Инфляция: определение и ее измерение
В широком смысле слова под инфляцией понимают увеличение количества денег, находящихся в обращении над реальным объемом товаров и услуг, т.е. превышение денежной массы над товарной массой, выраженное в процентах.
,
где ДМ – денежная масса, находящаяся в обращении в стране;
ТМ – товарная масса – стоимостное выражение общего количества товаров и услуг, произведенных в стране.
Следствием этого является повышение общего уровня цен, поэтому в узком смысле слова инфляцию определяют как повышение общего уровня цен.
Инфляцию можно классифицировать исходя из различных критериев:
1 В зависимости от типа экономической системы и характера регулирования государством экономики выделяют подавленную и открытую инфляции.
Подавленная инфляция существует в условиях плановой экономики, когда государство административно устанавливает и замораживает цены. Инфляция проявляется в формировании вынужденных сбережений – массы денег, не находящих соответственного товарного покрытия, что ведет к формированию дефицита товаров.
Открытая инфляция характерна для рыночной экономики и проявляется она в повышении общего уровня цен.
2 В зависимости от темпа роста цен различают следующие виды инфляции:
а) умеренная (ползучая) инфляция– цены растут медленно, менее 10% в год. Стоимость денег сохраняется и отсутствует риск подписания контракта в номинальных ценах;
б) галопирующая инфляция– рост цен от 20 до 200% в год. Большинство контрактов учитывает рост цен или заключается в иностранной валюте. Деньги ускоренно материализуются в товары;
в) гиперинфляция – рост цен более 200% в год. Расхождение цен и заработной платы огромно, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев населения, преобладают бартерные сделки;
г) супергиперинфляция (стагфляция) – темпы роста цен 50% и более в месяц.
3 В зависимости от причин, порождающих инфляцию, выделяют:
а) Инфляцию спроса, возникающая в результате опережающего роста спроса по сравнению с предложением. Страна пытается тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не может ответить на избыточный спрос увеличением реального объема производства т.к. все имеющиеся ресурсы полностью исчерпаны. Рост цен вызывается инфляционными ожиданиями. Потребители в ожидании роста цен сокращают свои сбережения, материализуя их в товары, что ведет к повышению текущего спроса, а производители в ожидании роста цен придерживают свою продукцию, что сокращает текущее предложение.
б) Инфляцию, вызванную ростом издержек производства (инфляцию предложения. Рост цен вызывается теми факторами, которые ведут к увеличению издержек производства на единицу продукции, что ведет к уменьшению прибыли и сокращению предложения. Увеличение издержек производства может происходить за счет роста цен на сырье, материалы, топливо, энергоресурсы и повышения ставок заработной платы.
Для измерения уровня открытой инфляции используются следующие показатели:
1 Индекс потребительских цен данного года, определяемый как отношение стоимости потребительской корзины в данном году к ее стоимости в базовом году. В состав потребительской корзины включают основные продукты питания, одежду, медикаменты, коммунальные услуги и стоимость внутригородского транспорта.
,
где СП.К.1 и СП.К.0 – стоимость потребительской корзины соответственно в текущем и в базовом году.
Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни) используется при расчете минимальной заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1 % роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5 %.
Федеральный закон от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
Потребительская корзина для основных групп социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующем составе и объемах.
