Методы экономической теории.
1. Метод анализа и синтезаАнализ – мысленное разделение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей по отдельности. (Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют. Нормативный анализ предполагает оценочные суждения )Синтез – воссоединение изучаемых частей в единое целое, более точное и полное2. Метод индукции и дедукцииИндукция – переход от изучения единичных фактов к общим выводамДедукция – переход от сформулированного принципа, называемого гипотезой, к частным выводам.3). Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.4). Метод математического моделирования— предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов
10. Человек как субъект и объект экономической деятельности. Процесс труда и его элементы.Производством направлено на создание материальных благ и услуг, необходимых для существования человека и удовлетворения его потребностей. В этом плане человек является объектом экономики. Человек реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Процесс труда включает следующие элементы:1)Труд;2)Предмет труда;3)Средства труда.Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение вещества природы и приспособление его для удовлетворения человеческих потребностей. Труд присущ только человеческому обществу.Предмет труда – это все то, на что направлена преобразующая деятельность человека.Различают сырье и полуфабрикаты: 1)К сырью относится все то, что дано природой;2)К полуфабрикатам – предметы труда, созданные трудом из вещества природы (пр.: сталь, цемент и т.д.)К средствам труда относится все то, чем человек непосредственно воздействует на предмет труда (станки, инструменты).Средства труда подразделяют на:1)Орудия труда – вещи, с помощью которых человек активно воздействует на предметы труда;2)Условия труда – пассивные элементы, необходимые для нормального протекания производственного процесса (здания, средства сообщения, сооружения).!Средства труда и предметы труда образуют средства производства. Средства производства представляют вещественный фактор производства.
11. Предмет микроэкономики. Ресурсы и факторы производства.Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Факторы производства— ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:1)Труд (Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.)2)Капитал (Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. )3)природные ресурсы, или земля (Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.)4)предпринимательские способности (Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;рисковать денежными средствами, временем и тд.) 5)информация (Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания)
12. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей.
13. Закон спроса. Изменения в величине спроса и в спросе.Закон спроса:при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении.Кривая спроса – кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. Изменение величины спроса – это переход от одной точки к другой на постоянной кривой спроса (изменение количества покупаемого продукта), вызванный изменением уровня цены. Факторы влияющие на величину спроса.1)Уровень цены 2. Принцип убывающей предельной полезности.Предельная полезность – это тот эффект, который получает потребитель от каждой новой единицы продукта. Уменьшение полезности может быть компенсировано снижением цены.3. Эффект дохода и эффект замещения.( Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены увеличивает покупательную способность постоянного дохода, что позволяет приобретать большее количество данного продукта.Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже.)Изменение в спросе характеризуют увеличение или сокращение объёма спроса, вызванное действием неценовых факторов и графически изображаются как сдвиг кривой спроса вправо при увеличении объёма спроса или влево при уменьшении при сохранении цены на постоянном уровне.Неценовые факторы изменения в спросе: 1.Потребительские вкусы, 2. Число покупателей, 3. Увеличение дохода (товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории ), 4. Цены на сопряженные товары (Взаимозаменяемыми называются товары, которые можно использовать один вместо другого. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары используются в сочетании с другим товаром. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость) ,5 .Ожидани
14. Закон предложения. Изменения в предложении.Закон предложения: при прочих равных условиях производитель заинтересован производить, следовательно, продавать больше продукта при повышении цены и сокращать производство при снижении цены.Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времениИзменение в величине предложения это переход от одной точки к другой на постоянной кривой предложения, характеризующее изменение объема производства, по мере изменения уровня цен.Изменение в предложении характеризует увеличение или сокращение производства, следовательно объема продаж, вызванное действиями неценовых факторов. Графически изменения в предложении изображается сдвигом кривой предложения вправо при увеличении предложения или влево при уменьшении предложения.Неценовые факторы, влияющие на изменение в предложении:1)Изменение в цене на экономические ресурсы, необходимые для выпуска продукции, при сохранении цены на готовую продукцию на неизменном уровне.2)Применение новой технологии.3)Налоги и дотации.4)Цены на другие товары.5)Ожидания производителей.
