Оценка эффективности инвестиционных проектов
Капитал в широком смысле слова – это любой ресурс, создаваемый с целью произв-ва большего кол-ва экономиче. благ. Получение определ. потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производств. процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т.е. капитала. Его отличительная особенность – обладает спос-тью воспроизв-ва. В понятие «капитал» входит: Физический капитал (материал.средства, обеспечивающие процесс произв-ва); Финанс. кап. (денежные ср-ва, обеспечив. процесс произв-ва); Человеч. кап. (квалифицир. и профессиональные навыки работников). Спрос на рынке финанс. кап. проявл. в форме спроса фирм на заемные ср-ва, предложение заемных ср-в осуществл. в форме отказа от текущего потребл. и капитализации сбережений. При существовании развитых финансовых рынков процесс превращения сбережений в инвестиции уравновешивается ставкой ссудного процента. Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений. Номинальная ставка показывает на сколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору превышает величину полученного кредита. Реальная ставка – ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Особенность предложения рынков капитала состоит в том, что для создания капитала необходимо время, т.е. теория предложения капитала – это теория предложения сбережений со стороны домашних хозяйств и инвестиций со стороны фирм. Проблема анализа инвестиций состоит в необходимости межвременного сопоставления нынешних затрат и будущих доходов. Для оценки выгодности инвестиционного проекта применяют метод дисконтирования – оценки будущих поступлений с точки зрения их сегодняшней или альтернативной ценности.
PDV=Pr/(1+i)+Pr2/(1+i)²+...+Prn/(1+i)ⁿ
PDV= n ,
Где PDV – текущая приведенная дисконтированная ст-ть; Prn – прибыль получ. в n-ом году; i – норма дисконта (может быть ставкой процента или иной ставкой); n – число лет инвестиционного проекта. Чистая приведенная ст-ть (NPV) – разница между текущей привед. ст-тью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционир-е проекта во время всего цикла его жизни. NPV=PDV-C Где NPV – чистая приведенная стоимость; PV – приведенная стоимость; С – затраты на проект.
NPV= n - n ,
Где Prn – прибыль полученная в n-ом году; Crn – затраты на проект в n-ом году; i – норма дисконта, n – число лет инвестиционного проекта. NPV>0 – приведенная прибыль ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.
47. Инвестиции в человеческий капитал и их эффективность.Человеч. кап. – кап. в форме интеллектуальных спос-тей и практических навыков, получ. в процессе образования и практич. деят-ти человека; в экономич. науке – спос-ть людей к участию в процессе произв-ва. Инвестиции в человеч. кап. – это любое действие, кот. повыш. квалификацию и спос-ти, или производ-ть труда рабочих (затраты на здравоохр., образование, на мобильность, технич. обучение на произв-ве и др.). В этой сфере большую роль играет гос-во, направляя в нее более 15% всего федерал. бюджета. Для оценки эффект-ти инвестиций в человеч. капитал исп. след. показатели: максимизация разности между прибылью и издержками; период окупаемости инвестиций; соотношение издержек и прибыли; отношение разности предел. доходов к разности предел. изд-к; ежегод. чистый доход и др. Т.к. инвестиции в чел. капитал связаны с повыш. производ-ти труда, их завис-ть можно предст. по формуле: Э=((В-Вн)*Ц) / И, где Э – эффект-ть инвестиций на опред. этапе, Вн – выработка до обучения, В – выработка после обуч., Ц – цена ед-цы продукции, И – сумма инвестиций. Экономич.отдачу от инвестиций в образование можно рассматр. как доп. доход в течение жизни, кот. будет получать выпускник колледжа по сравн. с выпускником сред. школы.