Таблица 3 – Состав потребительской корзины в РФ
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | |||||
Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | |||||
1 Продукты питания | |||||||
1 Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересечете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 133,7 | 103,7 | 84,0 | |||
2 Картофель | кг | 107,6 | 80,0 | 107,4 | |||
3 Овощи и бахчевые | кг | 97,0 | 92,0 | 108,7 | |||
4 Фрукты свежие | кг | 23,0 | 22,0 | 51,9 | |||
5 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 22,2 | 21,2 | 25,2 | |||
6 Мясопродукты | кг | 37,2 | 31,7 | 33,7 | |||
7 Рыбопродукты | кг | 16,0 | 15,0 | 14,0 | |||
8 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 238,2 | 218,9 | 325,2 | |||
9 Яйца | штука | 200,0 | 180,0 | 193,0 | |||
10 Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 13,8 | 11,0 | 10,0 | |||
11 Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 | |||
2 Непродовольственные товары | |||||||
12 Верхняя пальтовая группа | штук/лет | 3/7,6 | 3/8,7 | 3/2,6 | |||
13 Верхняя костюмно-платьевая группа | штук/лет | 8/4,2 | 8/5,0 | 11/2 | |||
14 Белье | штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 | |||
15 Чулочно-носочные изделия | пар/ лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 | |||
16 Головные уборы и галантерейные изделия | штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 | |||
17 Обувь | пар/ лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 | |||
18 Школьно-письменные товары | штук/лет | 3/1,0 | 3/1,0 | 27/1,0 | |||
19 Постельное белье | штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 | |||
20 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения | штук/лет | 19/10,05 | 19/10,05 | 19/10,5 | |||
Продолжение таблицы 3
21 предметы первой необходимости, санитарии, лекарства | % от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц | |||
3 Услуги | ||||
22 Жилье | м2общей площади | |||
23 Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 |
24 Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | л/сут | |||
25 Газоснабжение | м3 в месяц | |||
26 Электроэнергия | кВт∙ч в месяц | |||
27 Транспортные услуги | поездок в год | |||
28 Услуги культуры | % от общей величины расходов на услуги в месяц | |||
29 Другие виды услуг | % от общей величины расходов |
Таблица 4 – Стоимость потребительской корзины по субъектам Российской Федерации, рубль (январь каждого года)
Российская Федерация | 2812.12 | 3232.84 | 3680.67 | 4298.22 | 4913.8 | 5421.2 | 6533.9 | |
Московская область | 2843.25 | 3351.82 | 3779.39 | 4574.07 | 5128.3 | 5672.7 | 7012.8 | 7864.5 |
г. Москва | 4369.8 | 4995.9 | 5682.98 | 6433.76 | 7313.2 | 7907.36 | 9304.6 | |
Приволжский федеральный округ | 2612.79 | 2938.66 | 3329.81 | 3888.17 | 4408.6 | 4848.01 | 5920.8 | 6534.8 |
Республика Башкортостан | 2351.91 | 2675.24 | 3018.35 | 3632.4 | 4160.1 | 4589.09 | 5617.7 | 6166.5 |
Республика Марий Эл | 2406.02 | 2708.9 | 3033.68 | 3411.8 | 3908.8 | 4316.93 | 5421.1 | |
Республика Мордовия | 2470.27 | 2884.4 | 3128.1 | 3681.22 | 4102.5 | 4507.06 | 5326.4 | 5961.8 |
Республика Татарстан | 2461.94 | 2756.15 | 3114.5 | 3764.24 | 4150.5 | 4615.71 | 5461.9 | |
Удмуртская Республика | 2397.55 | 2868.09 | 3179.56 | 3673.07 | 4111.3 | 4531.68 | 6034.1 | |
Чувашская Республика | 2300.22 | 2632.09 | 3092.17 | 3552.28 | 3966.5 | 4428.65 | 5408.5 | 6250.1 |
Пермский край | 2807.16 | 3221.89 | 3751.47 | 4312.45 | 4861.8 | 5335.12 | 6659.1 | 7477.2 |
Кировская область | 2555.2 | 2999.58 | 3359.98 | 3971.19 | 4566.7 | 4881.7 | 5897.6 | 6644.3 |
Нижегородская область | 2580.98 | 3117.05 | 3499.06 | 4087.13 | 4756.5 | 5202.97 | 7012.6 | |
Оренбургская область | 2458.07 | 2847.55 | 3237.61 | 3687.5 | 4143.5 | 4537.66 | ||
Пензенская область | 2376.05 | 2760.72 | 3070.59 | 3669.85 | 4655.27 | 5611.4 | 6109.4 | |
Самарская область | 2996.13 | 3435.59 | 3950.2 | 4583.78 | 5771.17 | 7068.3 | ||
Саратовская область | 2641.21 | 2916.06 | 3324.04 | 3735.04 | 4185.2 | 4605.76 | 5619.8 | |
Ульяновская область | 2398.83 | 2842.31 | 3197.87 | 3692.29 | 4198.1 | 4595.46 | 5640.6 | 6262.1 |
2 Темп инфляции
,
где – индекс цен прошедшего или базового года;
– индекс цен данного года.
