Требования к результатам работы

Экономическая теория

Специальность

Экономическая безопасность

Специализация

«Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

Присваиваемая квалификация

Экономист

Форма обучения

Очная, заочная

Троицк, 2016 г.

Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 38.05.01 - Экономическая безопасность, утвержденного Минобрнауки России, приказ №19, от 14 января 2011г.;

Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»одобрены и рекомендованыкафедрой математики, экономики и управления

Протокол заседания № ____ от «____»____________2016г.

Заведующий кафедрой ____________________ Нужнова С.В.

Автор (составитель)

преподаватель кафедры

математики, экономики и управления _________________ Иванова Е.В.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………...……….
1. Общие положения……………………………..……………………..………..
2. Примерная тематика курсовых работ ..……………………………………...
3. Выбор темы……………………………………………………………………
4. Сбор, анализ и обобщение материала ….....…………………………………
5. Структура курсовой работы и разработка рабочего плана ………………...
6. Требования к содержанию курсовой работы…………….. ………………...
7. Требования к оформлению курсовой работы ………………………………
8. Основные элементы библиографического описания………………………..

Введение

Одной из форм научно – исследовательской работы в рамках учебного процесса является выполнение курсовой работы.

Курсовая работа является одной из форм текущего контроля самостоятельной работы студента.

Курсовые работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, курсовые работы позволяют осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность будущего специалиста.

Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Целью выполнения курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарах по экономической теории, углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем экономической теории.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- научится самостоятельно отыскивать необходимую информацию, т.е. работать с библиографией, библиотечными каталогами, подбирать необходимый материал;

- овладеть навыками сбора и анализа статистической информации, подбора необходимого материала;

- научиться самостоятельно излагать материал, выявлять проблемы и высказывать свои взгляды на выявленные проблемы и делать самостоятельно обоснованные выводы;

- сформировать навыки научно-исследовательской работы, использования анализа и самостоятельных выводов по экономическим проблемам;

- изучить наиболее актуальные экономические проблемы, уяснить связи теории с практикой;

- усвоить назначение «Введения» и «Заключения» в научной работе;

- приучиться выполнять формальные и редакционные требования, предъявляемые к оформлению работы.

Курсовая работа выполняется студентами очного и заочного форм обучения в соответствии с учебным планом, по заранее выбранной теме.

Требования к результатам работы

В результате написания курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» студент должен обладать следующими компетенциями:

а)общекультурными (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

б) профессиональными (ПК):

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).

1. Общие положения

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Студент, выполняющий курсовую работу должен соблюдать те требования, которые предъявляются к работам данного уровня. Курсовая работа выполняется самостоятельно и во внеаудиторное время. Подготовка к написанию данной работы предусматривает изучение теоретических постулатов, результатов научно – практических исследований по закрепленной за студентом теме. Курсовая работа – это подготовительная ступень к написанию дипломной работы.

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

- выбор темы, согласование ее с руководителем, оформление задания;

- составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы с использованием данных по наличию литературы, возможностей работы в Интернете и т.д.;

- формирование структуры работы;

- сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

- формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

- изложение курсовой работы и представление ее руководителю;

- доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя;

- оформление курсовой работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений.

Студент выполняет курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки, если она соответствует предъявленным требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.

2. Примерная тематика курсовых работ

1. Критерии экономической безопасности России.

2. Несовершенство рыночной системы хозяйства (провалы рынка) и эффективность государственного вмешательства в России.

3. Инвестиционный спрос и его влияние на национальный объем производства.

4. Макроэкономический анализ инвестиций.

5. Финансовая политика государства.

6. Финансовый рынок и его место в рыночной экономике.

7. Экономическая природа дефицита государственного бюджета и методы его регулирования.

8. Проблемы внешнего долга.

9. Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства.

10. Деньги и рынок кредитных ресурсов.

11. Кредитно-денежная политика государства.

12. Банковская система в современной рыночной экономике.

13. Инфляция и антиинфляционное регулирование в России.

14. Занятость населения и проблемы ее регулирования в рыночном хозяйстве.

15. Социальная политика государства.

16. Мировая торговля.

17. Платежный баланс: состав, показатели и оценка эффективности.

18. Валютный рынок и формирование курсов валют.

19. Экономический рост и проблемы роста экономики России.

