Результаты исследования iii курса

Опрошенным студентам третьего курса, проживающим в общежитии, было предложено оценить уровень организации мероприятий проводимых в общежитиях по 10-бальной системе (1 – самый низкий, 10 – самый высокий балл). 67%, (в сравнении с 2009 г. 53,3%) респондентов выбрали от 6 до 10 баллов, при этом самую высокую оценку дали почти в 2 раза больше опрошенных, чем самую низкую 16,5% - 10 баллов и 4,85% - 1 балл, что немного ниже в обоих случаях по сравнению с показателями 2009 г. (28,8% - 10 баллов, 12,2% - 1 балл). Опрошенные студенты, проживающие в общежитии, более высоко оценили мероприятия по профилактике правонарушений, которые проводятся в общежитиях. Высокие оценки (6-10 баллов) дали 66,67% (в 2009 г. 66,7%) опрошенных, но из них 17,14% (в 2009 г. 33,3%) оценили уровень мероприятий на 10 баллов, что практически в 2 раза ниже, чем в 2009 году. Но и самый низкий балл дали 4, 76%, что так же ниже уровня 2009г., когда оценивших мероприятия по профилактике на 1 балл было 7,2% респондентов.

Отдельный блок вопросов анкеты посвящён условиям обучения. Обеспеченность учебной литературой 54,32% опрошенных оценили от 6 до 9 баллов по сравнению с 2009 г. - 70,6% показатель снизился практически на 16%. Но на 10 баллов обеспеченность оценили 29, 62% по сравнению с 2009 г. - 15,9% опрошенных, что указывает на рост числа студентов полностью удовлетворенных литературой на факультетах, включенных в ПНР, где нет проблемы с приобретением новейшей литературы. На 1 балл обеспеченность литературой не оценил никто, по сравнению с 2009 г. - 4,8%. Наиболее высоко оценили обеспеченность учебной литературой студенты института недропользования, энергетики - 90,3%. Наиболее низко (1-5 баллов) оценили обеспеченность учебной литературой студенты института ИИИ и СГН (98%).

Уровень доступности литературы в библиотеке ИрГТУ респонденты так же оценили довольно высоко. Поставили от 6 до 10 баллов 87,72% респондентов, что на 20% выше по сравнению с 2009 г. - 67,6%. 25,93% (2009 г. - 18,7%) опрошенных дали самую высокую оценку, а самую низкую всего 0,82% (2009 г. - 3,3%). Можно сделать вывод, что нужная литература стала более доступна для студента ИрГТУ. Наиболее высоко – до 100% опрошенных студентов ПНР выбрали 6 – 10 баллов. Наиболее низкие оценки дали студенты ИИИ и СГН 95,5% выбрали от 1 до 5 баллов в частности студенты специальностей ИЗО профиля.

Оснащение учебных лабораторий и аудиторий современным оборудованием 46,1% респондентов оценили от 6 до 9 баллов, и 46,49% - оценили оснащенность от 1 до 5 баллов, а в 2009 г. больше 50% респондентов оценивали техническое оснащение в промежутке от 1 до 5 баллов, что говорит об улучшении оснащения аудиторий, это можно связать с повышением финансирования. Самый низкий балл поставили 9,88%, то есть практически столько же, сколько в 2009 г. - 9,3% опрошенных, самый высокий 5, 35, что так же практически не разнится с показателем 2009 г. - 6%. Самые низкие оценки оснащению аудиторий и лабораторий дали студенты ИИИ и СГН(97% - 1-5 баллов, 1 балл – 53,4%). Наиболее высокие оценки оснащению аудиторию и лабораторий дали студенты институтов ПНР.

Уровень доступности в университете к современным информационным технологиям 51,85%, опрошенных оценили высоко (6-10 баллов), что несколько выше по сравнению с 2009 г. - 50,8%, выбрали самый высокий балл 8,23%, что несколько ниже 2009 г. - 13,9% респондентов, самый низкий также выбрали 8,23%, что практически не отличается от 2009 г. - 8,4%. Наиболее низкие показатели так же как и при ответе на предыдущий вопрос по ИИИ и СГН, а самые высокие по институтам ПНР.

Санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий опрошенными студентами ИрГТУ оценено довольно высоко, 58,85%, респондентов выбрали высокие оценки – 6-10 баллов, хотя и несколько ниже, чем в 2009 г. - 63,4%. 6, 58% по сравнению с 2009 г. - 13,5% дали максимальную оценку, минимальную – 5,76% по сравнению с 2009 г. - 9,3%. Самые высокие оценки (6-10 баллов) состоянию учебных аудиторий (90%) дали студенты институтов ПНР и института экономики, управления и права. Наиболее низкие оценки поставили студенты ИИИ и СГН, где 100% респондентов поставили от 1 до 5 баллов, из них 23,4% опрошенных выбрали минимальный балл.

Санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного питания 62,55% опрошенных оценили от 6 до 10 баллов, что чуть выше показателей 2009 г. - 60%, причём самый высокий балл поставили 5,35%, что практически в три раза меньше, чем в 2009 г. - 17,7% опрошенных, самый низкий – 4,12%, что практически не разнится с показателем 2009 г. - 5,8%. При этом опять наблюдается значительное расхождение между мнениями студентов разных подразделений вуза. Оценили этот показатель от 6 до 10 баллов 95,6% студентов главного корпуса ИрГТУ. Поставили от 1 до 5 баллов 98,5% респондентов ИИИ и СГН.

Санитарно-гигиеническое состояние общественных туалетов 60,09% респондентов оценили высоко (6-10 баллов), что немного выше показателя 2009 г. - 57,8%. Поставили 10 баллов 9,05%, что несколько ниже данных 2009 г. - 15% респондентов, 1 балл – 6,17%, что не разнится с показателями 2009 г. - 6%. Молодые люди также остались менее критичны в оценке состояния общественных туалетов, 70,3% опрошенных молодых людей оценили их от 6 до 10 баллов, среди девушек высокие оценки дали 54,7% опрошенных. Наиболее высокая доля тех, кто оценил состояние туалетов в вузе от 6 до 10 баллов среди студентов, обучающихся в главном корпусе ИрГТУ. Самую низкую оценку дали студенты ИИИ и СГН – 100% опрошенных выбрали от 1 до 5 баллов.

Оценивая бытовые условия проживания в общежитии, 49,55% опрошенных выбрали от 6 до 10 баллов, что на 10% ниже, чем в 2009 г. - 59,6%. Максимальный балл поставили 9,91%, что чуть выше, чем в 2009 г. - 6,4% респондентов, минимальный – 12,61, что в 4 раза выше, чем в 2009 г. – 3,2%. Девушки также остаются более критичными в оценке условий общежития, так только 30,2% опрошенных девушек оценили их высоко, среди молодых людей выбравших высокие оценки 46,5%. При этом студенты всех факультетов и институтов примерно одинаково оценивают условия проживания в общежитиях.

Студентом было предложено указать сколько времени (в часах) в неделю они проводят в библиотеке вуза. Результаты исследования показали, что 52,7% опрошенных не посещают библиотеку совсем, что немного ниже показателя 2009 г. - 54,2%, проводят в библиотеке 1 час – 14, 82% по сравнению с 2009 - 12% респондентов, 2 часа – 16,46% (2009 г. - 13,2%) респондентов, 3 часа – 4,12% (2009 Г. - 6,3%), остальные – более 4 часов. Наиболее высокий процент тех, кто не проводит время в библиотеке совсем, среди студентов технических специальностей – 87,63%, это при том, что по ПНР закупается достаточное количество новейшей литературы, но возможно, что студенты просто не информированы об этом. По результатам опроса, больше всего проводят времени в библиотеке студенты гуманитарных и экономических специальностей, 3 и более часов в неделю – 46,81%.

Опрос показал, что 41,98% опрошенных, что более чем на 10% меньше, чем в 2009 г. - 55,7% совсем не проводят время за компьютером в университете, проводят 1 час в неделю – 6,58% (2009 г. - 5,7%) респондентов, 2 часа – 13,99% ( 2009 г. - 14,7%), 3 часа – 7,82 (2009 г. - 6,6%), 4 часа – 7, 82% ( 2009 г. - 5,1%), остальные – более 5 часов. То есть показатель студентов, проводящих время за компьютером в университете, немного увеличился, по сравнению с 2009 г. Наиболее высокий процент тех, кто совсем не проводит время в вузе за компьютером среди студентов ИИИ и СГН – 98,31%. Самое большое количество времени проводят за компьютером в ИрГТУ студенты специальность, которых связана с работой на ПК, так 42,8% опрошенных студентов данной направленности указали, что проводят за компьютером в вузе более 4-5 часов в неделю.

