически полная заполняемость судов – следствие гибкой ценовой политики компании, позволяющей растянуть поток туристов на весь навигационный период. При этом разница в стоимости путевок на рейсы, совершающиеся в будние дни весенних или осенних месяцев, и рейсы выходного дня в июле и августе достигает 40%. Стоимость путевок зависит также от класса каюты и длительности маршрута.

География популярных маршрутов сегодня немного меняется. Отлично продаются майские праздники, петербургское, астраханское, пермское направления и круизы по Волге продолжительностью от 3 до 11 дней.

Основная проблема - падение спроса на отдых в России у иностранцев. Быстрее всего свои позиции сдает традиционный «поставщик» туристов – Европа. Поэтому сегодня туристические фирмы активно продвигают свой продукт в других регионах, в частности в Китае и Турции. Пермские туристические фирмы также продвигают свои продукты в других странах и соседних регионах.

Немаловажным является то, что парк теплоходов сильно устарел, ежегодно проводиться модернизация теплоходов, но они не могут конкурировать с современными лайнерами. А покупка нового лайнера не окупается при коротком сезоне речных круизов.

Развитие рынка путешествий по воде должно происходить либо за счет появления и модернизации больших теплоходов, либо за счет развития коротких путешествий на небольших судах и других водных транспортных средствах. А пока что пермские владельцы теплоходов вынуждены сдавать суда в аренду в другие регионы.

Надежды на будущее операторы круизного рынка связывают с принятым законом о монетизации льгот. Туристические фирмы надеются на то, что государство будет выделять льготникам средства на круизный отдых. Между тем, никакой поддержки от властей нет, так как круизы не рассматриваются как социальный отдых.

Нужна поддержка. Может быть, льготное кредитование, может быть, поддержка местного, территориального, федерального бюджетов — выделение средств на отдых на реке. В Екатеринбурге выделяется в 6 раз больше средств, чем в Перми, на оздоровление ветеранов посред­ством речных круизов. Это притом, что своих круизов там нет.

Политики, государственной или региональной, чтобы поддерживать этот вид туризма, которым занимаются местные компании, который создает рабочие места для пермяков, нет. Должны быть, какие-­то рекомендации предприятиям, когда они выбирают для сотрудников между санаторием где-­нибудь в Адлере и круизом, чтобы выбирали круиз. А пока что пермские круизные операторы вынуждены самостоятельно бороться за выживание.

Постоянно растущие цены на топливо делают речные круизы неконкурентоспособными по сравнению с другими видами отдыха. Операторы рынка ждут государственной поддержки.

Необходимо провести административную реформу во внутреннем водном транспорте. Реформа даст возможность объединить ВВП и речные порты. И тогда это будут целостные инфраструктурные объекты как система внутренних водных путей. Проведут ревизию, и порты, не являющиеся стратегическими для РФ, будут переданы либо частному бизнесу, либо на местный уровень, если они там необходимы.

Подводя итог, следует отметить, что на возникающие рисковые ситуации, в частности с участием потребителей, наибольшее влияние оказывает уровень сервиса, качество продукта, а также организационная культура предприятия в целом. Можно сделать вывод о том, что действия руководителей туристических фирмы не всегда бывают эффективными, а способам предупреждения рисковых ситуаций, таких, как информированность, не уделяется должное внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. Бабкин. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: 2008, С. 252

2. А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 216

3. Г.П. Журавлева. Экономическая теория. М.: Дашков и Ко, 2009. С.307

4. Д.С. Ушаков. Прикладной туроперейтинг. М.: 2004, С. 416

5. Н.А. Вотинцева. Договорные обязанности в сфере туристического и гостиничного бизнеса. М.: Феникс, 2007 С. 113

6. Н.К. Горовой, К.Э. Горовой, Состояние норматьвно-правового регулирования в сфере туризма в РФ

7. Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

8. «Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) в ред. от 27.12.2009г. Ст. 49

9. «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, в ред. от 17.07.2009г.

10. «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 07.03.2001г. № 24-ФЗ, в ред. от 27.12.2009г.

11. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г.) в ред. от 07.04.2010г.

12. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 17.01.2007г.

13. Федеральный закон от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. от 27.12.2009г.

14. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 17.01.2007г

15. Постановление правительства РФ от 12.12.1995 № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности»

16. www.buklib.net

17. www.business-class.su

18. www.gorod-na-kame.narod.ru

19. www.krui.ru

20. www.kuban.perm.ru

21. www.kurort.perm.ru

22. www.news.kuda.ua

23. www.map.infoflot.ru

24. www.minstm.gov.ru

25. www.mosturflot.ru

26. www.rechflot.ru

27. www.russiatourism.ru

28. www.ssko.ru

29. www.tourbus.ru

30. www.turbooks.ru

31. www.tourist.perm.ru

32. www.travelinform.ru

[1] Г.П. Журавлева. Экономическая теория. М.: Дашков и Ко, 2009. С.307.

[2] Д.С. Ушаков. Прикладной туроперейтинг. М.: 2004, С. 416

[3] Д.С. Ушаков. Прикладной туроперейтинг. М.: 2004, С. 313

[4] Н.А. Вотинцева. Договорные обязанности в сфере туристического и гостиничного бизнеса. М.: Феникс, 2007 С. 113

[5] Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 17.01.2007г.

[6] А.В. Бабкин. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: 2008, С. 252

[7] Федеральный закон от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. от 27.12.2009г.

[8] Федеральный закон от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. от 27.12.2009г

[9] «Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) в ред. от 27.12.2009г. Ст. 49

[10] Постановление правительства РФ от 12.12.1995 № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности»

[11] «Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) в ред. от 27.12.2009г

[12] Н.А. Вотинцева. Договорные обязанности в сфере туристического и гостиничного бизнеса. М.: Феникс, 2007 С. 113

[13] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г.) в ред. от 07.04.2010г.

[14] www.turbooks.ru

[15] Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 17.01.2007г.

[16] Н.К. Горовой, К.Э. Горовой, Состояние норматьвно-правового регулирования в сфере туризма в РФ

[17] www.russiatourism.ru

[18] www.russiatourism.ru

[19] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[20] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[21] www.buklib.net

[22] Н.А. Вотинцева. Договорные обязанности в сфере туристического и гостиничного бизнеса. М.: Феникс, 2007 С. 169

[23] www.russiatourism.ru

[24] Н.А. Вотинцева. Договорные обязанности в сфере туристического и гостиничного бизнеса. М.: Феникс, 2007 С. 216

[25] www.rechflot.ru

[26] www.krui.ru

[27] www.krui.ru

[28] www.krui.ru

[29] А.В. Бабкин. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: 2008, С. 252

[30] www.tourbus.ru

[31] www.tourbus.ru

[32] www.news.kuda.ua

[33] www.gorod-na-kame.narod.ru

[34] www.gorod-na-kame.narod.ru

[35] www.business-class.su

[36] www.business-class.su

[37] www.business-class.su

[38] www.map.infoflot.ru

[39] www.business-class.su

[40] www.tourist.perm.ru

[41] www.tourist.perm.ru

[42] www.business-class.su

[43] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, в ред. от 17.07.2009г.

[44] «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 07.03.2001г. № 24-ФЗ, в ред. от 27.12.2009г.

[45] www.kuban.perm.ru

[46] www.kuban.perm.ru

[47] www.kuban.perm.ru

[48] www.ssko.ru

[49] www.kuban.perm.ru

[50] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 216

[51] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 265

[52] www.kurort.perm.ru

[53] www.travelinform.ru

[54] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 246

[55] Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в ред. от 27.12.2009г.

[56] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[57] www.mosturflot.ru

[58] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[59] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 267

[60] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[61] Н.К. Горовой, К.Э. Горовой, Состояние норматьвно-правового регулирования в сфере туризма в РФ

[62] www.minstm.gov.ru

[63] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 213

[64] www.russiatourism.ru

[65] Е.Л. Писаревский. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика, 2009 №3

[66] А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Управление индустрией туризма России в современных условиях, М: КноРус, 2010г. С. 303

Наши рекомендации