Понятие цикличности в экономике, её основные признаки
Общий спрос на инвестиционные товары – сумма инвестиционных решений всех фирм страны. А у каждой фирмы имеется широкий спектр инвестиционных вариантов. При этом фирма сопоставляет доходность инвестиций по каждому варианту с альтернативной стоимостью капитала, то есть с нормой банковского процента по вкладам. Следовательно, в результате государственных мер могут стать выгодными и те инвестиционные решения, где низкая норма ожидаемой прибыли, так как ставка процента, например, окажется ещё ниже. А значит, увеличится совокупный спрос на инвестиции.
Инвестиции зависят в значительной мере от сбережений населения. Но между сбережением и инвестированием существует определённый разрыв. Почему? Прежде всего потому, что сбережения делаются разными группами населения и по разным причинам, а инвестиции – совершенно другими группами, принадлежащими не к потребителям, а к производителям. Другой причиной-фактором надо отметить то, что сбережения поступают в распоряжение инвесторов, как правило, через посредников: через банки, сберегательные учреждения, различные финансовые фонды и компании. Кроме того, процесс инвестирования зависит от множества факторов, трудно поддающихся оценке и прогнозированию. К этим факторам относятся, в частности, доходы предприятий, издержки, ожидания, сроки окупаемости инвестиций, налоговые ставки. Сюда же можно отнести общую экономическую и политическую ситуацию, состояние внешней торговли, курс национальной валюты, новые открытия в науке и технологии, изменения в структуре спроса населения и размерах его доходов.
Например, наша Ярославская область, по мнению Департамента по экономической политике, инвестиционной деятельности и международному сотрудничеству Администрации региона, нуждается в увеличении инвестиций как минимум втрое. Причём имеющиеся инвестиции идут у нас в основном в торговые и развлекательные центры, а не в техническое перевооружение промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Почему? Потому что последние из названных отраслей имеют очень большие сроки окупаемости. Правда, этот перекос не в пользу производственного сектора типичен не только для нашего региона, а для всей России. Следовательно, здесь явно недостаёт роли государства в экономическом стимулировании инвестиций в приоритетные отрасли.
Серьёзная проблема заключается в том, что большинство россиян вообще не делают сбережений. Так, согласно итогам социологического опроса, проведённого исследовательским холдингом «Ромир Мониторинг» в 2005 году, от идеи скопить какую бы то ни было сумму отказались 54% граждан РФ (См.: Золотое кольцо, 10.02.2005, с.3). Понятно, что с наступлением кризиса процент таких неучастников сберегательно-инвестиционного процесса только увеличился. Перед государством в связи с этим предстаёт задача обеспечить экономическое стимулирование сбережений, выгодность для граждан накапливать сбережения и вкладывать их в банки, способствуя тем самым активизации инвестиционной деятельности.
Инвестиционные расходы подразделяются на, во-первых, амортизационные, а во-вторых, чистые инвестиции. Амортизационные расходы – это те, что направляются на замену изношенного оборудования, зданий и сооружений. А чистые инвестиции – это добавляющие и расширяющие физический капитал и, таким образом, способствующие экономическому росту страны. Если в ВВП входят все инвестиционные расходы, то в ЧНП учитываются только чистые инвестиции. Когда в национальной экономике объём личного потребления больше, чем чистый национальный продукт, то имеем дело с проеданием капитала, то есть не возмещаются даже амортизационные отчисления. А если личное потребление равно ЧНП, то экономика переживает застой. И только при ЧНП, превосходящем размеры личного потребления, происходит экономический рост.
Хотя инвестиции составляют относительно небольшую часть совокупных расходов (15-16% в развитых странах до наступления кризиса в 2008 году), но именно динамика инвестиций вызывает основные макроэкономические сдвиги за счёт мультипликационного эффекта, то есть отношения приращения ВВП к приращению инвестиций. Поэтому естественно, что инвестиционная политика выступает важной составляющей макроэкономической политики в целом в странах смешанной системы, а в реформируемых – особенно. Данная аксиома приобретает особое значение в условиях необходимости выхода из мирового кризиса.
