ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия)

Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления»

(г. Архангельск)

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

По направлению подготовки

Туризм

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Архангельск

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП).

Дисциплина включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Содержание дисциплины включает знания об особенностях социальной политики российского государства, стандартах качества жизни и обеспечивающих их механизмов.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Основы социального государства», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Философия», «История Отечества», «Правоведение».

Дисциплина «Основы социального государства» является основой для изучения дисциплин «Экономика», «Политология», «Социология».

Цель изучения дисциплины. Целью освоения учебной дисциплины «Основы социального государства» является формирование у студентов общих представлений о сущности, принципах и моделях социального государства, что является необходимым для развития ряда общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки «Туризм».

Задачи изучения дисциплины:

- изучить основы теории социального государства, раскрыть содержание социально-ориентированной деятельности государства, механизмы ее реализации;

- рассмотреть преимущества и недостатки различных моделей социального государства, исходя из опыта XX – начала XXI веков;

- выявить актуальные проблемы социальной сферы в современной РФ и пути их разрешения;

- сформировать умения по анализу проблемных социальных ситуаций и поиску оптимальных вариантов выхода из них;

- привить навыки анализа нормативной правовой базы в социальной сфере, а также навыки основ правоприменительной практики в области социальной защиты населения и оказания социальных услуг гражданам.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

• способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

• способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

• готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, применять нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

• владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14);

• способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- содержание понятий «социальная политика» и «социальное государство», цели и принципы социальной политики, функции социального государства в условиях модернизации российского общества;

- ключевые направления социальной политики государства, их особенности, задачи и механизмы реализации этих задач; возникающие трудности в различных сферах социально-ориентированной деятельности государства и методы их преодоления;

- основные модели социального государства и обобщенный опыт государственной социальной политики в различных странах мира.

Уметь

- давать оценку эффективности методов решения государством социальных проблем населения с учетом состояния экономики, государственных финансов, политического режима, а также деятельности негосударственных субъектов социальной политики;

- осуществлять анализ проблемных ситуаций в социальной сфере и предлагать на основе теоретических знаний наиболее адекватные пути выхода из них.

Владеть

- навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере;

- основами моделирования динамических процессов в социальной сфере в их связи с динамикой параметров экономики страны и экономической политикой государства;

- методикой расчета уровня и качества жизни.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в зачётных единицах
в часах
Аудиторная работа (в часах):
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (в часах):
Внеаудиторная: - Подготовка к лекциям и практическим занятиям - Подготовка к экзамену 20 час. 20 час.
Форма промежуточного контроля по дисциплине Экзамен (36 час.)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

    Наименование раздела, темы Бюджет учебного времени, час.
Всего В том числе:
Лекции Практ. занят. СРС
Тема 1. Основы теории социальной политики
Тема 2. Понятие социального государства. Модели социального государства
Тема 3. Трудовые отношения и социальное партнерство
Тема 4. Социальная защита населения
Тема 5. Государственная политика в области здравоохранения
Тема 6. Государственная семейная и демографическая политика
Тема 7. Деятельность государства в области образования, науки и культуры
Тема 8. Молодежная политика государства. Деятельность государства в области спорта и туризма

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации