Сфера образования как система.

Семинар № 1

Место и роль образования в современной цивилизации. Теоретические вопросы дисциплины.

1. Что такое образование? В чем заключается его многозначность и

многофункциональность?

2. Назовите критерий классификации отраслей при социализме.

3. Насколько актуален отраслевой подход к образованию в современный

период?

4. Что составляет предмет изучения экономики образования?

5. Что такое услуга с точки зрения неоклассической теории?

6. Назовите основные особенности образовательных услуг.

7. Что считается формальным признаком перехода общества в постиндустриальную стадию развития?

8. Что такое общественные товары и каковы их основные признаки?

9. Каковы причины столь длительного недофинансирования образования в Российской империи, СССР, РФ?

10. Какое место занимает экономика образования в классификации наук?

Рассмотрите основные причины назревающего в мире кризиса образования.

11. Раскройте суть теории опережающего развития.

12. Чем принцип фундаментализации в образовании отличается от компетентностного подхода?

Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика образования»

Семинар № 2

Сфера образования как система.

1. Сфера образования как сложная, открытая, нелинейная система.

2. Законодательные акты как факторы влияния на систему образования:

- Конституция РФ.

- Закон РФ «Об образовании в РФ».

- Гражданский кодекс РФ.

- Трудовой кодекс РФ.

3. Главные учреждения и главные профессионалы и непрофессионалы в системе образования.

4. Виды дошкольных учреждений и оценка их деятельности.

5. Система управления образованием:

- дайте определение понятиям «управление» и «руководство»;

- что значит «управление по целям»?

- кто ставит цели перед системой образования?

- каким образом необходимо формулировать цель?

6. Какова структура управления образованием?

7. Охарактеризуйте полномочия и степень ответственности органов управления образованием различных уровней.

8. Дайте количественную характеристику Закону «Об образовании в РФ»: сколько он содержит глав, статей, параграфов?

9. Ниже даны выдержки из уставов российских вузов 19 века. Сравните уровень их автономии со степенью самостоятельности современных вузов РФ.

В российских вузах принцип автономности восходит к университетскому уставу 1804 г., хотя его основные положения были реализованы еще при создании Московского университета (1755 г.).

Университетская автономия по Уставу 1863 г. предполагала:

• выборность ректора Университетским Советом (Университетский Совет составляли под председательством ректора все ординарные и экстраординарные профессора Университета) на четыре года из ординарных профессоров Университета и утверждение в сем звании Высочайшим приказом;

• выборность проректора сроком на три года из Профессоров с утверждением Министром Народного Просвещения, выборность Инспектора из лиц, окончивших полный университетский курс, с утверждением бессрочно также Министром;

• право Советов Университетов по представлениям факультетов и на основании их удостоверения утверждать в звании Действительного Студента и в ученых степенях;

• право возводить в звание почетных членов лица, известные покровительством наукам, или прославившиеся своими дарованиями и заслугами, и выдать им дипломы на сие звание, с утверждения Попечителя;

• освобождение университетов от платежа весовых денег за отправляемые по делам их письма и посылки, когда последние весом не более пуда, от употребления гербовой бумаги и от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам;

• наличие в университетах своей собственной цензуры для тезисов, рассуждений и иных учено-литературного содержания сочинений и сборников, ими издаваемых;

• возможность издания университетами периодических трудов ученого содержания и иметь собственные типографии и книжные лавки, на общем основании.

Эти принципы в той или иной степени отражались в университетских уставах 1835 и 1863 гг. Устав 1884 г. поставил университеты в полную зависимость от государства (после убийства Александра II 1 марта 1881 года), лишив их большинства прав, но в 1905 г. принципы автономности были вновь возрождены.

Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика образования»

Семинар № 3

Наши рекомендации