Уровень инфляции в Российской Федерации приведен в таблице 5.
Таблица 5 – Уровень инфляции в Российской Федерации
Годы | Уровень инфляции, % |
20,2 | |
18,6 | |
15,1 | |
12,0 | |
11,7 | |
10,9 | |
9,0 | |
11,9 | |
13,3 |
3 Правило величины 70
Позволяет определить количество лет, необходимое для удвоения уровня цен или инфляции.
,
где – инфляция,
– индекс цен, %.
Правило величины 70 можно использовать и для других показателей, определяемых по принципу сложных процентов, например, проценты по вкладам.
Инфляция по разному воздействует на людей. Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает от нее.
К негативным последствиям инфляции относятся потери следующих лиц и организаций:
1) Граждане, имеющие фиксированный доход;
2) Вкладчики, вложившие свои средства в срочные счета или ценные бумаги, если процент дохода по ним ниже уровня инфляции;
3) Кредиторы – лица, одалживающие деньги, могут оказаться в той же ситуации, что и вкладчики, если процент по кредиту, который они дали меньше уровня инфляции;
4) Предприниматели. При высоком уровне инфляции довольно сложно планировать цены на продукцию.
Выиграть от инфляции могут следующие категории лиц и организаций:
1) Граждане, имеющие нефиксированный доход, т.е. доход которых находится в прямой зависимости от получаемой выручки;
2) Заемщики – те, кто берет деньги в кредит, в период инфляции могут оказаться в выигрыше, если процент по кредиту меньше уровня инфляции.
3) Государство может выиграть в том случае, если установит прогрессивную ставку налога на доходы.
Инфляция и уровень занятости населения находится в обратной зависимости, которую проанализировал Филлипс и вывел следующую кривую. (Филлипс Олбан – (1914-1975гг.) – английский экономист).
Рисунок 5 – Кривая Филлипса
Данная зависимость характерна для краткосрочного периода. Фактическую базу под расчеты Филлипса подвел экономист Липси. (Ричард Джордж Липси (28 августа 1928 - канадский экономист). В дальнейшем американские экономисты Самуэльсон и Солоу (Самуэльсон Пол – 1915 г., Роберт Солоу – 1924 г.) модифицировали теорию Филлипса, заменив ставки роста заработной платы темпами роста цен или уровнем инфляции.
Кривая Филлипса может быть использована для экономического анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях (резкий рост на энергоносители) темп инфляции также возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы. Таким образом, кривая Филлипса не отражает устойчивой закономерности для длительных периодов времени. На смену кривой Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы, суть которой заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы определяется структурой рынка рабочей силы (при наличии фрикционной и структурной безработицы).
Неравенство в распределении доходов населения в экономической теории анализируется с помощью кривой Лоренца. (Лоренц Макс (1876-1959 гг.- американский статистик, экономист).
Рост населения, % |
Доходы, % |
F |
ST |
Е |
O |
Рисунок 6 – Кривая Лоренца
Вогнутая линия показывает линию абсолютного неравенства, а прямая линия – линия равенства доходов в обществе.
На основе данной кривой выведен показатель, характеризующий степень неравенства в доходах, названный коэффициентом Джини. (Джини Коррадо (1884-1965 гг.) - итальянский статистки, экономист, демограф)
,
где SOFE – площадь треугольника OFE.
Также рассчитывают децильный коэффициент - показатель дифференциации доходов, выражающий соотношение между средними доходами 10% населения с наиболее высокими доходами и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан.
,
где Д10-в – высокие доходы 10% населения;
Д10-н – низкие доходы 10 % населения.