Программа социальной ответственности компании
Теоретическое обоснование:
ОАО "РУСАЛ" – крупнейший в мире производитель алюминия. Объединенная компания, крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема, создана в результате объединения Компании РУСАЛ, занимавшей третье место в мире по производству алюминия, Группы СУАЛ, входившей в десятку крупнейших мировых производителей алюминия, и глиноземных активов швейцарской компании Glencore. В состав компании входят предприятия по добыче бокситов и нефелиновой руды, производству глинозема, алюминия и сплавов, фольги и упаковочных материалов на ее основе, а также энергоактивы. На пяти континентах в 19 странах мира на предприятиях компании работают более 75 тысяч человек.
Главной целью ОАО "РУСАЛ" является обеспечение устойчивого развития компании как глобальной корпорации, лидера мировой алюминиевой отрасли. Активно развивая наш научно-технический потенциал и инвестируя в создание новых экологически совершенных и энергосберегающих технологий, мы продолжаем наращивать объемы производства за счет реализации проектов по модернизации существующих предприятий и строительству новых заводов, отвечающих самым высоким международным стандартам в области экологии, охраны труда и промышленной безопасности.
ОАО "РУСАЛ" намерено создать международную диверсифицированную энергометаллургическую корпорацию, которая, используя доступ к энергоресурсам, мощную научно-исследовательскую базу и профессионализм сотрудников, сможет обеспечить лидерство созданной компании по целому ряду новых направлений по добыче сырья и производству металлов.
В Компанию входят 16 алюминиевых заводов, 12 предприятий по производству глинозема, 8 предприятий по добыче бокситов, 3 предприятия по производству порошковой продукции, 3 предприятия по производству кремния, 3 завода по производству вторичного алюминия, 3 фольгопрокатных завода, 2 криолитовых завода, 1 катодный завод.
На предприятиях ОАО "РУСАЛ" работают около 76 000 человек. Компания продает свою продукцию преимущественно на рынках Европы, Северной Америки, Юго-восточной Азии, в Японии и Корее. Основные потребители продукции – транспортная, строительная, упаковочная отрасли промышленности.
Кодекс корпоративной этики Компании ОАО "РУСАЛ" призван:
дать каждому сотруднику представление о миссии, ценностях и принципах деятельности Компании;
установить стандарты этичного поведения, определяющие взаимоотношения внутри коллектива, отношения с клиентами, деловыми партнерами, государственными органами, общественностью и конкурентами;
служить инструментом для предотвращения возможных нарушений и конфликтных ситуаций, а также для развития корпоративной культуры, основанной на высоких этических стандартах.
Принимая Кодекс, Компания ОАО "РУСАЛ" подтверждает свое намерение следовать высоким этическим стандартам деловой практики. Положения и требования Кодекса являются едиными для всех и обязательными для выполнения и учета в своей повседневной деятельности.
Положения Кодекса применимы к РУСАЛу и ко всем компаниям, контролируемым ОК РУСАЛ. Основу Кодекса составляют положения Кодекса корпоративной этики, принятого РУСАЛом 7 февраля 2005 года. C этого времени текст Кодекса был дополнен несколькими новыми разделами. В нем содержатся более подробные разъяснения отдельных положений и требований по сравнению с прежними версиями документа.
Кодекс ОАО "РУСАЛ" содержит следующие положения и разделы: Миссию РУСАЛа; Ценности РУСАЛа; Этические принципы и стандарты РУСАЛа, включающие следующие разделы: 1. «Внутренние взаимоотношения» (отношения с сотрудниками); 2. «Внешние отношения» (взаимоотношения с инвесторами, клиентами, деловыми партнерами, конкурентами, государственными органами, и обществом; подарки и представительские расходы); 3. «Использование ресурсов»; 4. «Охрана здоровья, промышленная безопасность и охрана окружающей среды»; 5. «Эффективность и прибыльность»; 6. «Конфликт интересов»; Исполнение Кодекса.
Социальная ответственность для ОАО "РУСАЛ" - это активное участие в формировании устойчивой экономической среды в регионах и странах своего присутствия, постоянное развитие взаимоотношений с местными сообществами, полноценный диалог с органами власти, организация условий для привлечения и профессионального развития лучших кадров. Социальные программы РУСАЛа осуществляются на конкурсной основе, которая позволяет получить обществу максимальный эффект от социальных инвестиций копании. РУСАЛ считает молодежь приоритетной целевой группой своих социальных программ. Организация внешкольной деятельности, развитие здорового образа жизни, профессиональное и личностное развитие, добровольчество - вот основные сферы развития молодого поколения, поддерживаемые РУСАЛом.
