Сфера образования как система.
Семинар № 1
Место и роль образования в современной цивилизации. Теоретические вопросы дисциплины.
1. Что такое образование? В чем заключается его многозначность и
многофункциональность?
2. Назовите критерий классификации отраслей при социализме.
3. Насколько актуален отраслевой подход к образованию в современный
период?
4. Что составляет предмет изучения экономики образования?
5. Что такое услуга с точки зрения неоклассической теории?
6. Назовите основные особенности образовательных услуг.
7. Что считается формальным признаком перехода общества в постиндустриальную стадию развития?
8. Что такое общественные товары и каковы их основные признаки?
9. Каковы причины столь длительного недофинансирования образования в Российской империи, СССР, РФ?
10. Какое место занимает экономика образования в классификации наук?
Рассмотрите основные причины назревающего в мире кризиса образования.
11. Раскройте суть теории опережающего развития.
12. Чем принцип фундаментализации в образовании отличается от компетентностного подхода?
Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика образования»
Семинар № 2
Сфера образования как система.
1. Сфера образования как сложная, открытая, нелинейная система.
2. Законодательные акты как факторы влияния на систему образования:
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании в РФ».
- Гражданский кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
3. Главные учреждения и главные профессионалы и непрофессионалы в системе образования.
4. Виды дошкольных учреждений и оценка их деятельности.
5. Система управления образованием:
- дайте определение понятиям «управление» и «руководство»;
- что значит «управление по целям»?
- кто ставит цели перед системой образования?
- каким образом необходимо формулировать цель?
6. Какова структура управления образованием?
7. Охарактеризуйте полномочия и степень ответственности органов управления образованием различных уровней.
8. Дайте количественную характеристику Закону «Об образовании в РФ»: сколько он содержит глав, статей, параграфов?
9. Ниже даны выдержки из уставов российских вузов 19 века. Сравните уровень их автономии со степенью самостоятельности современных вузов РФ.
В российских вузах принцип автономности восходит к университетскому уставу 1804 г., хотя его основные положения были реализованы еще при создании Московского университета (1755 г.).
Университетская автономия по Уставу 1863 г. предполагала:
• выборность ректора Университетским Советом (Университетский Совет составляли под председательством ректора все ординарные и экстраординарные профессора Университета) на четыре года из ординарных профессоров Университета и утверждение в сем звании Высочайшим приказом;
• выборность проректора сроком на три года из Профессоров с утверждением Министром Народного Просвещения, выборность Инспектора из лиц, окончивших полный университетский курс, с утверждением бессрочно также Министром;
• право Советов Университетов по представлениям факультетов и на основании их удостоверения утверждать в звании Действительного Студента и в ученых степенях;
• право возводить в звание почетных членов лица, известные покровительством наукам, или прославившиеся своими дарованиями и заслугами, и выдать им дипломы на сие звание, с утверждения Попечителя;
• освобождение университетов от платежа весовых денег за отправляемые по делам их письма и посылки, когда последние весом не более пуда, от употребления гербовой бумаги и от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам;
• наличие в университетах своей собственной цензуры для тезисов, рассуждений и иных учено-литературного содержания сочинений и сборников, ими издаваемых;
• возможность издания университетами периодических трудов ученого содержания и иметь собственные типографии и книжные лавки, на общем основании.
Эти принципы в той или иной степени отражались в университетских уставах 1835 и 1863 гг. Устав 1884 г. поставил университеты в полную зависимость от государства (после убийства Александра II 1 марта 1881 года), лишив их большинства прав, но в 1905 г. принципы автономности были вновь возрождены.
Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика образования»
Семинар № 3