Характеристика и анализ конъюнктуры фармацевтического рынка РФ

Большое внимание развитию фармацевтической отрасли и сфере здравоохранения в целом стало уделяться в середине 2000-х годов Правительство РФ. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года была утверждена и предполагает реализацию последовательных стратегических мероприятий, позволяющих получить качественно новый уровень развития фармрынка и обеспечения населения РФ лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. После утверждения стратегии развития фармпромышленности РФ последовали процессы принятия ряда законодательных актов, которые оказывают воздействие на формирование и развитие фармрынка в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Например, федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» была утверждена в 2011 году. А в 2012 году утверждена и принята стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года, предполагающая осуществление ряда мероприятий, которые могут повлиять на доступность лекарственных средств для населения, безопасность и эффективность которых доказана клинически.

Мероприятия, которые намечены в рамках принятых государственных программ и оказывают влияние на развитие фармацевтической отрасли, должны придать необходимый импульс для повышения уровня конкурентоспособности отечественных предприятий. Вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности, нашли отражение в трудах российских. Так, по результатам оценки управления

дорогостоящая разработка оригинального лекарственного средства. Реализовать процесс разработки, проведения клинических исследования и внедрение на рынок способны только крупные мировые производители ЛС. На мировом фармацевтическом рынке стали возникать мощнейшие интеграционные объединения с целью совместных исследований и разработок новых препаратов.

Отследить количество и результаты интеграционных процессов среди мелких фармацевтических компаний представляется практически невозможным. Анализ среди фармацевтических компаний из рейтинга ТОП-20, чтобы определить наиболее применимые формы интеграции. Рейтинг ТОП-20 фирм-производителей в течении периода стабилен и перемещения по рейтингу происходят в переделах 1-2 позиций.

Таблица 2.3.

Интеграционные процессы отечественных фармацевтических компаний Рейтинга ТОП-20 фирм-производителей по объему продаж с 2008-2014гг.

Год Виды интеграции Объекты интеграционных процессов Результат интеграционных процессов
M&A НИЖФАРМ вошел в холдинг STADA НИЖФАРМ занял 24 место в рейтинге фирм-производителей
        M&A Фармстандарт приобрел 100% акций ЗАО «Виндексфарм» Новые направления производств
Sanofi-Aventis приобрела контрольный пакет акций производителя инсулинов ЗАО «Биотон-Восток» Локализация на фармрынке РФ
«Teva» приобрела фармпроизводителя «Ratiopharm» Новые направления производств
Швейцарский «Novartis AG» приобрел у «Nestle» 77% акций исследовательской компании «Alcon Inc»; Новые направления производств
Merck Sharp & Dohme завершила слияние с Schering-Plough в России Локализация на отечественном рынке
Стратегический альянс Glaxo-SmithKline и российский производитель лекарственных средств компания “Биннофарм” (АФК“Система” Производство ряда вакцин GSK в России. «Биннофарм» также производство некоторых препаратов компании UCB Pharma.
    Кластеризация Novartis подписал с правительством Санкт-Петербурга меморандум Инвестирование в строительство производственного предприятия полного цикла, производство оригинальных лекарственных препаратов, брендированных высококачественных дженериков
Калужский фармкластере (технопарк “Грабцево”) и Berlin-Chemie, Novo Nordisk и Galenica Организация собственного производства Berlin-Chemie, Novo Nordisk и Galenica
Ярославский фармкластер и Nycomed, Teva Строительство завода и инвестиции в размере 50 млн. дол.
M&A Valeant Pharmaceuticals Internationalприобрел 100% ЗАО «Натур Продукт Интернешнл» Новые направления производств
Окончание таблицы 2.3.
«Фармстандарт» приобрел кипрской Bigpearl Trading Limited.   «Фармстандарт» получил возможность определять условия деятельности входящих с ним в одну группу лиц ОАО «Биомед» им. И.И.Мечникова и ООО «Фармапарк»
    M&A   «Фармстандарт» приобрел сингапурский актив Bever Pharmaceutical Новые направления производств
«Фармстандарт» выделил бизнес по производству брендированных безрецептурных препаратов в ОАО «Отисфарм» Права на производство 27 безрецептурных брендов «Фармстандарта»
Канадская Valeant Pharmaceuticals покупка производителя биологически активных добавок «Экомир Фарма Valeant купила у группы «Ренова» компанию «Натур Продукт» Новые направления производств
    M&A ABBOTT приобретение холдинговой компании ООО «Гарденхиллс» Контроль над компанией «ВЕРОФАРМ» (годом ранее компания «ГарденХиллс» приобрела контрольный пакет «ВЕРОФАРМА» у аптечной сети «36,6»
GLAXOSMITHKLINE приобрела вакцинное подразделение NOVARTIS, за исключением иммунопрепаратов против гриппа Совместное предприятие по выпуску безрецептурных препаратов
NOVARTIS приобрела у GLAXOSMITHKLINE подразделения по производству противораковых препаратов

Источник: сост. авт.

Из данных, приведенных в таблице 2.3 видно, что основную долю интеграционных процессов, на отечественном фармацевтическом рынке, преимущественно занимают сделки по слиянию и поглощению (M&A). Из представленных 18 наиболее крупных сделок - 13 по слиянию и поглощению, а это более 70 % от общего количества. Количество сделок растет за счет удорожания процесса создания инновационно новых лекарственных средств, на что также повлияла стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года. В рамках которой формируются и развиваются кластеры, которые являются одной из форм интеграционных процессов.

Итак, на основе проведенного анализа можно выделить следующее: - наблюдается сокращение доли рецептурных ЛС и увеличение доли безрецептурных; увеличение доли ЛС импортного производства и сокращение доли отечественного производства; диверсификация бизнеса субъектов рынка и построение цепочек вертикальной и горизонтальной интеграции. Стоит отметить, что оптимизированы каналы распределения и упорядоченности их конфигурации за счет сокращения численности дистрибьюторов. Доступность лекарственных средств для потребителей благодаря повышению численности аптечных пунктов; повышение

Наши рекомендации