По данным проведённого опроса, выходят в Интернет в ИрГТУ меньшее число опрошенных, чем тех, кто занимается за компьютером в вузе. 64,61% опрошенных никогда не выходят в Интернет, что, однако почти на 20% меньше, чем в 2009 г. - 85,3%, 15,59% (2009 г. - 7,2%) - 1 час в неделю и 1,23% - менее получаса, 7,82% (2009 г - 2,1%) - 2 часа, остальные – более 3 часов.

Студентам было предложено дать примерную оценку процессу обучения в целом, 80,25% опрошенных дали высокую оценку процессу обучения в ИрГТУ (6-10 баллов), что выше, чем в 2009г. - 73,8%. Но только 8,3%, по сравнению с 2009 г. - 14,8% респондентов поставили 10 баллов. 1 балл поставили 0,4% (2009 г. - 2,1%). Наиболее высокая доля тех, кто высоко оценил процесс обучения в вузе в целом (6-10 баллов) выбрали 100% опрошенных в институте недропользования. Наиболее низкие оценки дали студенты ИИИ и СГН ИЗО направленности 90,3% опрошенных студентов выбрали 1-5 баллов.

На вопрос: «Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?» 46,09% опрошенных студентов ответили, что смотрят в будущее с оптимизмом, что практически равно данным 2009 г. - 46,7%, скептически смотрят на перспективы будущего трудоустройства 18, 52% (2009 г. - 14,1%) респондентов, 34,98% (2009 г. - 38,6%) опрошенных ответили, что готовы работать там, где смогут больше зарабатывать, независимо от специальности. Можно сделать вывод, что число студентов, оценивающих свои перспективы на рынке труда оптимистично, практически не изменилась. Повышается доля студентов-технарей, решающих в дальнейшем работать не по специальности, так среди студентов физико-технического института с 60% в 2009 г. к 2012 г. уже 71,4% не будут работать по специальности после окончания вуза по их собственной оценке.

Если бы пришлось выбирать специальность снова, 50,21% (2009 г. - 53,2%, а в 2007 г. – 57,7%) респондентов выбрали бы свою специальность в ИрГТУ, то есть можно ответить медленную динамику на снижение выбора своей специальности. 23,87% (2009 г. - 22,8%) респондентов выбрали бы другую специальность в ИрГТУ, 15,64% (2009 г. - 16,2%) опрошенных студентов выбрали бы другую специальность и другое образовательное учреждение, 10,28% (2009 г. - 7,8%) выбрали бы эту же специальность в другом учреждении. Наиболее высокий процент тех, кто выбрал бы снова свою специальность в ИрГТУ среди студентов института недропользования (82,35%). Хотели бы учиться по своей специальности в другом вузе 31,52% студентов Института экономики, управления и права. Наиболее высокая доля тех, кто выбрал бы и другую специальность, и другое учебное учреждение среди студентов ИИИ и СГН (46,37%), при этом только 26,44% из них хотели бы остаться в ИрГТУ, поменяв при этом специальность.

Уверены в том, что в нашем университете есть информационные источники, с помощью которых можно познакомиться с планом проведения внеучебной деятельности 62,15% (2009 г. - 64,4%) опрошенных, затруднились с ответом 30,45% ( 2009 г. - 31,1%) респондентов, ответили, что таких источников нет 6,58 (2009 г. - 3,9%) опрошенных. Наиболее высокий процент тех, кто знает о наличии таких источников среди студентов института недропользования и института экономики, управления и права (больше 80%).

Оценивая по 10-бальной системе уровень информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы, 58,84% респондентов (2009 г. - 59,2%) выбрали от 6 до 10 баллов. 7,83% (2009 г. - 13%) опрошенных поставили самый высокий балл, что несколько ниже, чем в 2009 г., 1,65% (2009 г. - 6,5%) - самый низкий. Наиболее высоко (6-10 баллов) оценили уровень информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы студенты института недропользования. Наиболее высокая доля тех, кто выбрал от 1 до 5 баллов среди студентов ИИИ и СГН (89,37%).

