Тема: Госрегулирование проц-в информатизации
ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
К новым научным концепциям относятся:
1. Концепция постиндустриального общества
2. Концепция информационного общества
3. Концепция новой экономики
Постиндустриальное общество
В концепции постиндустриального общества важнейшие методологические принципы почерпнуты из позитивистской философии и экономических учений 19 века. Эта концепция обозначила признаки индустриальной цивилизации, которые положили в основу периодизации социального развития, особенности технологического развития производства, обмена и разделения общественного продукта.
В 18, 19 и начале 20го веков ученые определили основные положения постиндустриальной доктрины, развились такие отрасли, как аэрокосмическая, электротехническая, химическая, транспортное машиностроение. В этих отраслях основное место занимали ученые, инженеры, техники (80% рабочих). Проводились фундаментальные исследования, главное место в НИОКР отводилось созданию новых продуктов, улучшению их качества.
Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен японским ученым Кумарасвами в 1916 году. Английский философ, представитель либерального социализма Пенти впервые употребил это понятие. В 1958 году американский социолог Рисман употребил это понятие в своих исследованиях. Наиболее выдающиеся достижения в этой области принадлежат американскому ученому Беллу. В 1959 году он выступил на международном социологическом семинаре в городе Зальцбург (Австрия) и дал определение постиндустриальному обществу, которое рассматривал в качестве социума, в котором индустриальный сектор отходит на второй план, а первое место отводится науке, т.е. наука становится основной производительной силой. В 1973 году вышла книга Белла «Грядущее постиндустриальное общество», где он воплотил идеи других ученых, которые ранее исследовали это понятие.
Подавляющее большинство ученых в качестве основных признаков постиндустриального общества рассматривают:
- ускорение научно-технического прогресса;
- снижение роли материального производства;
- уменьшение его доли в производстве общественного продукта;
- развитие услуги информации;
- изменение мотивов и характера человеческой деятельности;
- появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство;
- существенная модификация всей социальной структуры на базе информатизации.
Постиндустриальное общество (по Беллу) – общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, к проведению исследований, расширению образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов превратился в класс консультантов и экспертов-технократов, в котором внедрение нововведений зависит от теоретических знаний.
17.09.12
Этот класс сущест. В условиях внедрения нов. Достижений на основе теор-х исследований.
Три вида обществ на сегодня:
Постиндустриальное
Индустриальное
Доиндустриальное
Они различаются по трем характеристикам:
1. По виду производственного ресурса (в постин.-ресурс инфо, в идустр.- инергия, в дондустр. – первичные условия деятельности сырье)
2. По видам производственной деятельности (в постин. – последовательная обработка processing, в идустр. Обществе- изготовление fabrication, в доиндустриальном –добыча Extraktion )
3. Базовые технологии, которые используются (в постиндустр. – наукоемкие технологии, в индустр. – капиталоемкие, в доиндустриальном - трудоемкие)
Именно эта схема позволяет сформулировать известное положение об этих 3х обществах. Согласно которому, отношения построены в доиндустриальном обществе на взаимодействии человека с природой. В индустриальном обществе на взаимодействии человека с преобразованной им природой. И в постиндустриальном обществе на взаимодействии между людьми и на обмене информации.
Интенсивность динамики и структурных сдвигов национального хозяйств экономически развитых государств определялось достижениями научно-технического прогресса, кот. Активизировался в середине 50х годов. Наука превратилась в мощную производительную силу, произошли серьезные изменения в технике, которая охватила такие виды деятельности человека как технологическую, транспортную, энергетическую, экономическую. Появились новые автоматизированные системы машин, натуральное сырье было заменено искусственным , появились нов. технологии(лазерная, плазменная и тд.). Зарождалась новая информационная революция и теория, которая вмещает информационную составляющую экономической теории, так называемой теория информационного общества. Идея иформ-го общества становилась в таком контексте инструментом обоснования возможности ускоренного развития, на основе замещения растущим потоком информац-и , творческих возможностей личности. Теория инф-го общества в первые была открыта японским ученым Умесао. Эта теория была в дальнейшим развита японс. ученым Масуда и стала по новому звучать в работах Сокайи. Концепция информац-го общества как и постиндустриальная доктрина лежат в русле того направления европейской философии , в котором эволюция человечества принято рассматривать сквозь призму прогресса знаний. Пик ее популярности приходится на начало 70х годов, когда многие экономисты согласились с выводом о том, что культура , психология, социальная жизнь, экономика находятся под влиянием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, а производственный процесс более не является основным процессом деятельности человека. В те же годы начало усиливаться мнение о том , что знание как в марксовой теории «Труд» является фактором самовозрастания стоимости, а так как информатизация является не чем иным как замещением труда ,то термин информационного общества стал обозначением нового формирующегося порядка.
