Освоения предмета. Критерии оценивания 3 страница
Класс (68ч)
№ п/п | Дата | Тема урока, тип урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Опыты и наблюдения, знания и умения | Универсальные учебные действия |
Как устроен мир(6 ч) | |||||
01/ 05/ | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей (комбинированный) | Природа. Разнообразие природы и ее классификация. Значение природы в жизни человека | Наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека | Познавательные:использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач; активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:владеть способами взаимодействия с окружающим миром и оценки достижений на уроке. Личностные:проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | |
01/ 05/ | Человек. Ступеньки познания (изучение нового материала) | Внутренний мир человека. Познание окружающего мира – результат познавательной деятельности человека. Способы познания окружающего мира: наблюдения, | Отличие человека от других объектов живой природы. Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия |
Продолжение табл.
опыты, измерения, работа с готовыми моделями | Наблюдения над процессами памяти | Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | |||
08/ 12/ | Проект «Богатства, отданные людям» (заочная экскурсия) | Проектная деятельность. История города (села), символы города (села), исторические достопримечательности города (села), известные люди города(села). Защита (презентация) проекта | Знание истории города (села), его достопримечательностей. Умение работать с различными источниками сбора информации, презентовать собранный материал | Познавательные:активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи, интерпретации информации; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | |
08/ 12/ | Общество (изучение нового материала) | Человек как член общества, а семья – часть общества. Представление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества | Различие понятий государство, территория. Государственные символы РФ – герб, флаг. Генеалогическое древо | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные:проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, чувство гордости |
Продолжение табл.
за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность | |||||
15/ 19/ | Мир глазами эколога (комбинированный) | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу | Отличие экологии от других похожих наук, определение экологических связей. Наблюдение над связями каждой группы в природе | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; использовать знаково-символические средства представления информации; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; определять общую цель и пути ее достижения; распределять функции в совместной деятельности. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть конструктивными способами взаимодействия. Личностные:проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах поведения | |
15/ 19/ | Природа в опасности. Охрана природы (комбинированный) | животные, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки | Знание правил поведения в природе, некоторых видов растений и животных, занесённых в Красную книгу. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи, интерпретации информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
Продолжение табл.
Личностные:проявлять эстетические потребности, ценности и чувства, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах поведения | |||||
Эта удивительная природа(18 ч) | |||||
22/ 26/ | Тела, вещества, частицы (изучение нового материала) | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ. легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Умения определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества, приводить примеры. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи, интерпретации информации для решения познавательных задач; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей, схем изучаемых объектов и процессов в ходе решения учебных и практических задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях; иметь установку на результат при выполнении работы | |
22/ 26/ | Разнообразие веществ (изучение нового) | Вещества – поваренная соль, сахар, крахмал, кислота | Знание веществ (соль, сахар, крахмал, кислота). Умение правильно | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей, схем изучаемых объектов и процессов в ходе решения учебных и практических задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения |
Продолжение табл.
материала) | пользоваться данными веществами. Опыт: определение наличия крахмала в продуктах | заданий поискового характера. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях | |||
29/ 03/ | Воздух и его охрана (изучение нового материала) | Воздух. Состав и свойства воздуха. Опыт Джозефа Пристли. Проблема загрязнения воздуха. Источники загрязнения. Меры по охране воздуха. Использование свойств воздуха | Знание состава и свойств воздуха. Опыт: расширение воздуха | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях; иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве |
Продолжение табл.
29/ 03/ | Вода и жизнь. Свойства воды (комбинированный) | Вода и ее свойства, распространение в природе, значение для живых организмов. три состояния воды | Умения определять свойства воды, очищать воду с помощью фильтра. Знание значения воды. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях; иметь установку на результат при выполнении работы | |
06/ 10/ | Превращения и круговорот воды в природе (изучение нового материала) | Вода. Свойства воды. Три состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное. Процессы, происходящие при переходах из одного состояния вещества в другое. Круговорот воды в природе | Знание процесса осуществления круговорота воды в природе, понятий: испарение, круговорот воды. Умение соотносить круговорот воды с ее свойствами. Опыт: наблюдение за круговоротом воды | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого и поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях |
Продолжение табл.
06/ 10/ | Берегите воду! (комбинированный) | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию | Знание причин загрязнения водоемов, мер охраны водоемов от загрязнения. Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природным богатствам | |
13/ 17/ | Что такое почва (изучение нового мате- риала) | Почва, ее значение для живой природы. Свойства и состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы | Умения определять причины разрушения твердых тел, наличие разных компонентов в почве. Знание основных свойств, состава почвы. Опыты: наблюдение за свойствами твердых тел; состав почвы | Познавательные:активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природным богатствам |
Продолжение табл.
13/ 17/ | Разнообразие растений (комбинированный). | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях | Умения отличать растения одной группы от другой, делать сообщения. Знание основной классификации растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природным богатствам | |
20/ 24/ | Солнце, растения и мы с вами (комбинированный). | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Умения устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека, составлять схему дыхания и питания растений. Опыт: испарение воды листьями. Практическая работа № 5 | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и процессов действительности. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
«Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества в разных ситуациях | ||||
20/ 24/ | Размножение и развитие растений (изучение нового материала) | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Знание этапов развития растения из семени, способов размножения растений. Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными» | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества в разных ситуациях | |
27/ 31/ | Охрана растений (изучение нового материала) | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям | Умение объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знание | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения |
Продолжение табл.
основных экологических правил. Наблюдение за деятельностью человека, приводящей к исчезновению растений | заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природным богатствам | ||||
27/ 31/ | Разнообразие животных (комбинированный) | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология – наука о животных | Знание классификации животных и их групповых признаков. Умения относить животное к определенной группе, анализировать схемы цепей питания. Моделирование | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях |
Продолжение табл.
10/ 14/ | Кто что ест? Цепи питания (изучение нового мате- риала) | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов | Знание классификации животных по типу пищи. Умение составлять цепи питания. Практическая работа № 7 «Моделирование цепей питания» | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
10/ 14/ | Невидимая сеть и невидимая пирамида (изучение нового материала) | Правила поведения в лесу. Пищевые сети дубового леса. Экологическая пирамида. Невидимая пищевая сеть. Невидимая экологическая пирамида | Умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знание обитателей дубовых лесов. Наблюдение цепей питания в природе | Познавательные:активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные:слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
Продолжение табл.