Репетиция применения копинг-техник
Терапевт использует эту технику во время сессии, чтобы помочь пациенту мысленно подготовиться к применению копинг-стратегий. Особенность ее в том, что терапевт вызывает у пациента образ применения им когнитивных техник. Для сравнения: используя технику мысленного решения проблемы, терапевт побуждает пациента вообразить, как бы он мог мысленно решить проблему, лежащую в основе спонтанно возникшего образа.
Т: Значит, вы предчувствуете, что вам придется туго, когда на занятиях придется читать устный доклад?
П: Да.
Т: Представьте себе всю эту картину. Когда вы впервые заметите нарастание тревоги?
П: Утром, едва проснувшись.
Т: О чем вы будете думать?
П: О том, что у меня ничего не получится. И я буду представлять себя, трясущуюся и заикающуюся, не в силах открыть рот.
Т: Вы имеете в виду - в аудитории?
Образные представления 287
П: Да.
Т: А что бы вы могли сделать?
П: Постараться расслабиться. Напомнить себе, что я много готовилась и даже репетировала этот отчет вслух.
Т: Что произойдет?
П: Мое дыхание выровняется. Я немного успокоюсь.
Т: А можете ли вы представить, как это все происходит?
П: Да.
Т: Расскажите мне.
П: Я чувствую себя немного лучше, но все еще нервничаю. У меня совсем нет аппетита, и я не хочу завтракать. Я только принимаю душ, одеваюсь и теперь готова идти в колледж.
Т: О чем вы думаете?
П: Что будет, если я стану нервничать все больше и больше?
Т: Попробуйте представить, как по дороге на занятия вы читаете копинг-карточку, которую мы составили раньше. Можете вообразить, как достаете ее из сумки и читаете?
П: Да... Думаю, мне станет спокойнее.
Т: Когда вы подходите к классу, попробуйте представить, что вы совершаете "прыжок" в будущее. Вы уже окончили выступление и теперь садитесь на свое место, чтобы послушать других студентов. ...Как вы себя чувствуете сейчас, по дороге в колледж?
П: Немного лучше. По-прежнему волнуюсь, но уже не так сильно.
Т: Хорошо. Теперь вы входите в класс. Что происходит и что вы делаете?
Пациентка продолжает разворачивать" мысленную картину и подроби представлять, как она справляется со сложной для нее ситуацией. Затем с конспектирует описания конкретных техник, которые могут пригодиться будущем.
Дистанцирование
Дистанцирование - это техника, предполагающая создание копинг-образа и позволяющая улучшить состояние пациента, посмотреть на проблему шире. В следующем примере терапевт помогает пациентке увидеть преходящий характер ее трудностей и тем самым обнадеживает ее.
288 Глава 13
Т: Салли, я знаю, что сейчас вы испытываете безнадежность и вам кажется, что эти проблемы будут с вами всегда. Как вы думаете, не попробовать ли вам представить себя после этого трудного периода?
П: Наверное... Но это так сложно представить.
Т: Попробуйте представить себя в следующем семестре. Теперь вы — второкурсница. Сейчас, скажем, середина осени. Вы по-прежнему учитесь в колледже?
П: Наверное.
Т: Расскажите о себе.
П: Я не знаю. Мне сложно загадывать так далеко наперед.
Т: Хорошо, давайте поговорим о более конкретных вещах. Когда вы просыпаетесь по утрам?
П: Около восьми часов.
Т: Где вы живете?
П: Я снимаю комнату и городе.
Т: Одна?
П: Нет, с соседкой.
Т: Хорошо. Итак, вы просыпаетесь утром. Что происходит дальше?
П: Я тороплюсь на занятия. Теперь мне дольше добираться до колледжа, чем раньше, когда я жила в общежитии.
Т: Вы идете одна или встречаете кого-то из товарищей?
П: Не знаю.
Т: Это ваша мысленная картина. Вам решать.
П: Ну, хорошо. Я встречаюсь с подружкой, и мы идем в колледж вместе.
Т: О чем вы разговариваете по дороге? Или вы молчите?
П: Мы разговариваем об учебе и общих знакомых.
Т: Что происходит потом?
П: Мы приходим на занятия.
Т: У вас большая лекционная аудитория, как и сейчас?
П: Наверное, нет. В следующем году мы будем заниматься в маленьких аудиториях, по группам.
Т: Что происходит в аудитории? Вы обращаетесь к кому-нибудь или молча садитесь на свое место?
Образные представления 289
П: Надеюсь, к тому времени у меня будет больше друзей. Наверное, я стану более общительной, научусь проявлять инициативу.
Т: Как вы себя чувствуете, когда представляете все это?
П: Неплохо.
Т: Попробуйте в качестве домашнего задания закончить этот сценарий! Тогда всякий раз, когда пас будет посещать мысль "Я никогда с этим не справлюсь", "переключайтесь" на этот образ и наблюдайте, что произойдет с вашим настроением.
П: Я попробую.
Т: Как вы думаете, эта сцена может быть создана лишь силой вашего позитивного мышления? Или вы способны приложить усилия, чтобы все это стало правдой? И, глядя правде в глаза, разве вы уже не работаете для того, чтобы все это стало реальностью?
П: Да, это правда.