В 60е годы одновременно и в Америке было введено понятие информационного общества яп. Ученым Умесао и американским ученым Махлупом. Большинство американских и японских исследователей в начале с 2й половины 80х годов начали акцентировать внимание не столько на информа-ю сколько на знания, что привело к целому спектру новых определений современного общества. Стали называть это общество- общество знаний knowladge society.
Среди прочего было отмечено , что распространение инфо приводит к ее росту, что исключает понятие редкости, в то же время потребление инфо не приводит к исчерпанию производственного ресурса. Таким образом, сторонники теории информ-го общества приходили к правильному в основном к тезису о том, что редкость ресурса заменена на их распространенность. Эта формула получила в дальнейшем широкое признание и нашла свое подтверждение в практике в 80-90х годов.
1.10.12
Обедняет эти теории теория новой экономики
Особенностью технической революции явл. не центра-я роль инфо и знаний, а генерирование этих знаний по осуществл-ю поиска нов. знаний, обработки информации и осуществлению коммуникаций. Предпосылками к переходу новой экономики стали такие факторы как глобализация, регионализация рынка, усиление мобильности капитала, появление нов. цифрового пространства. как единой коммун-й сети . В условиях ведения нового хоз-а промышленность была ведущей отраслью хозяйства, но структурная перестройка шла в одном направлении преимущественно во всех развитых странах. исчерпание запасов рудь и угля, дороговизна импортной нефти, повышение эффективности использования топлива обусловили медленные темпы развития.
Сокращение ВВП добывающих отраслей. опережающими темпами развивались газоснабжение и производство электроэнергии. Уменьшалась доля традиционных отраслей, обувной, пищевой, текстильной. Развивались отрасли, определяющие технические прогрессы (ведущая роль – машиностроение, но его основные отрасли перестраивались). Возникли новые отрасли аэрокосмическая, радиоэлектронная (производство ЭВМ, систем автоматизации). Развивались инфор-е системы и сети.
В 60-х годах стали преобладать интенсивные факторы развития , место введения нов. площадей , ведущ. роль пренадлеж. автоматиции модернизации производст-х ресурсов.
Феномен нов. экономики связан с одной стороны сводом конкурентных факторов, и с другой стороны появлением таких монополий как Майксрософт. Тогда возникает вопрос к какой модели рынка приводят основы технологии конкурентной или монопольной, и на сколько значима усиление этих тенденций для всей модели современного рынка.
15.10.12
Информационный продукт требует оч высоких постоянных затрат и низких переменных затрат, то есть очень затратно произвести новых инновационный продукт и малые затраты требуются на воспроизводство этого продукта в нарастающем объеме. Новая эк. теория сходит из действия закона снижения закона, на основе которого исследуют все понятия и процессы в эк. науке. Однако инф. продукты не подчиняются этому закону , во всяком случае демонстрируют растущую доходность в долгосрочной перспективе, соответственно отрасли информационной экономики имеют возможность для эксплуатации эффекта масштаба.
Эксплуатацию эффекта масштаба исследовал еще в 1890 году английский экономист Альфред Маршалл на примере желез. дорог, газоснабжения, передача электроэнергии. Особенность инфор. продуктов заключается в том , что растущая доходность проявляется в их случае более интенсивно и явно через структуру их расходов, связанных с их производством. Это дает возможность продвижение на рынке монополий. кроме того возникают так называемые сетевые внешние эффекты(полезность нарастает с ростом количества пользователей). Полезность оболочки Windows с ростом количества пользователей. в случае эф. масштаба может проявляться не только в традиц-м виде со стороны предложения, но также со стороны спроса. с другой стороны монопольные тенденции проявляются иначе. В случае традиционной экономике монополия завышает цены и снижает объем производства, в случае информационных монополий происходит обратная зависимость, моноп. повышает объем производства и снижает цены. В условиях жесткой конкуренции моноп-я информац-й экономики должна вести себя эффективно, иначе она будет вытеснена более эффективными конкурентами на рынке. Приобретая акции компаний в инфор-й сфере инвестор не покупает фонды в традиционном смысле этого слова. Интеллектуальные компании не нужны фонды в традиционном понимании, для нее существует тенденция снижения стоимости осн. фондов. Одновременно на рынке происходит изменение временного характера , срок жизни нового продукта укорачивается. Так как инфо о нем распространяется оч. быстро о нем и повсеместно.