Студентам было предложено указать студенческие общественные организации, в которых они принимали участие. Наиболее активно студенты участвуют в работе студенческого профсоюза 19,44%, что, однако почти в 1,5 раза меньше, чем в 2009 г. - 33,7%. В деятельности студенческого клуба – 6,58% (2009 г. - 5,7%), в службе порядка ИрГТУ – 0,4% (2009 г. - 2,7%), в строительном отряде – 1,23% (2009 г. - 2,1%), в студенческом научном обществе – 5,76%, что несколько выше показателей 2009 г. - 2,4%, в студенческой службе по трудоустройству – 0,4% (2009 г. - 1,5%). Совсем не принимает участие в работе студенческих общественных организаций 31,73% (2009 г. - 28,1%) опрошенных. Обращает на себя внимание тот факт, что растет число студентов, участвующих в научных обществах. В работе студенческого научного общества принимает участие более 20% опрошенных института строительства и недропользования.

Несмотря на то, что в работе многих студенческих общественных организаций принимает незначительное количество опрошенных, работу этих организаций студенты оценили довольно высоко – 62,97% (2009 г. - 62,2%) опрошенных оценили её от 6 до 10 баллов. Самый высокий балл поставили 7,41% (2009 г. - 12,4%) опрошенных, самый низкий – 1,65% (2009 г. - 5,9%). Работе студенческих общественных организаций самые высокие оценки (6-10 баллов) дали, как и в 2009 г. студенты института экономики, управления и права (93,1%). Наиболее низкие оценки (от 1 до 5) дали студенты специальностей ИЗО – 70,63%.

Опрос показал, что самым распространённым видом занятий студентов во внеучебное время является спорт 31, 28%, что немного ниже, чем в 2009 г. - 40,3%, хотя все больше денег выделяется на оснащение, например, спортплощадок возле общежитий стационарными тренажерами. Занимаются художественным творчеством 11,55% (2009 г. - 14,6%) респондентов, культурно-массовой работой – 5,76%, что в два раза меньше, чем в 2009 г. - 10,4%, техническим творчеством – 7,82% (2009 г. - 7,5%), научно-исследовательской работой – 17,28%, что почти в 2,5 раза выше, чем в 2009 г. - 7,2% опрошенных. Ничем не занимаются во внеучебное время 6,14% (2009 г. - 5,4%) респондентов. Вполне логично художественным творчеством занимаются, в основном студенты института строительства и ИИИ и СГН. Можно отметить рост интереса студентов к научно-исследовательской работе, при одновременном снижении интереса к культурно массовой работе и творчеству.

Студентам было предложено оценить по 10-бальной системе уровень материально-технического обеспечения тех видов деятельности, которыми они занимаются во внеучебное время. Наиболее высоко было оценено материально-техническое обеспечение спортивных занятий во внеучебное время, 80,81% респондентов оценили его от 6 до 10 баллов, что на 13% больше, чем в 2009 г. - 67,4%. Причем, оценивших материально-техническое оснащение на 10 баллов - почти 30%. Студенты отмечают повышение уровня оснащенности спортивных сооружений университета. Высоко оценили материально-техническое обеспечение художественного творчества 54,84% (2009 г. - 53,5%) опрошенных, культурно-массовой работы – 69,44%, что выше показателя 2009 г. - 52,2%, но при этом как показал ответ на предыдущий вопрос, студенты не стремятся ей заниматься при достаточно высоком уровне материальной обеспеченности данного сектора. Обеспечение научно-исследовательской деятельности – 62,9% (2009 г. - 44,9%), технического творчества – 57,79% (2009 г. - 44,7%). По результатам опроса, самая низкая материально-техническая обеспеченность научно-исследовательской деятельности и технического творчества в ИИИ и СГН – 32,47%.

Оценивая материально-техническую базу, используемую во внеучебной работе в целом, 65,42% (2009 г. - 59,5%) опрошенных выбрали высокие показатели (6-10 баллов). Наиболее высокую оценку материально-технической базе, используемой во внеучебной работе в целом дали студенты института недропользования, где 100% опрошенных выбрали от 6 до 10 баллов. Наиболее низкие оценки дали студенты ИИИ и СГН (68,36% - 1-5 баллов).

На вопрос о том, в каких мероприятиях принимали участие опрошенные в текущем и прошедшем учебном году 22,15% (2009 г. - 30,5%) ответили, что ни в каких мероприятиях не принимали участие. Принимали участие в культурно-массовых мероприятиях 13,15%, что в 2 раза ниже показателя 2009 г. - 32,2% опрошенных, в спортивных соревнованиях – 20,58% (2009 г. - 21,8%), в студенческих научных конференциях – 18,52% (2009 г. - 11,9%), в предметных олимпиадах – 4,53% (2009 г. - 6,6%). При этом уровень организации и проведения мероприятий, в которых опрошенные принимали участие 61,32% (2009 г. - 70,9%) оценили от 6 до 10 баллов.

