П1л11л 11.0с0б1нмы1 iioiii'ch i.I ivi4/u и кои/дни iii.мп. 1и

Выводы

1. Озера MiiAiiKiTi и ирпнлекательными туристскими объектами, ресурсная база КОТО
[ii.ix обладает высокими оздоровительными свойствами, имеются лечебные и целитель
iti.it- ресурсы, озера обладают высокой и часто уникальной пейзажной и ландшафтной
привлекательностью, туристской аттрактивностью в различных испостасях, и даже

■ шпственностью природных явлений.

2. Многие озера являются природными феноменами по своим физико-географи­
ческим критериям и характеристикам, особенными проявлениями растительного и

i и потного мира и поэтому многие объявлены природным и культурным наследием ■it довечества. Здесь устраиваются национальные парки и заповедники.

3. Жизнь на берегах озера в единении с природой накладывает особый отпечаток
II.i бытие местного населения, является образом и национальным стилем жизненного

I уклада и домостроя, которые успешно продаются и составляют особый туристский
продукт. Таким образом, основу туристского продукта в общем случае составляют не

II юлько сами ресурсы, сколь образ жизни пять-восемь дней отдыха в этих условиях.

4. На многих озерах и озерных островах имеются объекты, исторически причислен- '
нмо к почитаемым и святым, устраиваются храмы, святыни, святые источники, которые
.шляются предметом религиозного паломничества и массового культурно-религиозного

i уризма.

IS. Озерно-речные системы по сезону являются удобными транспортными путями для нрганизации пассажирских перевозок, речного круизного туризма, прогулок по водным пространствам. По ним проложены маршруты водного туризма на гребных и парусных i удах, катерно-яхтенного туризма, как познавательного, спортивного, так и отдыха и досуга, включая рыбалку во всех видах и дайвинг. Вне сезона, на покрытых льдом и

■ пегом пространствах успешно практикуются зимние виды аттракции.

6. Озерный туризм во многих проявлениях является подвидом или разновидностью
экологического туризма. Вокруг озер и по озерным территориям устраиваются экологи­
ческие туристские тропы.

7. Предприятия туристской индустрии, туристской инфраструктуры и объекты порогового обустройства озерных территорий дают, при должной их организации, рабочие места местному населению и существенный доход дестинации (прилегающих юрриторий озерного края).

8. Значительная доля туристских потоков в озерные области приходится на турис-iпи-резидентов (до 75% и выше). В высокообустроенных курортных местностях таких стран, как Италия (например, в Ломбардии), традиционно веками ориентированных на въездной туризм — процент иностранных туристов существенно выше. Однако в целом можно уверенно утверждать, что озерный туризм более тяготеет к категории внутрен­него туризма.

9. Под «озерным туризмом» понимается обобщенная совокупность различных видов И подвидов туризма, осуществляемых в дестинации, территория которой насыщена

■ мерами, озерно-речными системами, в связи чем собственно водные пространства и
прибрежные территории, обладая привлекательностью природных пейзажно-ландшаф-
гных характеристик, экологических и лечебно-оздоровительных факторов, высоким
культурно-историческим наследием и аттрактивностью, являются главным туристским
ресурсом.64 Следует признать, что по совокупности множественных отличительных
признаков озерный туризм является самостоятельным видом туризма и вызывает к

1'япушки) национальным кулинарным изыском является мелкая, но исключительно вкусная, озерная рыбка — ряпушка, тушенная в сметане. «На ура» идет у туристов горячий лосось, копченный на открытом огне. "* Это справедливо, поскольку мы вполне устойчиво понимаем под горным туризмом походы в горные местности, альпинизм и скалозазапие, под < пелеотуризмом — посещение пещер и т. д.

— 461 —

п1л11л 11.0с0б1нмы1 iioiii'ch i.I ivi4/u и кои/дни iii.мп. 1и - student2.ru ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ

жизни различные проявления туристской активности. >с<< mkiут Ьып, гурж к и» nf шруты, а также досуг, отдых, спорт, паломничество и иные формы проявления турийи путешествий, основанные на водных средствах и Методах перемещения, назеыш.и ш воздушных, комбинированные, коллективные или индивидуальные, организоианш или самодеятельные, основанные на использовании развитой инфраструктура или Щ таковой.

11.14. Экскурсии в туризме65

Экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрышт с тщЦ с туризмом. Передвижения с различными целями у древних народов, которые и, н.рики туризма традиционно рассматривают как истоки современных путешествии, i и* собствовали развитию торговли, установлению религиозных и межкультурпых , шп»! Возможности познания особенностей исторического пути и культуры других по­могли появиться у путешественников только в результате наглядного изучения ими м»М риальных памятников, образа жизни, повседневной культуры другого народа но мр»м пребывания в этой местности, личного общения с представителями этой культуры

Таким образом, экскурсии, как и туризм, развиваются с древнейших времен т < рии человечества. В России первым экскурсоводом признается император lbi|i который любил сам лично показывать строительство Санкт-Петербурга своим пнЩ и рассказывать им о своих планах создания нового столичного города. Не случит слово «экскурсия» латинского происхождения переводится В. И. Далем как «npoi i проходка», т. е. рассматривается как процесс передвижения, способствующий позм imhi В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект покипи, и курсовод. Последний проводит экскурсанта по заранее выбранному маршруту и ( иии|рассказом и пояснениями помогает усвоить экскурсанту (участнику экскурсии6*) ipHтельный образ объекта показа. Рассказ и пояснения готовятся экскурсоводом зирмш и тесно увязываются с последовательностью показа, при этом акцентируется ниимииИ экскурсанта на отдельных частях объекта.