Продукты информационной экономики содержат много функций , которыми пользователь вряд ли воспользуется. Необходимо оценить темпы технологических изменений. их можно оценить с помощью функции цены. снижение реальной цены …..снижения а снижение цены разговоров(по тел.) 10% в год. То есть мы можем утверждать что темпы инноваций действительно увеличиваются. Кроме темпов роста и еще одним доводом в пользу информационной экономики является высокая степень инфор-х технологий, которые могут способствовать повышению эффективности практически во всех секторах экономики.
Интернет дает возможность выбирать товары по наиболее выгодной цене, оптимизировать трансакционные издержки между потенциальными партнерами стирать барьеры на пути выхода на рынок. Таким образом, информационные технологии приближают реальный рынок модели конкуренции или делают его допущения менее искусственными.
29.10.12
Тема: Госрегулирование проц-в информатизации
Самые крупные компании произ-во кот-х связано с произ-м технологий входят в сводный индекс NASDAQ (первый электронный фон. рынок, созд-й в 1971г.). по объему торгов по второму месте после Нью Йоркской. За последние 2 года руководство NASDAQ потратило около 80 млн. долл. на модернизацию системы и связывает около 10 тыс. дилеров , разбросанных по всему американскому континенту. Он имеет около 324 отказоустойчивых мэйнфреймов Tandem около 50 ПК серверов, Dell Computer, Compaq Computer , 18 мэйнфремов- Unises. Кроме того она имеет большое кол-во батарей, источников бесперебойного питания, холодильников. В NASDAQ также есть сис-ма , кот. дублирует работу данной системы и находится в городе Роквил. Такая избыточность необходима для бесперебойной работы в случаи неполадок в центральной системе. История этой площадки сформировалась таким образом , что в нее входят компании производящие продукцию информационных технологий биотехнологические компании. Осн-ми направлениями деятельности IT компаний является электронная торговля(Ebay, Amazon. com, Costco).услуги финансового электронного коммерческого рынка Fiserv. Консалтин-е оптимизационные технологии Cognizant . Поисковая система Google, Яндекс. В следствии информатизации экономики наметились коренные сдвиги в экономическом развитии многих стран, она характеризуются появлением новых направлений и сфер хозяйства, ростом роли качественных характеристик в производстве, появлением новых форм электронной коммерции, появлением безбумажных технологий, возникновением отраслей по производству комп-х систем. Успешная реализация процессов внедрения информационных систем определила возникновение возможностей для эффективного развития экономики, политики нашего госсудар-ва и общества в целом . Исторический опыт развития стран мира говорит о том , что подъем их хозяйства во многом зависит от внедрения достижений научно-технического прогресса. Современные реалии общественной жизни требуют концептуальных решений и методологических подходов, опирающихся на процессы информатизации.
12.11.12
Для теорит-го переосмысления перехода от индустриального к информационному обществу и вызванного им преобразования необходимо было сформир. понятийный аппарат явлений информатизации происходящих в нашей стране. Первоочередная задача законодательных органов украины состояла в утверждении права граждан на получение информации, ее доступность, открытость, свободу обмена, объективность, точность, полноту , достоверность.
Основ. положения об информации были закреплены в законе Укр. в 1992г. З об информации. Закон закрепил основные принципы информационных отношений гос. информационной политики, осн-х направлений информационной госуд. деятельности. Организация образования , научных исследований в области информационной деятельности. Граждане получили законность получения , хранения, передачи , расспостранения , обработки информации.
Осн. направления развития информационного общества были закреплены в Законе Украины о национальной программе информатизации , принят в 1998 г. З . информатизации 1998г. Закон концепцию нац. программы автоматизации, задачи законодательства по этой программе, отраслевые , региональные проекты по этой программе. Понятие заказчика , руководителя программы , положение относительно закупки технических информационных средств, положение относительного финн. положения, эк. стимулирования, контроля за выполнением задач программы.
Отдельный раздел посвящен международному сотрудничеству по вопросам программы. Концепция национальной программы информатизации является не отьемлимой частью нац. программы информатизации. Включает характеристику соврем. состояния информатизации , осн. принципы, стратегические цели в последствии информатизации.