На вопрос: «Как Вы считаете, выпускники нашего университета подготовлены к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда?» 45,68% опрошенных нами студентов ИрГТУ ответили утвердительно, что на 10% меньше, чем в 2009 г. - 56,8%. 13,58% (2009 г. - 12,7%) отрицательно, 40,74% (2009 г. - 30,5%) затруднились с ответом на этот вопрос. Наиболее высокая доля тех, кто ответил утвердительно среди студентов института недропользования 86,4%.

Дали высокую оценку (6-10 баллов) подготовленности студентов к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда 60,49% (2009 г. -64,2%) опрошенных. Высоко оценили свою подготовленность к жизни и труду студенты института недропользования и института права, экономики и управления ( около 75% - 6-10 баллов). Ниже всех оценили подготовленность студенты физико-технического института 50% респондентов этого факультета выбрали от 1 до 5 баллов.

О том, что в нашем университете есть служба социально-психологической помощи студентам знает 19,75%опрошенных,что в 2 раза меньше, чем в 2009 г. - 39,5%. Наиболее высокий процент осведомлённых о наличии такой службы на факультете ИИИ и СГН (72,41%) , в здании которого она располагается. Обращались за помощью в эту службу 3,29% (2009 г. - 3,9%) всех опрошенных. Из них, оценивших деятельность службы низко, в диапазоне от 1 до 5 баллов – 65,96%.

Знают о том, что в нашем вузе есть те, кто употребляет наркотики 20,58% (2009 г. - 27,5%) опрошенных, не знают – 22,63% (2009г. - 21,9%) опрошенных, затруднились с ответом – 55,56% (2009 г. - 50,6%). Известны случаи правонарушений, совершенных студентами университета 28,4%, что ниже на 10% показателя 2009 г. - 39,8% опрошенных, не известны – 44,03% (2009 г. - 43,1%) респондентов, остальные – затруднились с ответом. Таким образом можно предположить положительную тенденцию к снижению правонарушений, совершенных в университете.

Отдельный блок вопросов анкеты посвящён профилактической работе в ИрГТУ. О том, что в ИрГТУ ведётся специальная работа по профилактике ВИЧ-инфекций знают 40,33% респондентов, что на 20% меньше, чем в 2009 г. - 60,5%, считают, что такая работа не ведётся 17,28% (2009 г. - 9,3%) опрошенных, остальные затруднились с ответом на этот вопрос.

Считают, что в ИрГТУ ведётся работа по профилактике наркологической зависимости 34,16%, что также гораздо ниже показателя 2009 г. - 57,8% опрошенных студентов, считают, что такая работа не ведётся 19,34% (2009 г. - 13,4%) опрошенных, затруднились с ответом – 46,1% (2009 г. - 28,9%).

О том, что вузом проводится работа по профилактике правонарушений знают 27,57% опрошенных, что в 2 раза меньше показателя 2009 г. - 54,9%, не знают – 19,75% (2009 г. - 16%), затруднились с ответом – 36,64% (2009 г.- 28,5%).

Меньше всего студенты осведомлены о работе по профилактике алкогольной зависимости. Ответили, что знают о такой работе 27,57% (2009 г. - 48%) опрошенных, не знают – 19,75% (2009 г. - 18,3%), затруднились с ответом – 36,64% (2009 г. - 33,3%).

42,39% опрошенных (2009 г. - 52,2%) оценили организацию специальной профилактической работы в университете в целом от 6 до 10 баллов, при этом самый высокий балл поставили 2,88%, что в 7 раз меньше, чем в 2009 г. - 14,7% опрошенных. Наиболее высоко организацию профилактической работы в университете оценили студенты ИИИ и СГН – 67,83%, что может быть связано с наличием в данном институте большого числа волонтеров из студентов специальностей гуманитарной направленности, которые зачастую сами проводят тренинги по снижению социально-негативных явлений после прохождения соответствующей подготовки.

Считают, что администрация университета и факультетов поощряет студентов за достижение в учёбе и предметных олимпиадах 71,6% (2009 г.70,4%) опрошенных, 11,53% (2009 г. - 11,1%) ответили, что администрация не поощряет студентов.