15. Механизмы взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие.Закон спроса: при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении. Закон предложения: при прочих равных условиях производитель заинтересован производить, следовательно, продавать больше продукта при повышении цены и сокращать производство при снижении цены.
16. Эластичность спроса. Виды эластичности.Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.Эластичность измеряется с помощью коэффициента эластичности:Ed =Эластичным спросом называется такой, при котором величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и поэтому общий доход возрастает по мере того, как падает цена. Неэластичным спросом называется такой, при котором величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена, и общий доход уменьшается по мере падения цены. Единичная эластичность будет тогда, когда снижение цены сопровождается ростом спроса на такой же процент, так что общая выручка остается неизменной.Абсолютно эластичный спросбудет тогда, когда потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса.Абсолютно неэластичный спрос будет тогда, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.Перекрестная эластичность спроса определяется как процентное изменение величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочих равных условиях.Факторы эластичности спроса:1)Наличие заменителей2)Удельный вес товара в бюджете потребителя3)Степень необходимости товара: является ли данный товар предметом роскоши или предметом необходимости4)Фактор времени
17. Эластичность предложения. Фактор времени.Эластичность предложения показывает степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.Коэффициент эластичности предложения:Es = Важное значение для эластичности предложения имеет фактор времени.Различают три временных интервала:1)Кратчайший рыночный период.2)Краткосрочный период.3)Долгосрочный период.
18. Бюджетная линия. Кривые безразличия. Карта безразличия.Бюджетная линия показывает все возможные сочетания двух продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данных ценах на продукты и фиксированной величине денежного доходаБюджетная линия: комбинации продуктов А и В, доступные покупателю с доходом в 12 ден. ед.Факторы, влияющие на бюджетную линию:1)Изменение дохода: при увеличении дохода бюджетная линия перемещается вправо, при уменьшении – влево.2)Изменение цен: Снижение цен смещает бюджетную линию вправо, увеличение цен – влево. 3)Изменение цены на один из товаров, приводит к смещению бюджетной линии вдоль оси того товара, цена на который изменилась.На кривой безразличия каждая точка показывает сочетания продуктов А и В, которые обладают одинаковым объёмом полезности.Карта безразличия представляет серию кривых безразличий, каждая из которых, чем дальше она отстоит от начала координат, представляет комбинацию продуктов обладающих большим объёмом полезности.
19. Равновесное положение потребителя
Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.
20. Внешние и внутренние издержки фирмы. Нормальная прибыль как элемент издержек. Бухгалтерская и экономическая прибыль.В зависимости от того, оплачивает ли фирма ресурсы, экономические издержки подразделяются на внешние и внутренние.Внешние издержки – это денежные расходы на оплату ресурсов, принадлежащим другим фирмам. Это плата поставщикам за ресурсы. Ресурсы приобретаемые со стороны – сырьё, топливо, транспортные услуги. Энергия, трудовые услуги и т. д.Все выплаты на сторону за ресурсы фиксируются в бухгалтерских документах. Поэтому эти выплаты рассматриваются как бухгалтерские издержки. Они представляют собой явные издержки (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные, нужды, амортизация, прочие затраты)Внутренние издержки – это неоплаченные затраты фирмы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих ей самой.Эти затраты равны денежным платежом, которые фирма могла бы получить за собственные ресурсы, при реализации их на сторону при наилучшем варианте их использования.Внутренние издержки называются неявными, скрытыми или альтернативными. К этим издержкам относятся:1)использование собственного помещения, которое можно было бы сдать в аренду и получать арендную плату;2)использование собственного денежного капитала, который мог бы приносить проценты;3)использование собственной предпринимательской способности. Ресурс предпринимательская способность должен приносить нормальную прибыль.Нормальная прибыль – это та минимальная плата, которую должен получать владелец фирмы как организатор производства, назначение которой состоит в том, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере деятельности.Бухгалтерская прибыль образуется после вычета из выручки от реализации продукции внешних издержек.Экономическая прибыль (чистая) фиксируется после вычета из выручки от реализации продукции всех издержек внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя.
21. Издержки производства в краткосрочный период. Определение целесообразного объема производства.
22. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.Долгосрочные средние издержки - это издержки на единицу объема выпуска, которые можно изменять оптимальным образом. Особенность изменения долгосрочных средних издержек – их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Изменение долгосрочных средних издержек предполагает изменение масштабов производства. С этими изменениями связано понятие «эффекта масштаба». Эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.Положительный эффект масштаба или экономия за счет масштабов производства.1)Специализация труда. За счет специализации работников на выполнении отдельных операций достигается более высокая производительность труда.2)Специализация управленческого персонала.3)Эффективное использование капитала.На крупных предприятиях целесообразно использовать дорогостоящее и высокопроизводительное оборудование.4)На крупных предприятиях больше возможностей для диверсификации деятельности (расширения ассортимента товаров или проникновения формы в смежные отрасли); развития поточных производств; выпуска продукции на базе отходов основного производства.Отрицательный эффект масштаба производства1)Снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями, фирма становится неповоротливой, теряет гибкость.2)Затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы.3)В отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом.4)С ростом размеров производства увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.Кривые средних и долгосрочных издержек. Кривая, проведенная по касательным к кривым средних издержек в краткосрочном периоде АС показывает кривую выбора фирмы или кривую долгосрочных средних издержек LAC.
23. Типы средних общих издержек в долговременном периоде и их практическое значение.Средние общие издержки (ATC) любого объема производства рассчитываются путем деления общих издержек (ТС) на соответствующее количество (Q) произведенного продукта либо путем сложения средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных (AVC) издержек того или иного объема продукции.
24. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.По видам конкуренция различается как совершенная и несовершенная.Совершенная конкуренция будет тогда, когда на рынке товаров действует так много фирм, что каждая из них не в состоянии влиять на формирование цены, а принимает ее как величину определяемую отраслевым спросом и предложением. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, на котором они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок.Несовершенная конкуренция будет тогда, когда на рынке присутствуют продавцы, производящие значительное количество продукции в отрасли, что позволяет им самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию. Крупные производители определяют цены, а не рынок. Рынок при этом не является конкурентным.
25. Два подхода к определению оптимального объема производства в краткосрочном периоде в условиях рыночной конкуренции.При фиксированной цене фирма должна решать для себя три вопроса:1)Следует ли при данной цене производить продукт?2)До какого объема производить, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки?3)Что будет в итоге?
26. Прибыль и убытки в отрасли. Приток и отток фирм. Восстановление равновесия в отрасли в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.1)Фирма получает нормальную прибыль, которая входит в издержки производства, когда цена, установленная рынком равна минимуму средних издержекР = АС2)Фирма получает экономическую прибыль в краткосрочном периоде, когда цена, определенная рынком, оказывается выше минимума средних издержек.P > AC3)Фирма терпит убытки, когда цена, установленная рынком, оказывается ниже минимума средних издержек.Р < АС4)Временные убытки и восстановление равновесия в отрасли в долговременном
27. Кривая предложения в долгосрочном периоде в отраслях с постоянными и возрастающими издержками.Если колебания (сдвиги) спроса вызывают временное повышение или понижение цен, которое выравнивается в результате притока или оттока фирм и в конечном счете при осуществлении всех долговременных изменений приводят к цене продукта соответствующего минимуму средних валовых издержек фирмы, то характер изменения предложения и влияние изменения на цены зависит от типа применяемых экономических ресурсов, а именно – используются неспециализированные или специализированные ресурсы.*Постоянные издержки- это издержки, которые не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при изменении объема производства. 1)Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде является совершенно эластичной2)Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей.
29. Ценовая дискриминация.Ценовая дискриминация представляет продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.Условия для проведения ценовой дискриминации:1)Продавец должен быть монополистом.2)Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из эластичности их спроса на товары.3)Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.Классический пример ценовой дискриминации — тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) — заплатит низкий тариф вечернего времени. Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.
30. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.При монополистической конкуренции фирма определяет цену на продукт. Чтобы увеличить объем продаж фирма понижает цену.Как при совершенной конкуренции, так и при монополистической производство следует вести до объема, при котором предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС).При монополистической конкуренции фирма устанавливает цену так, чтобы можно было реализовать объем производства продукции, соответствующий равенству MR = МС. Эта цена соответствует точке пересечения кривых предложения продукции, произведенной при условии MR = МС, и спроса.