Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России. Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство
Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».
1. Россия — демократическое государство. Важнейшими признаками демократического государства являются:
а) народовластие,
б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
в) идеологическое и политическое многообразие,
г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной
политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов,
свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права
2.Россия — правовое государство. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз
деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Названные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую
предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.
3.Россия — федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации —
республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной
области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в
пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные
правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.
4.Россия — государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане,
согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента
Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения
властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об
этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например,
наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной
Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами
республики парламентской.
5.Россия — суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во
внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее
многонациональный народ.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
6.Россия — социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности
современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека
и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не
могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
7. Россия — светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает,
что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так
же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение
проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов
гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию.
8. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие
формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
9. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об
экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и существуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина означает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это
суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по
правам человека.
2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне
достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные
инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так
часто обновлять свои знания?
Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к новым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными технологиями.
Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудования, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окружающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.
В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицированного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инженер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.
3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы
развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно
включить в журнал? Где найти материал для их оформления?
Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озвучены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.
Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?
• сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;
• дефицит на рынке труда квалифицированных рабочихи специалистов;
• недостаточное развитие энергосберегающих технологий;
• недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;
• несвоевременная замена устаревшего оборудования;
• отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;
• загрязнение окружающей среды и т.д.