Уровень эффективности и справедливости системы поощрения студентов в ИрГТУ оценен респондентами довольно высоко: 58,86 (2009 г. - 56,7%) опрошенных оценили его от 6 до 10 баллов, при этом 8,23% (2009 г. - 14,8%) респондентов поставили 10 баллов. Наиболее высоко (6-10 баллов) уровень эффективности и справедливости системы поощрения студентов оценили студенты института недропользования и института экономики, управления и права (90,31%). Наиболее низко (1-5 баллов) оценили систему поощрений студенты ИИИ и СГН – 64,9%.

Около 40% (2009г - 52,7%) опрошенных знают о том, что в их подразделениях проводятся опросы студентов с целью выявления их мнения об организации внеучебной работы, 35,81% (2009 г.31,1%) - не знают о таких опросах, остальные – затруднились с ответом. Наиболее высокий процент тех кто не знает о проведении таких опросов среди студентов технических специальностей – от 67% до 84%.

Уверены в том, что их мнение учитывается при составлении плана организации и проведения внеучебной работы только 22,23% (2009 г.- 38,3%) опрошенных, считают, что их мнение не учитывается 38,68% (2009 г. - 29,2%), остальные – затруднились с ответом. Можно предположить, что надежды студентов на большее количество позитивных изменений во внеучебной деятельности не оправдались. Что подтвердилось ответами на вопрос относительно оценки уровень влияния студентов на составление плана организации и проведения внеучебной работы 67,48% (2009 г. - 58,5%) опрошенных выбрали низкие баллы – от 1 до 5, 12,76% (2009 г. - 11%) студентов поставили самый низкий балл.

Только 28,81% (2009 г. - 33,5%) опрошенных студентов считают, что в вузе уделяется достаточно внимания организации и проведению внеучебной работы, ответили, что внимания уделяется недостаточно 30,45% (2009 г. - 25,4% опрошенных, остальные затруднились с ответом на этот вопрос.

Организацию и проведение внеучебной работы в университете 46,08% (2009 г. - 49,5%) опрошенных оценили от 6 до 10 баллов. Самый высокий балл поставили 3,7% опрошенных, что в 4 раза меньше, чем показатель 2009 г. - 14,4%, самый низкий – 3,29% (2009 г. - 6,9%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня теоретические и практические разработки по созданию эффективной системы воспитательной работы в высшем учебном заведении, направлены на осмысление целей воспитания в условиях современности, а также поиск актуальных форм и методов воспитательной работы, позволяющих студентам познать себя и свои возможности, осознать свою роль в социально-культурных процессах.

Кроме задач по модернизации воспитания в сфере профессионального обучения сегодня стоят не менее сложные проблемы создания таких условий для личностного развития студентов, как субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе, которые позволили бы проявиться самобытности, уникальности каждой личности, что послужит дальнейшему духовному и экономическому росту всего общества.

Таким образом, реализация воспитательного процесса в вузе это управление формированием и развитием личности студента через создание благоприятных условий, воздействующих на разум, чувства, волю с целью выработки определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения.

Мониторинговое исследование «Проблемы совершенствования внеучебной и воспитательной работы в ИрГТУ. Мнение студентов» показало, что общий уровень воспитательной работы в ИрГТУ повысился. По многим вопросам, имеющим непосредственное отношение к воспитательной работе, наблюдается позитивная динамика. В некоторых аспектах воспитательной работы все остается без изменений, а в отдельных – есть ухудшения.

Уровень проведения профилактических и культурно-массовых мероприятий в общежитиях, по мнению студентов, практически не изменился и оценивается как стабильно высокий. Но при этом большое количество студентов третьего курса вынуждены снимать квартиры, испытывая трудности с заселением в общежитие, что сказывается на общей удовлетворенности процессом обучения в вузе.

Растет число студентов полностью удовлетворенных наличием литературы на факультетах и институтах, включенных в приоритетные направления развития университета. Уровень доступности литературы в библиотеке ИрГТУ респонденты так же оценили довольно высоко, в динамике с 2009 г. Остается негативной ситуация с удовлетворенностью литературой и уровнем ее доступности в институте изобразительных искусств и социально гуманитарных наук, в данном подразделении не отмечается положительной динамики по сравнению с 2009 годом.