В условиях реформирования экономики, перехода от командной к смешанной системе, государство должно обеспечить сбалансированность спроса и предложения на макроуровне. Положительный опыт реализации этой задачи накоплен в Китае путём экономического стимулирования товаропроизводителя любой формы собственности. Здесь рекордное приращение ВВП в течение трёх десятилетий реформ сопровождалось постоянным снижением уровня цен и ростом среднего и совокупного доходов. А значит, и ростом совокупного спроса. Причём отмеченная тенденция не «изменила» Китаю и с началом мирового кризиса, развернувшегося с 2008 года. Столкнувшись с резким падением экспорта китайских товаров в США и страны ЕС, руководство КНР сразу же нейтрализовало отрицательные последствия такого падения стимулированием внутреннего спроса, реализацией товаров длительного пользования и жилья населению своей страны на льготных условиях.
К сожалению, положительный опыт Китая не был использован в РФ и не используется сейчас. В течение всего периода российских реформ экономика нашей страны находилась в неравновесном состоянии. Сначала для стабилизации экономики правительство Б.Н. Ельцина - Е.Т. Гайдара провело с 1 января 1992 года либерализацию цен. Но в условиях монополизма это вызвало, как и предвидели многие экономисты, бурный рост инфляции – вплоть до гиперинфляции в 1993-1994 годах. А в результате, разумеется, сократился совокупный спрос. Так, жители Ярославля и всей нашей области стали потреблять мясных и молочных продуктов почти втрое меньше, чем в предыдущий, советский период, считавшийся годами дефицита.
Необходимость структурной перестройки требовала сократить производство первого подразделения (производства средств производства), военно-промышленного комплекса, устаревших по технологии и продукции предприятий. Но эти мероприятия проводились в РФ поспешно и вопреки мировому опыту. Например, ведущим предприятиям военно-промышленного комплекса, носителям научно-технического прогресса, было приказано практически мгновенно осуществить конверсию до 80% от общего объёма производства. Тогда как в США и других развитых странах постоянно следовали макроэкономическому правилу: никогда не допускать объём конверсии более 8% в год, иначе может возникнуть угроза национальной безопасности и разбалансированности экономики. В результате такого игнорирования положительного опыта развитых стран у нас резко выросла безработица и ещё больше сократилась платёжеспособность населения.
Но особенно остро макроэкономическая неравновесность РФ проявилась в инвестиционной сфере. Так, если за 1991-1997 годы объём производства ВВП сократился в нашей стране вдвое, то объём инвестиций – более чем вчетверо. Подобное «опережение» отставания инвестиционной сферы наблюдалось и после дефолта, объявленного 17 августа 1998 года. В чём же причина такого отставания? В том, что у нас не только не создан, а разрушен инвестиционный климат. Запредельный уровень взяточничества и коррупции, сложившийся в РФ в последние годы, не способствует указанному климату, тормозит инвестирование, особенно в реальный, производственный сектор экономики. «Число россиян, вынужденных давать взятки, растет, - говорится в исследовании Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Россия",- в 2008 году 29 процентов опрошенных Центром жителей России ответили положительно на вопрос, приходится ли им давать взятки. В 2007 году таких было только 17 процентов» (LENTA.RU. 03.06.2009). За годы реформ более триллиона долларов российского капитала «убежало» за рубеж. Внутри РФ с самого начала реформ резко усилился отток капитала из промышленной сферы в финансовую. В результате в стране не обеспечивается реальное накопление капитала. Следовательно, не создаётся основа для будущего, нормального развития экономики.
Таким образом, для достижения макроэкономического равновесия в Российской Федерации нужна прежде всего активная государственная поддержка инвестиционной сферы. Надо сформировать экономические стимулы для направления денежных средств в производство. Например, через льготное налогообложение реальных инвестиционных проектов, а для важнейших из них – государственное субсидирование. При этом важно определить приоритетные отрасли для первоочередного инвестирования. И, конечно, государство должно обеспечить значительное снижение банковской процентной ставки по кредитам.