Рынок труда и ожидаемые риски
Хотя до восстановления эффективного естественного прироста населения в Башкирии еще далеко, в настоящее время демографическая ситуация в республике положительным образом отличается от ситуации во множестве регионов РФ, что может препятствовать осознанию нарастающей угрозы.
Неизбежное возрастание стоимости рабочей силы во всех секторах экономики вызовет усиление так называемого «западного дрейфа» — межрегиональной миграции в пользу Центра, где также придется резко увеличить вложения в улучшение среды обитания, поскольку ее экологическое качество, качество услуг в сфере здравоохранения и образования выступят на первый план. Соответственно, в этих условиях население республик Поволжья начнет перетекать в места, которые будут предлагать людям наиболее привлекательные условия работы и проживания. Башкирия не сможет остаться в стороне от общего тренда, что дополнительно осложнит неизбежный процесс перетекания сельского населения в города. Задача повышения качества как городской, так и сельской среды в ее экологической и социальной составляющих явно выходит на первый план.
Отвечая на вопросы журналистов после заседания Госсовета РФ, Президент Башкортостана Рустэм Хамитов подчеркнул: «Мы все знаем, в какой ситуации находится наша республика с точки зрения экологической безопасности. Риски достаточно высокие — как существующие, так и те, которые были в прошлом, но тем не менее они несут в себе потенциальную угрозу… Вчера обсуждалась тема возмещения отложенного, скажем так, экологического ущерба или ущерба, который был в прошлом, а сегодня в силу разных обстоятельств не решается. На нашей территории такие объекты есть. Это химические хранилища и районы интенсивной нефтедобычи, и территории, которые сопряжены с подземными ядерными взрывами. Далее Семеновская золотоизвлекательная фабрика в Баймакском районе республики. И эти предприятия или эти территории на сегодняшний день не санированы в той степени, в которой они должны быть, с точки зрения минимизации экологических рисков. Я поддержал предложение Минприроды и правительства Российской Федерации о формировании специальных нормативных актов в части преодоления этих экологических ущербов, нанесенных в прошлом».
Отсюда императив концентрации внимания на загрязнении рек и почв, что представляет очевидную проблему Башкирии — не в большей, но и не в меньшей степени, чем в соседних регионах. Регион, которому удастся достичь больших успехов в повышении качества среды обитания, ощутимого населением, получит существенные преимущества — соответственно, вложения в улучшение условий проживания должны рассматриваться как ключевая инвестиция в близкое будущее.
В связи с этим, в частности, необходимо перевести тему утилизации гигантских «хвостов» и отвалов от горнопромышленной деятельности и металлургии из жанра публицистики в задачу для инновационного проектирования.
Вторым ключевым условием сохранения числа специалистов, необходимого для развития, и привлечения специалистов из стагнирующих регионов является опережающее жилищное строительство и синхронное с ним развитие социальной инфраструктуры. Здесь мы сталкиваемся с тройным затруднением.
Первое — сложность предотвращения хаотичной, спекулятивной игры с переводом земли из одной категории в другую. Второе — подпитываемая частью экспертов убежденность жителей, что именно коттеджное строительство является основной формой реализации мечты о достойном жилище. Объективный анализ ситуации в мире показывает, что при относительной дешевизне строительства только очень богатые страны с мощным средним классом в состоянии выдерживать эксплуатационные расходы, связанные с этим типом расселения. Третье — коттеджное строительство для горожан активно лоббируется девелоперами и застройщиками, поскольку значительно снижает проблему согласований.
Соответственно, применительно к городской застройке необходимо сформировать программу строительства съемного жилища по схеме высокоплотной застройки средней этажности (4 — 5 этажей). В решении этой проблемы Башкирия, репутация которой в связи с программой работы по схеме Фонда содействия реформированию ЖКХ достаточно высока, имеет полную возможность осуществить подлинный прорыв относительно других регионов.
В условиях Башкортостана принципиальное значение приобретает проблема достижения относительного баланса между Уфой, заметно оторвавшейся от иных городов республики по численности населения и по интенсивности экономической жизни, и городами второго-третьего ранга. В силу избыточной численности сельского населения только Татарстан и Башкирия обладают возможностями реально укрепить сеть опорных средних и малых городов. Реализовать эти возможности в полной мере удастся лишь в том случае, если опережающее развитие жилой и социальной инфраструктуры во вторых-третьих городах позволит нарастить в них новое качество.
Высокая инерционность управленческих рисунков в отношении социальных инфраструктур имеет все признаки проблемной ситуации. Для ее преодоления очевидным образом необходимо существенно шире воспользоваться опытом, уже накопленным в ряде регионов России. Здесь нецелесообразно пытаться охватить всю гамму успешных новаций, и мы ограничимся лишь несколькими примерами. Так, несомненный интерес представляет опыт Перми, где предпринят разумный маневр средствами в отношении общей для России драмы с нехваткой детских садов — выплата компенсаций матерям, которые заняты домашним воспитанием детей, при одновременном поощрении создания небольших частных детских садов.
Мы поставили темы, обычно отодвигаемые в конец списка задач, на первое место по той причине, что, в конечном счете, очень скоро слова «человеческий капитал» из сугубо риторической фигуры речи превратятся в обозначение безусловно ключевого условия развития регионов, и за это условие развернется достаточно острая конкуренция.
В связи с этим обстоятельством ясно высвечивается и проблема образования — однородная для всех российских регионов. В Башкирии есть крепкие высшие учебные заведения, однако в целом структура образования, следуя за наивными представлениями родителей, решительно не совпадает ни с сегодняшними, ни, тем более, завтрашними задачами развития республики. По-прежнему учебные программы построены по принципу исходной специализации при поступлении в вуз, тогда как скорость, с которой появляются новые специализации — в особенности в инновационных областях, — существенно превышает темп корректировки учебных программ. Рассчитывать на то, что бизнес способен заранее дать четкий заказ на подготовку специалистов (в том случае, когда вуз готов работать на прямой заказ), нереально.
Задача состоит в том, чтобы сгруппировать процесс обучения по крупным областям компетенций, обобщенно составляющих суть «технического бакалавриата», включать студентов в работу над реальными задачами не позже чем на втором курсе обучения, отстроить систему ускоренного вторичного образования для уже работающих специалистов.