ОАО "РУСАЛ" предлагает программу «Территория РУСАЛа», которая содержит три направления деятельности:
1. «Развитие социальной инфраструктуры в регионах присутствия компании ОК РУСАЛ». Главной целью этого направления является создание возможностей для реализации инновационных инфраструктурных проектов организаций и учреждений социальной сферы, существенно повышающих качество жизни детей и молодежи в регионах присутствия компании.
2. Поддержка и развитие гражданских инициатив в местном сообществе. Продвижение перспективных идей устойчивого развития среди молодежи через поддержку инициатив, творчества, предприимчивости молодых людей, готовя их к активному участию в общественной жизни. Развитие научно-технического творчества молодежи и поддержка проектов в области компьютерных технологий, робототехники и моделирования.
3. Программа "Компьютер для школьника". Реализация совместного с фондом «Вольное Дело» проекта «Компьютер для школьника», который предусматривает оснащение школ ученическими ноутбуками. В рамках проекта уже приобретены ученические ноутбуки для школьников Красноярского края, г.Новокузнецка (Кемеровской области), Жовтневого района Николаевской области (Украина) и г. Еревана (Армения). Дальнейшая реализация проекта будет осуществляться на принципах частно-государственного партнерства. Оснащение школ регионов присутствия компании в дополнение к реализуемым программам информатизации школ, выведет учебные заведения в число лидеров по информатизации и инновационным методикам обучения.
Оперативное управление программой социальных инвестиций ОК РУСАЛ осуществляет Благотворительная организация «Фонд «Центр социальных программ». Инвестируя в развитие регионов присутствия РУСАЛа сейчас, создается потенциал экономического, социального, материального и духовного роста тысяч людей. А значит, формируется стабильное, свободное, уверенное в завтрашнем дне общество
Компания РУСАЛ разработала следующие партнерские программы.
1. Благотворительные сезоны. Возрождение традиций благотворительности в регионах, расширение сотрудничества с некоммерческими организациями, передача накопленного Компанией социального опыта местному сообществу – таковы цели наших партнерских проектов. Объединив усилия, мы сможем сделать значительно больше, чем каждый поодиночке. Запуск первых партнерских проектов в 2006 году стал важным шагом в развитии социальной политики Компании. Каждая партнерская программа проходит три этапа развития. Первый – становление форм сотрудничества: это ярмарки общественных организаций, партнерские конкурсы, благотворительные сезоны, которые укрепляют контакты между людьми, помогают совместному творчеству. Второй – укрепление партнерства: важно, чтобы мероприятия не оказались разовыми. Третий – разработка и воплощение партнерских проектов, направленных на решение значимых для региона социальных проблем на основе совместного финансирования партнеров. Среди главных пилотных проектов - Благотворительный сезон в Красноярском крае и акция «В добрый путь, добрые дела!» (Братск).
Традиция проведения Благотворительных сезонов в Красноярске была возобновлена по инициативе Центра социальных программ компании РУСАЛ. Это масштабный проект ЦСП в партнерстве с региональными властями и общественными организациями. Проект стал заметным событием, объявленного Годом благотворительности в России. Благотворительный сезон проходил уже в трех регионах присутствия Компании: в Красноярском крае, г. Братске и г. Саяногорске.
Благотворительный сезон открыла Весенняя неделя добра. Эта акция, впервые проведенная в Красноярске девять лет назад, давно превратилась в самое массовое и популярное событие Благотворительных сезонов. Перешагнув границы краевого центра, она охватила весь край и вышла за его пределы. К программе впервые присоединились Ачинск, Братск, Саяногорск, Новокузнецк и другие города. Красноярск стал междугородней информационной и организационной базой.
В рамках Благотворительного сезона появилась новая акция – Маршрут добрых дел. Ее цель - способствовать развитию общественных инициатив через поддержку и признание результатов добровольческой деятельности местных жителей. Маршруты прошли в гг. Красноярск, Ачинск и Саяногорск. В отдаленные деревни Манского и Ачинского районов, с. Курагино (Красноярский край), в п.г.т. Усть–Абакан (республика Хакасия) на добровольной основе выезжали представители общественных объединений, органов местного самоуправления и бизнеса, студенческие волонтерские отряды. Специалисты бесплатно проконсультировали население по юридическим, медицинским и социальным вопросам и представили социальные технологии, с помощью которых активные граждане смогут решать острые проблемы своего района. В Усть-Абакане и с. Шалинское выездная делегация посетила Ярмарки общественных инициатив, которые подготовили местные некоммерческие объединения и инициативные группы граждан. Волонтерские отряды поделились опытом проведения добровольческих акций. Специалисты Центра социальных программ РУСАЛа провели круглый стол, где участники обсудили возможности распространения технологий социального проектирования, организации партнерских мероприятий в сельских районах.
2. Компания РУСАЛ проводит конкурс социальных проектов. В 10 городах реализации программы состоялись Конкурсы малых грантов. На конкурс поступили 172 заявки. В гг. Братск, Каменск-Уральский, Красноярск, Саяногорск на финансирование конкурса социальных проектов формировался консолидированный бюджет. Участниками конкурса стали организации, имеющие небольшой опыт проектной деятельности. В результате 49 проектов получили гранты на общую сумму 1 804 510 рублей. В Новокузнецке и Братске по инициативе Центра социальных программ совместно с местными органами власти и представителями малого бизнеса были организованы совместные проекты.
3. Созданная Компанией ОАО "РУСАЛ" корпоративная программа личных пожертвований привлекает сотрудников Компании к непосредственному участию в благотворительности, предоставляет каждому простые и понятные механизмы для персональной добровольной помощи детям. В «РУСАЛ–УК» начала действовать автоматизированная программа сбора личных пожертвований. С ее помощью каждый сотрудник Управляющей Компании может перечислить средства на благотворительные цели, не покидая рабочего места. После дополнительного финансирования со стороны Компании – по условиям программы РУСАЛ удваивает каждый благотворительный взнос – общая сумма пожертвований составила 3 507 490 рублей. В программе личных пожертвований постоянно участвовало более 150 человек, или около 14 % всех сотрудников Управляющей Компании. Этот показатель соответствует практике развитых стран мира, где в благотворительную деятельность компаний вовлечены от 10 до 13% работающих. В дни проведения специальных акций по сбору средств в программе принимает участие до 40 % сотрудников Компании. Ежемесячные перечисления на благотворительные цели составляют 150–200 тыс. руб.
4. В компании ОАО "РУСАЛ" для сотрудников осуществляется добровольное медицинское страхование (ДМС) работников всех заводов компании. Существует в компании и программа повышения заработной платы. Ее реализация невозможна без повышения мотивации каждого работника, роста производительности труда. Задача компании состоит в том, чтобы в ближайшие годы на предприятиях «РУСАЛа» уровень заработной платы стал одним из самых высоких в отрасли и в России, чтобы на работу в «РУСАЛ» стремились попасть работники наивысшего профессионализма. Существует программа по улучшению экологии, повышению безопасности труда, спортивно-оздоровительные программы и т.д.
Рассмотрим программу ОАО "РУСАЛ" в области заработной платы. При образовании «РУСАЛа» каждое предприятие вошло в состав компании со своей системой оплаты труда, и предстояло перейти к какому-то общему порядку. Была создана конкурентоспособная 10-уровневая система оплаты, в основе которой лежит гибкая система оценки результатов труда и возможность карьерного роста. Главными задачами при разработке системы были: создание внутренней иерархии компании, основанной на универсальной системе оценки должностей; устранение диспропорций в заработной плате по различным профессиям и унификация требований к аналогичным должностям в рамках предприятий компании.
Определены следующие критерии оценок должностей, разработанные дифференцированно по рабочим, руководителям, специалистам и служащим: профессиональные знания и опыт; управление людьми, уровень аналитического мышления, самостоятельность в принятии решений; уровень полномочий; профессиональный риск. Теперь уже возможен не только вертикальный, но и горизонтальный карьерный рост, т.е. продвижение по одноименной должности в течение достаточно длительного периода времени. Например, человек работает добросовестно, повышает квалификацию, выступает с инициативами, берет на себя дополнительную ответственность и выполняет поставленные цели. Все говорит о том, что он заслуживает повышения заработной платы. Но по действовавшей ранее единой тарифной сетке это можно было сделать, только повысив его в должности или установив ему какие-либо надбавки. При введении новой системы оплаты труда работнику можно повысить заработную плату в пределах достаточно широкой «вилки» (по горизонтали), установленной по его должности с учетом ее рыночной стоимости.
В результате внедрения 10-уровневой структуры оплаты труда стала понятна относительная важность всех должностей, находящихся в штате предприятия.
У работников появляется реальная возможность увеличить свой оклад, потому что по каждому уровню должностей разработана «вилка» - минимальный и максимальный пределы, которые позволяют более объективно оценивать вклад каждого работника в общий бизнес-результат. Гибкий подход к оплате труда пойдет на пользу как работнику, у которого появится стимул работать лучше и получать за это больше, так и работодателю, которому не надо будет усложнять систему, вводя индивидуальные надбавки и доплаты.
Новая система позволяет устранить перекосы, существующие в оплате труда работников основного и вспомогательного производств. Появляется возможность увеличить оклад сотруднику без повышения его в должности.