Во второй половине XIX-XX вв. именно экскурсия как процесс сознателнив( изучения мира в ходе путешествия становится обязательным элементом последи.,,

Привлекательность процесса экскурсионного познания, его широкие возмож!............................

использовал Томас Кук при организации путешествий и экскурсий. В России экску|>< ни нисты начала XX в., опираясь на практический опыт проведения экскурсий для ри шн слоев населения, и, прежде всего, для учащихся школ, высших учебных занедгниЯ закладывают основы экскурсионной теории и методики. В 1920-1930 гг. преимуще( i N0

живого, наглядного общения с миром, возможность вести через экскурсию м.......................... и I

идеологическую пропаганду образа и достижений советского строя быстро оценим большевики. Это способствовало стремительному развитию в СССР пролетарскою ипознавательного туризма, неотъемлемой частью которого являлись политизирониннчя экскурсии различного характера.

Во второй половине XX в. совершенствование экскурсионной методики приводи» к тому, что наряду с обзорными, т.е. многоплановыми, многотемными экскурсия

Позволяющими познакомиться с историей местности от начального периода ризиииЦ до сегодняшнего дня, важное место (при классификации экскурсий по содержания занимают и тематические экскурсии, дающие возможность глубже изучить интер<ч | ющие экскурсантов темы. Экскурсантом, посещающим интересующий его обмчх| i В соавторстве с Гаршиной Натальей Николаевной, Санкт-Петербургский государственный у 11 и и < ■ | > < и* тет культуры и искусств. 66 Экскурсант — понятие, обладающее большой общностью. Напомним, что участником экскурс Щ может быть не только турист, но гость, посетитель дестинации, не относящийся по споим критерии к категории туристов, а также и местный житель этого туристского центра. — 462—

ГЛАВА 11. ОСОБЕННЫЕ ВОПРОСЫ ГУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

шмнавателЪНЫЛ Целях, может быть посетитель дестинации, и том число турист, или км ТНый житель, желающий расширить свои знания о родном крае, изучаемом предмете ми интересу, ознакомления с музейными коллекциями, достижениями науки и техники. I роме того, экскурсия различаются по составу участников в зависимости от их возраста Инрослые, дети), места жительства (местные и приезжие, иностранные), количества (группа, малая группа, индивидуалы), по языку общения. По форме проведения экскур-.111 можно выделить: экскурсию-массовку, экскурсию-прогулку, экскурсию-концерт, их курсию по музею и т. д. По способу передвижения экскурсии разделяются на пешс-Кодные и транспортные.

Подробно вопросы классификации и другие теоретические вопросы рассмотрены
it учебнике Б. В. Емельянова «Экскурсоведение» и в разделе «Экскурсионное дело»67
Ьпльшого глоссария терминов международного туризма. Следует указать, что, чаще
и* его, гостям и туристам дестинации предлагаются обзорные экскурсии, а повторным
|у|>истам и местным жителям — тематические. Основным и наиболее удобным средс-
iiioM передвижения (а также и трансфера) на экскурсиях сегодня является экскурсион-
... и автобус. Практикуются комбинированные экскурсии с использованием железнодо­
рожного, речного (морского), воздушного транспорта, например, вертолета. Популярны
полные экскурсии по рекам и каналам в туристских центрах в дельтах крупных рек,
например в Санкт-Петербурге, в Лондоне, Шанхае и других. Именно благодаря развитию
фанспорта и эффективных коллективных средств передвижения создались благоприят­
ные условия, позволяющие за короткий период с помощью специалиста — экскурсовода,
гида увидеть, познать быстро меняющийся мир с его вечными ценностями. Таким
оОразом, экскурсия становится неотъемлемой частью туристской индустрии, входит в
туристский продукт дестинации в составе комплекса туристско-экскурсионных услуг
(i IK пакетированных или единичных услуг).