Техника дистанцирования позволяет освободить пациента от власти воображаемых последствий катастрофы. Мари, о которой говорилось выше в этой главе, опасалась бесконечных страданий ее детей в случае ее гибели. Терапевт побуждает Мари представить степень страданий ее детей в разные периоды времени, а не только сразу после воображаемой автокатастрофы. Эта техника подобна технике "Прыжок в будущее", хотя включает мысленный взгляд через годы, а не минуты, часы или дни.
Т: Мари, как вы представляете, кто рассказывает детям о вашей смерти?
П: Мой муж.
Т: Как это происходит?
П: (Всхлипывая.) Он обнимает их. И говорит: "Произошла авария. Мамы больше нет".
Т: Что дальше?
П: Они не хотят в это верить. Начинают плакать и повторяют: "Это неправда. Я хочу к маме".
Т: Им плохо...
П: Да, очень.
Т: (После паузы.) Попробуйте посмотреть на своих детей из будущего. Скажем, спустя шесть месяцев. Можете представить их?
П: Они в школе. Выглядят грустными. Подавленными. В душе у них — пустота.
290 Глава 13
Т: Как они себя чувствуют?
П: Им по-прежнему плохо.
Т: А теперь представьте, что прошло два года. Сколько им теперь лет?
П: Мелиссе восемь, а Линде шесть.
Т: Что они делают?
П: Играют во дворе. Это наш дом. Я не думаю, что мой муж куда-нибудь переедет.
Т: Что они делают во дворе?
П: Играют с соседскими детьми. Например, в мяч.
Т: Как они себя чувствуют сейчас?
П: Нормально, если только не думают обо мне.
Т: А когда думают?
П: (Вытирает слезы.) Они все еще иногда плачут. Им тяжело.
Т: Так же, как и с самого начала?
П: Нет, не так.
Терапевт мягко проводит Мари через последовательность образов спустя пять, десять и двадцать лет после ее воображаемой смерти. В ходе выполнения этого задания Мари начинает осознавать, что первоначальное потрясение ее дочерей постепенно сглаживается и со временем сокращается до коротких периодов грусти и тоски, с которыми они в силах совладать. Подробно представляя себе, что ее дочери вырастают и создают свои собственные семьи, Мари избавляется от своего страха гибели в автомобильной катастрофе.
Смягчение опасности
Третий тип техники, предполагающей создание терапевтических образов, разработан для того, чтобы помочь пациенту увидеть ситуацию с более реалистичной оценкой действительной угрозы. Например, терапевт побуждает Салли изменить ее образ выступления в аудитории, предлагая ей представить одобрительные выражения лиц однокурсников. Пэм, тревожной пациентке, которая очень боялась предстоящей операции кесарева сечения, было предложено представить реанимационное оборудование и заботливые лица врачей и медсестер, скрытые масками.
Образные представления 291
Резюмируя сказанное в этой главе, нужно отметить следующее. У большинства пациентов, если не у всех, появляются автоматические мысли в виде спонтанно возникающих образов, или представлений, или мысленных картин. Чтобы помочь пациенту выявить эти образы, терапевт должен проявить настойчивость (но не назойливость). Тем пациентам, которых часто посещают неприятные мысленные картины, необходимо освоить несколько техник, основанных на применении силы воображения. Кроме того, иногда образы могут создаваться целенаправленно, с терапевтическими целями.
Глава 14
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание - это интегральная часть когнитивной терапии (Beck и др., 1979), позволяющая расширить возможности для когнитивных и поведенческих изменений у пациента на протяжении всей недели между сессиями. Удачное домашнее задание способствует дальнейшему обучению клиента (в том числе с помощью библиотерапии [9]), получению им новых сведений (например, путем выявления мыслей, эмоций и типов поведения), проверке и оцениванию его мыслей и убеждений, изменению его мышления, отработке когнитивных и поведенческих навыков. Благодаря домашнему заданию пациент экспериментирует с новыми типами поведения и закрепляет знания, полученный на терапевтических сессиях. Успешно выполненное домашнее задание способствует повышению у пациента чувства уверенности в себе.
Множество исследований, касающихся процесса когнитивной терапии, подтвердили, что пациенты, которые выполняют домашние задания, достигают улучшений быстрее, чем те, которые не выполняют (например, Neimeyer & Feixas, 1990; Parsons и др., 1988). Многие пациенты выполняют домашние задания охотно и легко, другие могут упорно сопротивляться и высказывают полное неприятие самой идеи домашних заданий. Важно отметить, что даже самые опытные терапевты сталкиваются с трудностями, когда некоторые пациенты, несмотря на тщательную подготовку, не выполняют никаких домашних заданий в письменной форме. Тем не менее, терапевт должен всегда исходить из предположения, что пациент выполнит домашнее задание.
294 Глава 14
Чтобы повысить вероятность этого, терапевт
• модифицирует стандартное домашнее задание к потребностям конкретного пациента;
• логически обосновывает пациенту необходимость выполнения данного домашнего задания;
• выявляет возможные препятствия на пути выполнения задания и устраняет их, а также проводит работу с негативными убеждениями пациента, касающимися выполнения домашнего задания, с тем чтобы изменить их.
Эта глава состоит из четырех разделов: определение домашнего задания, повышение вероятности того, что пациент успешно выполнит задание, концептуализация проблем и анализ выполненного домашнего задания.