Еще один плюс - возможность карьерного роста для специалистов, менеджеров и руководителей по результатам ежегодной оценки их деятельности.
Рассмотрим программу в области жилья. На предприятиях «РУСАЛа», так же как и на других предприятиях страны, имеются известные проблемы с жильем - в основном, с улучшением жилищных условий. В целях ускорения решения этих вопросов компания «РУСАЛ» заключила соглашение со Сбербанком России о предоставлении кредита по льготным ставкам на улучшение жилищных условий. Многие работники компании «РУСАЛ» высказали желание воспользоваться этой возможностью. Для организованного решения вопросов, связанных с возможностью расширения жилплощади до желаемых размеров, в подразделениях заводов компании были созданы цеховые жилищные комиссии, в обязанности которых входят предварительная работа с претендентами на кредит и содействие в его получении. При кредитовании на улучшение жилищных условий работающий может взять также беспроцентный заем в размере до 30 % стоимости жилья у себя на заводе. В заявлении указывается конкретная сумма кредита и займа, примерные сроки погашения кредита и займа (максимальный срок 15 лет), площадь, фактически занимаемая заемщиком.
Заводская комиссия после рассмотрения документов выносит решение о выдаче кредита по пониженной процентной ставке и беспроцентного займа, затем эти документы направляются в «РУСАЛ». После согласования в компании списки с заводов отправляют в местный филиал Сбербанка России. В местном филиале претендент проходит собеседование и заполняет анкету. Филиал проводит согласование о выдаче кредита на уровне области. После получения согласования областного отделения Сбербанка России банк в течение двух-трех дней перечисляет деньги на счет получателя. Кредит и заем целевые, потратить их можно только на жилье.
Рассмотрим программу ОАО "РУСАЛ" в области медицинского страхования. Компания «РУСАЛ» заключила договор на добровольное медицинское страхование 15 российских предприятий, входящих в состав холдинга, со страховой компанией «МАКС». Страховой договор, заключенный на пять лет, предполагает стандартный пакет медицинских услуг для всех работников, а это в общей сложности более 61 тыс. чел. В дальнейшем в задачи «РУСАЛа» входит медицинское страхование работников и тех его предприятий, которые расположены за пределами Российской Федерации. К выбору страховщика в «РУСАЛе» отнеслись с особой ответственностью. Был проведен тендер среди восьми крупнейших страховщиков России, Победителем тендера стала компания «МАКС».
Понятие «стандартный пакет медицинских услуг» включает в себя: поликлиническое обслуживание, стоматологию, стационарную помощь, все профилактические медицинские мероприятия, которые работодатели обязаны проводить на предприятиях, где существуют вредные условия труда, а также реабилитационно-восстановительное лечение для тех, кому оно показано.
Рассмотрим программу в области развития персонала ОАО "РУСАЛ". Задача повышения квалификации персонала является одной из наиболее важных как для компании «РУСАЛ», так и для службы управления персоналом любого ее завода. Имеется достаточно большое число курсов различных направлений и форм обучения. Современной и перспективной формой обучения является дистанционное обучение. Интерес персонала к системе СДО постоянно растет. Чтобы достичь уровня современного руководителя, необходимо развивать навыки эффективного управления людьми - компетенцию, включающую в себя корпоративность, профессионализм, эффективную коммуникацию, принятие решений, мотивацию на достижение, лидерство, управление использованием, управление изменениями, стратегический подход. Практически все курсы способствуют развитию перечисленных качеств. Среди имеющихся есть курсы, рассчитанные на 5-6 учебных программ-тренингов, направленные на совершенствование мастерства управления людьми.
Существует тренинг для директоров по направлениям и руководителей подразделений завода. Для директоров по направлениям и руководителей подразделений САЗ был проведен курс по теме «Личная эффективность менеджера». При этом 11 руководителей предприятия овладели навыками эффективного управления временем, планирования, делегирования ответственности, принятия решений, постановки целей и их реализации. Предварительно была проведена оценка руководителей методом «Ассессмент-центра», который позволил определить индивидуальные программы развития.
Задание
Проанализируйте программы социальной ответственности ОАО "РУСАЛ". Оцените эффективность данных программ.
Вопросы:
1) Чем ОАО "РУСАЛ" отличается от других российских предприятий?
2) В чем состоит цель ОАО "РУСАЛ"?
3) Для чего создан Кодекс корпоративной этики Компании ОАО "РУСАЛ"?
4) Что значит социальная ответственность для ОАО "РУСАЛ"?
5) Какие направления содержит программа ОАО "РУСАЛ" «Территория РУСАЛа»?
6) Какие партнерские программы разработала компания РУСАЛ?
Литература:[2, 3, 6, 7, 8, 9, 12, 13].
Практическое занятие 7