Положительная динамика также отмечена в ситуации оснащения аудиторий университета, что можно связать с повышением финансирования. Наиболее высокие оценки оснащению аудиторию и лабораторий дали студенты институтов ПНР. В институте изобразительных искусств и социально гуманитарных наук уровень оснащенности остается на низком уровне. Наиболее низкие показатели уровня доступности современных информационных технологий так же в институте изобразительных искусств и социально гуманитарных наук, а самые высокие - по институтам ПНР.

Санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий оценивается достаточно высоко. Самые высокие оценки дали студенты институтов ПНР и института права, экономики и управления. Наиболее низкие оценки поставили студенты ИИИ и СГН. Санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного питания оценивается достаточно высоко, но высший балл в три раза ниже, чем в 2009 г. Оценили этот показатель выше студенты главного корпуса ИрГТУ. Оценили низко студенты ИИИ и СГН. Наиболее высокая доля тех, кто оценил состояние туалетов в вузе высоко среди студентов, обучающихся в главном корпусе ИрГТУ. Самую низкую оценку дали студенты ИИИ и СГН. При этом студенты всех факультетов и институтов примерно одинаково оценивают условия проживания в общежитиях, что на 10% ниже чем в 2009 г.

Наиболее высокий процент тех, кто не проводит время в библиотеке среди студентов технических специальностей, при том, что закупается достаточное количество новейшей технической литературы, но возможно, что студенты просто не информированы об этом. По результатам опроса, больше всего проводят времени в библиотеке студенты гуманитарных и экономических специальностей.

Показатель числа студентов, проводящих время за компьютером в университете, немного увеличился. Наиболее высокий процент тех, кто совсем не проводит время в вузе за компьютером среди студентов ИИИ и СГН. Самое большое количество времени проводят за компьютером в ИрГТУ студенты, специальность которых связана с работой на ПК. Также по данным проведённого опроса, выходят в Интернет в ИрГТУ меньшее число опрошенных, чем тех, кто занимается за компьютером в вузе.

Наиболее высокая доля тех, кто высоко оценил процесс обучения в вузе в целом, обучается в институте недропользования. Наиболее низкие оценки дали студенты ИИИ и СГН ИЗО направленности. При этом число студентов, оценивающих свои перспективы на рынке труда оптимистично, практически не изменилась. Но повышается доля студентов-технарей, решающих в дальнейшем работать не по специальности.

При возможности выбора свою специальность в ИрГТУ выбрало бы чуть меньше студентов. Наиболее высокий процент тех, кто выбрал бы снова свою специальность в ИрГТУ среди студентов института недропользования. Хотели бы учиться по своей специальности в другом вузе достаточно большое количество студентов Института права, экономики и управления. Наиболее высокая доля тех, кто выбрал бы и другую специальность, и другое учебное учреждение среди студентов ИИИ и СГН, при этом только 26,44% из них хотели бы остаться в ИрГТУ, поменяв при этом специальность.

Наиболее высокий процент тех, кто знает о наличии информационных источников о внеучебной деятельности среди студентов института недропользования и института права, экономики и управления. Также наиболее высоко оценили уровень информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы также студенты института недропользования.

Увеличивается число тех, кто совсем не принимает участие в работе студенческих общественных организаций. Но обращает на себя внимание тот факт, что растет число студентов, участвующих в научных обществах. Несмотря на то, что в работе многих студенческих общественных организаций принимает незначительное количество опрошенных, работу этих организаций студенты оценили довольно высоко. Работе студенческих общественных организаций самые высокие оценки института права, экономики и управления, а наиболее низкие оценки дали студенты специальностей ИЗО.

Опрос показал, что самым распространённым видом занятий студентов во внеучебное время является спорт, но данный показатель немного ниже, чем в, хотя все больше денег выделяется на оснащение, например, спортплощадок возле общежитий стационарными тренажерами. Вполне логично художественным творчеством занимаются, в основном студенты института строительства и ИИИ и СГН. Можно отметить рост интереса студентов к научно-исследовательской работе, при одновременном снижении интереса к культурно массовой работе и творчеству.