Менеджеру-организатору туризма важно уметь оценить профессиональное мастерс-1'во экскурсовода, предполагающее не только обширные знания в различных областях, но и владение экскурсионной методикой, а также психологические навыки общения с аудиторией. Менеджер отдела приема туристской компании, разрабатывая программу i ура, должен уметь сформулировать фактически проектное задание экскурсоводу, вклю­чающее цели и задачи данного маршрута для предполагаемого конкретного клиента или i руппы. В свою очередь экскурсовод, может либо усовершенствовать свою экскурсию, и соответствии с требованиями менеджера, либо создать новую, отвечающую запросам шмпании, удовлетворяющей интересы своих клиентов. Туристские фирмы ДОЛЖНЫ иметь полный комплект методической документации на каждый из своих экскурси о иных маршрутов, включающий методическую разработку с технологической картой жскурсии (в соответствии с ГОСТ 50.681-94), контрольный текст, иллюстративные нмдео-аудиоматериалы, дополняющие зрительный ряд экскурсии (так называемый ■ портфель экскурсовода»). На основании этих документов можно в случае необходи­мости быстро подготовить экскурсовода для проведения новых для него маршрутов, в том числе для замены заболевших или уволившихся сотрудников. Такой комплект документации может быть разработан специалистами компании, либо приобретен у профессионалов экскурсионного дела (экскурсоводов-практиков, преподавателей жскурсионной методики, опирающихся на собственный опыт экскурсионной работы и научные исследования).

Подготовка экскурсии — это сложный процесс, требующий специальных знаний и навыков. Важно, зная цели и задачи будущей экскурсии, разработать концепцию подачи материала. Например, тема «Достоевский и Петербург» может быть раскрыта

1,7 См. Глоссарий терминов международного туризма, раздел «Экскурсионное дело». Биржаков М. В., Гаршина II. II. и др. / Под ред. Н. И. Сергеевой. «Туристские фирмы». Справочник. Вып. 30. — СПб.: «Невский ФОНД», '.'.003. С. 133-182.

463 —

Illtl Д1ИИ1 II IУГИ )М

как путешествие по местам, связанным с жизнью самою nut ателя, так и по следам * литературных героев, созданием образа Петербурга времен Достоевского. Ссктавлмг п и библиография, изучаются архивные исторические источники, статистические дпиммв периодическая печать, экспозиции и фонды музеев и др. Самый важный этап в иодм| товке экскурсии — отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного |>нд| способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуi ы * в этот туристский центр еще раз. Аксиомой экскурсионного процесса является привил! «от показа к рассказу», предполагающее первичность зрительных впечатлений игрцд

устной информацией. Исходя из выбранных объектов, составляется маршрут экску|..................... .

как наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, позволяющий раскрыт! содержание экскурсии. Далее разрабатывается технологическая карта экскурсии, ми своеобразный план показа объектов и изложения материала, связанного с ними, в» лм чающий методические приемы показа и рассказа, обеспечивающие эффективно) tk экскурсионной методики. По намеченному плану создается текст: контрольный дл* туристской фирмы и индивидуальный, с учетом особенностей самого исполни 1гл( — для экскурсовода. Часто текст и содержание экскурсии оперативно адаптируем >> И1 реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории

Экскурсовод — человек, обладающий определенным талантом и способностями | экскурсионному делу, владеющий не только большим багажом знаний в предметннй области экскурсии, как специалист, но рядом личных качеств лидера и актерского ми) терства, умений оратора и навыков экскурсионного дела и экскурсионных методов. Г«щ мнение, что экскурсия — это театр одного актера, и это во многом правильно.

Но прежде чем экскурсию увидит и услышит потребитель — экскурсант, необходим., провести большую подготовительную работу, пробные экскурсии, рекламные акции дли сотрудников компании и агентов по продажам. Менеджеры современных туристски* компаний нередко используют готовый экскурсионный продукт, надеясь на профо i им нализм экскурсовода, владеющего методом дифференцированного подхода к экскурсии там. При этом резко возрастает необходимость проверки качества работы экскурсовод» на соответствие требованиям компании. В реальной ситуации менеджер обычно сули о качестве работы экскурсовода по отзывам туристов, а иногда и просто по отсутствий жалоб, что неверно с точки зрения улучшения работы компании в целом. Каждый mcik , жер в условиях жесткой конкуренции на рынке экскурсионных услуг может замени] увеличить прибыль (за счет роста объема продаж), предложив туристу эксклюзивны! не похожие на другие маршруты. Это может быть достигнуто либо за счет выбора нонм| экскурсионных объектов, интересных туристу — и здесь возможности довольно огриии чены, либо за счет качества экскурсий, глубины и мастерства подачи материала и л|'У И! профессиональных навыков экскурсовода, с которыми менеджер должен быть хорош.. знаком. Поскольку носителем высокого качества экскурсионного обслуживании, к конечном итоге, выступает экскурсовод, крайне важно сформировать у него заинтсреч •> ванность в успехе конкретной туристской фирмы. Это практически невозможно сделвт! в условиях, когда экскурсовод не является штатным сотрудником фирмы, т. е. линий социальных гарантий: оплачиваемого отпуска (в том числе по болезни), премиальны \, иг вовлечен в корпоративную культуру фирмы. Именно поэтому руководитель туристской фирмы обязан подумать о формировании штата экскурсоводов, гидов-переводчт,..н являющихся для туриста «лицом» данной компании.

— 464 —

.

Глава 12.

Наши рекомендации