В Окинавии в 2000г. члены большой восьмерки приняли хартию глобального информационного общества. в этой хартии были сформулированы положения относительно перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Этот переход позволит экономикам различных стран и обществу в обществу в целом перейти к постиндустриальной модели упорядочения мира . Члены большой восьмерки считают , что информационное общество это общество, в котором производство и потребление станут основными видами деятельности. Информация станет осн. видом ресурса, телекоммуникационные технологии станут базовыми технологиями , а информационная среда станет новой средой. К сожалению У занимает в информационномц не первые места. По уровню развития использование информационных технологий Ук. значительно отстает от передовых в этой отрасли стран. Существующие темпы развития явл. недостаточными дл преодоления низкой эффективности экономики Ук. их сохранение повлечет за собой технологическое отставание Укр. и дальнейшей зависимости экономики страны от сырьевого сектора и импорта высокотехнологической продукции.
Для продолжения развития информацион-о общества Ук. необходима помощь гос-ва. финансирование научных открытий , организация образования, поддержки материально-технического оснащения учебного процесса . Специфика развития укр. рынка информационных технологий в том , что интеллектуальные силы у нас уже есть, хотя и не в явной форме, их нужно развивать. Исходя из системы образования и науки, кот. исторически сложилась
26.11.12
На сегод. день нужно обеспечить реализацию программы приспосабливания высшего профессионального образования потребностям IT , привести учебные программы и планы в соответствии с международной практикой в области IT технологий, организовать на базе ВУЗа группы по подготовки повышения квалификации. Для решения этой проблемы необходимо привлечение специалистов лучших мировых фирм в отрасли IT и отечественных специалистов в области IT. Тогда появиться возможность отказаться от догоняющего способа развития нашей экономики в обл. IT. С другой стороны благодаря этому будут развиваться образование. Для охвата всего общества информатизациоными процессами нужна реализация адресной помощи незащищенных слоев населения. Реализация программы передачи устаревших компьютеров фирмами и компаниями малообеспеченным слоям населения, обеспечение компьютерами сотрудников научных учреждений и самых научных учреждений, снижение импортных пошлин, также может способствовать возрастанию спроса на компьютеры. В действительности увеличение пошлин не приводит к поддержки отечественных производителей компьютеров, а лишь повышению стоимости для конечного пользователя. Снижение импортных пошлин на компьютеры должно соответствовать требованиям ВТО.
Для проведения научных исследований в сфере телекоммуникаций и информационных технологий в 2001 г. был организован институт телекоммуникаций и глобального информационного пространства в составе Национальной академии наук. Необходимо проводить повсеместное инвестирование в сфере IT при этом необходим механизм контроля за инвестициями в IT.При этом информация об осуществлении инвестиций на финансовом рынке, на реальном рынке инвестиций процесс формирования отчетности единой системы инвестирования должны быть прозрачными при этом информация должна быть размещена на электронных носителях.
Важнейшим направлением в рамках развития в отрасли информационных технологий явл. создание специализированных технопарков, обеспечивающих возможность формирования на их основе критической массы специалистов(кол. кот. необходимо, оптимальное кол-во) и предоставление им телекоммуникационных услуг, требуемого качества и по доступной цене. Изменение в экономике страны вызывают соответствующие измение соответствующих процессов информатизации. В связи с изменениями в экономике требуются соответс-е изменения процессов информатизации. Показатели информатизации должен быть один ихз важнейших в развитии современного общества, необходима система показателей, конкретизирующих состояние информационных технологий той или иной деятельности.
В любом демократическом обществе деятельность законодательных и исполнительных органов должна быть прозрачной. Сообразуя с этими требованиями и растущими возможностями граждан доступа к информации правительство нашей страны приняло ряд законодательных актов о введении и сопровождении информационных систем освещающих работу органов власти и дающих возможность гражданам выразить свое отношение к деятельности правительства.
Важнейшим достижением в этой области стало принятие в 2003 г. КабМином постановление о мерах по созданию электронной информационной системы «электронное правительство». Для обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой с гражданами и юридическими лицами на основе современных информационных технологий создан единый Вэб портал органов исполнительной власти. Предназначеный для интеграции вэбсайтов, электронных информационных ресурсов и ресурсов органов исполнительной власти и предоставление гражданам и юридическим лицам информационных и др. услуг общего назначения, услуг, кот. требуют идентификации субъектов правовых отношений обеспечения целостности и достоверности инфы с использованием электронной цифровой подписи с помощью сети интернет. Вэбсайт www.me.gov.ua явл. официальным сайтом министерства экономики Укр. интегрированный в правительственный вэбпортал. Созданный и функционирует интерактивные базы данных, содержащие информацию о национальных объектах информационно справочные системы, доступ к которым осуществл-я чрез инфор. ……справочные системы. Также вводиться в эксплаутц. система информацино= аналитического обеспечения мин экономики. Проводиться обеспечение функционирования базы данных гос. классификаторов гос. системы сертификаций УКРСЕПРО