Требования к результатам освоения
ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Микроэкономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OK-1);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность логически вepно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (OK-6);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и
готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (OK-11);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (OK-12);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (OK-13);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (OK-15);
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК -12);
- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
• закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;
• основные понятия, категории и инструменты микроэкономики и прикладных экономических дисциплин;
• основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
• основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития экономической науки;
• основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне.
Уметь
• выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
• рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы микроэкономические показатели;
• использовать источники экономической информации;
• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о микроэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения микроэкономических показателей;
• прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;
• представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.
Владеть
• методологией микроэкономического исследования;
• современными методами сбора и обработки данных для микроэкономического анализа;
• методами и приемами анализа экономических явлений и процессов на микроуровне с помощью стандартных теоретических моделей;
• современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне (в т.ч. методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей с целью анализа современной экономической жизни России и других стран);
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, практических занятий (семинаров) в 1 семестре обучения 1 курса, а также выполнение аудиторной и самостоятельной работы.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
Вид промежуточной аттестации – экзамен.
Вид учебной работы | Всего часов | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | |
Лекции | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | - | |
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы: работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию, выполнение тренировочных тестов по электронному обучающему комплексу, подготовка домашнего задания, выполнение контрольной работы (домашней), подготовка к деловой игре, написание эссе, подготовка к коллоквиуму. | ||
Вид итоговой аттестации (экзамен) | ||
Общая трудоемкостьчас зач. ед. | ||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
ТЕОРИЮ
Тема 1. Предмет и функции экономической теории
(2 часа)
Понятие экономической теории. Система экономических наук. Предмет экономической теории (экономикс). Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Особенности предмета и метода политической экономии. Методы экономической теории. Экономические законы и категории. Позитивная и нормативная экономика. Функции экономической теории. Структура экономической теории и ее взаимосвязь с экономической политикой.
Тема 2. Основные направления экономической мысли (2 часа)
Принципы экономической теории. Генезис экономической теории и история её развития. Классическая школа экономической теории. Марксистская школа. Неоклассическая теория. Кейнсианство, неокейнсианство. Институционализм. Неоклассический синтез.
Вклад ученых России в развитие экономической теории. Роль экономической теории в социально-экономических преобразованиях в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Тема 3. Основы общественного производства (2 часа)
Потребности общества и их безграничность. Теория потребностей А. Маслоу. Ресурсы и факторы производства, их ограниченность (редкость). Человеческий капитал и его роль в ускорении социально-экономического развития страны.
Фундаментальные проблемы экономики (что производить, сколько производить, как и для кого производить, и как приспосабливаться к изменяющимся условиям производства). Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность производства и использование ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки и закон их возрастания. Производственная функция.
Производство и воспроизводство. Кругооборот воспроизводства экономических благ. Типы воспроизводства.