20. Антициклическое регулирование и стабилизация экономики.

21. Теневая экономика в России.

22. Российская экономика на современном этапе развития.

23. Внешнеэкономическая политика государства и регулирование внешней торговли.

24. Дифференциация доходов населения и политика государства по перераспределению доходов.

25. Уровень жизни и проблемы его измерения.

26. Сущность и формы международной экономической интеграции.

27. Вывоз капитала как форма международных экономических отношений.

28. Безработица в условиях рынка. Стабилизационные программы в условиях сочетания безработицы и инфляции.

29. Теории и модели экономического роста. Прогнозные модели развития экономики.

30. Современные тенденции развития экономической интеграции.

31. Государственная политика занятости, оценка ее эффективности в российской экономике.

32. Антиинфляционная политика государства: виды, инструменты, эффективность.

33. Кейнсианский и неоклассический подход к использованию инструментов кредитно-денежной политики.

34. Бюджетно-налоговая политика: противоречивость влияния на экономическое развитие.

35. Влияние банковской системы на функционирование рыночной экономики.

36. Особенности деятельности международных финансовых институтов.

37. Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность.

38. Особенности экономического кризиса в России.

39. Влияние процессов глобализации на мировую экономику.

40. Мировой финансовый кризис начала XXI века: причины и последствия.

41. Денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы.

42. Модели экономических циклов и их реалистичность.

3. Выбор темы

Данный этап очень важен при подготовке курсовой работы. Очень часто студенты относятся к его выполнению достаточно формально, что является серьезной ошибкой.

При выборе темы необходимо учитывать следующее. По степени сложности темы, входящие в состав дисциплины «Экономическая теория», существенно не отличаются друг от друга. Поэтому неправильным является подход, при котором студент пытается выбрать тему «полегче». Любая тема для своего полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий. При этом, однако, нельзя не учитывать, что степень усвоения той или иной темы у студента может быть различной. При выборе темы следует понимать, что каждая из тем представляет собой ту или иную экономическую проблему, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок – понимание курсовой работы, как простого изложения различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, и это должно учитываться при выборе темы.

Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Единственным обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины.

Примечание. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

При выборе темы студенты должны соблюдать следующие требования:

Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов одной учебной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименовании темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения. Например: Вариант 1. «Виды монополий и особенности определения цены и объемов производства при чистой монополии (на примере «естественных монополий» Российской Федерации). Вариант 2 ««Виды монополий и особенности определения цены и объемов производства при чистой монополии (методы государственного регулирования)».

Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

4. Сбор, анализ и обобщение материала

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины; библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, Интернет; рекомендации преподавателя.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе этот список должен содержать 15-20 наименований. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки.

Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записки, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура курсового исследования, его содержание и объем работы.

Хотя структура курсовой работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу и анализа материалов.

5. Структура курсовой работы и разработка рабочего плана

Для разработки рабочего плана курсовой работы студент должен четко представлять структуру курсовой работы.

Это тем более важно, так как структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большого количества первоисточников и литературы.

Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру: введение; основная часть; заключение; библиография; приложения.

Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение. Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Введение. Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы – проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в курсовой работе. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее основных положений.

Обязательным атрибутом курсового исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.

Не рекомендуется делать введение объемом более 2 страниц.

Основная часть. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического, фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум, двух. В курсовой работе достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, а главы – на параграфы (2-3 в каждой главе). Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

Заключение. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор курсового исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.

Объем заключения примерно равен объему введения.

Список использованной литературы. Это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы, в том числе и курсовой.

Библиографический список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Приложения. Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы.

Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, данные социологических опросов, иллюстрации, копии договоров, постановлений, копии финансовых документов (хозяйственные договора, балансы) и т.д.

Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, Приложение 10) и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

В приложении в левом углу должно быть указано, на основании каких источников оно составлено.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4.

Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы.

Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

Рабочий план составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.

Примерный план выполнения курсовой работы.

1. Сбор необходимой литературы.

2. Подготовка библиографического списка.

3. Изучение и анализ источников и литературы, подготовка обзора источников и литературы.

4. Формулирование основных теоретических положений и изложение основной части курсовой работы.

5. Подготовка введения.

6. Подготовка заключения.

7. Оформление курсовой работы и приложений

Наши рекомендации