Наиболее высоко было оценено материально-техническое обеспечение спортивных занятий во внеучебное время. Студенты отмечают повышение уровня оснащенности спортивных сооружений университета. Высоко оценили материально-техническое обеспечение художественного творчества, культурно-массовой работы, но при этом как показал ответ на предыдущий вопрос, студенты не стремятся ей заниматься при достаточно высоком уровне материальной обеспеченности данного сектора. По результатам опроса, самая низкая материально-техническая обеспеченность научно-исследовательской деятельности и технического творчества в ИИИ и СГН. Наиболее высокую оценку материально-технической базе, используемой во внеучебной работе в целом дали студенты института недропользования.

Показатель участия в мероприятиях университета немного снизился. При этом уровень организации и проведения мероприятий, в которых опрошенные принимали участие, также показывает снижение качества мероприятий.

Относительно готовности к жизни и труду в современных условиях, а также адаптации на рынке труда снижается процент ответивших утвердительно, что может указывать на снижение уверенности студентов в возможности адекватного трудоустройства. Наиболее высокая доля тех, кто ответил утвердительно среди студентов института недропользования, при общем снижении показателя по техническим специальностям.

Количество знающих о том, что в нашем университете есть служба социально-психологической помощи студентам снижается. Наиболее высокий процент осведомлённых о наличии такой службы на факультете ИИИ и СГН, в здании которого она располагается. Но из обращавшихся за помощью в эту службу, большинство оценивает деятельность службы крайне низко.

Наблюдается положительную тенденция к снижению правонарушений, совершенных в университете. Отдельный блок вопросов был посвящён профилактической работе в ИрГТУ. О специальной работе по профилактике ВИЧ-инфекций знают гораздо меньше опрошенных, чем в 2009 г. Та же тенденция прослеживается и осведомленности о работе по профилактике наркологической зависимости и правонарушений. Меньше всего студенты осведомлены о работе по профилактике алкогольной зависимости.

При этом оценили организацию специальной профилактической работы в университете в целом достаточно высоко, но высокий балл поставили в 7 раз меньше, чем в 2009 г. Наиболее высоко организацию профилактической работы в университете оценили студенты ИИИ и СГН, что может быть связано с наличием в данном институте большого числа волонтеров из студентов специальностей гуманитарной направленности, которые зачастую сами проводят тренинги по снижению социально-негативных явлений после прохождения соответствующей подготовки.

Считают, что администрация университета и факультетов поощряет студентов за достижение в учёбе и предметных олимпиадах большинство опрошенных. Уровень эффективности и справедливости системы поощрения студентов в ИрГТУ оценен респондентами также довольно высоко: Наиболее высоко уровень эффективности и справедливости системы поощрения студентов оценили студенты института недропользования и института права, экономики и управления. Наиболее низко оценили систему поощрений студенты ИИИ и СГН.

Наиболее высокий процент тех, кто не знает о проведении опросов с целью выявления мнений относительно организации внеучебной и воспитательной работы среди студентов технических специальностей. Но число уверенных в том, что их мнение учитывается при составлении плана организации и проведения внеучебной работы снизилось. Можно предположить, что надежды студентов на большее количество позитивных изменений во внеучебной деятельности не оправдались. Что подтвердилось ответами на вопрос относительно оценки уровень влияния студентов на составление плана организации и проведения внеучебной работы.

Снижается количество студентов, которые считают, что в вузе уделяется достаточно внимания организации и проведению внеучебной работы, самый высокий балл в оценке – дает все меньше студентов, хотя общая оценка организации остается достаточно высокой.

Таким образом, подводя итоги исследования, можно вынести следующие предложения по совершенствованию воспитательной работы в ИрГТУ:

- повысить степень информированности студентов, в том числе и ИИИ и СГН о проведении мероприятий разного уровня;

- улучшить условия обучения и техническую оснащенность аудиторий на факультетах и институтах гуманитарной и искусствоведческой направленности;

- организовать мероприятия по снижению отчуждения от обучения студентов технических специальностей.

При этом воспитательная и внеучебная работа, проводимая на разных курсах, должна различаться как по задачам, так и по форме. Вместе с тем, успех воспитательного процесса в вузе зависит также от того, насколько эффективно будет реализовываться привитие студентам потребности и навыков самовоспитания, что видится необходимым при переходе на двухступенчатое компетентностное образование. Также необходимо совершенствовать систему студенческого самоуправления, с целью дальнейшей демократизации вузовских социальных взаимодействий.

[1] Воспитательная работа в Иркутском государственном техническом университете. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007

[2] Воспитательная работа в Иркутском государственном техническом университете. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007

Наши рекомендации