Общие принципы управления корпорацией
Управление корпорацией осуществляется в соответствии с ее
учредительными документами и законодательством. При этом корпо-
рация сама определяет как структуру управления, так и затраты на
него. Собственник руководит корпорацией самостоятельно или через
специальные органы управления, предусмотренные уставом.
Между людьми, заполняющими организационную структуру
корпорации, взаимодействующими между собой и зависимыми друг
от друга, формируется широкая сеть горизонтальных и вертикальных
связей. Она требует четкой координации и регулирования, чем и
занимается система управления, с помощью которой принимаются и
приводятся в исполнение решения, направленные на достижение
поставленных корпорацией целей.
В мелких корпорациях собственник (собственники) самостоя-
тельно осуществляет свои функции: предпринимательскую, производ-
ственную, управленческую и, наконец, функцию присвоения (полу-
чение, распределение и использование) прибыли. Однако с ростом
масштабов производства делать это становится труднее.
Когда число работников в корпорации переваливает за десяток,
собственник не может себе позволить одновременно работать по
своей основной специальности и руководить делом. Поэтому он
сосредоточивается на последнем, как на самом ответственном участке
работы и отказывается от выполнения производственных функций.
Дальнейшее увеличение масштабов и сложности производства в
корпорации приводит к тому, что собственник не в состоянии ре-
ализовывать непосредственно управленческую функцию. Поэтому он
передает ее в руки наемных управляющих-менеджеров, а сам сосре-
доточивается на принятии решений, контроле за их выполнением и
присвоении прибыли.
Наконец, в крупных корпорациях, функционирующих как ак-
ционерные общества, собственник предстает в виде аморфного и
весьма разношерстного коллектива, который зачастую бывает на-
столько большим, что в полном составе не может даже физически
выступать как эффективный предприниматель. Поэтому, в то время
как меньшая часть собственников осуществляет предпринимательскую
!!242
деятельность в качестве членов совета директоров, большая часть
вполне удовлетворяется присвоением результатов производства.
Управленческая деятельность - одна из самых сложных.
Она складывается из серии самостоятельных управленческих
функций:
планирование, т.е. разработка программы, процедуры ее осу-
ществления, графиков выполнения, анализ ситуаций, определение
методов достижения целей и т.п.;
организация, т.е. проработка структуры предприятия, осущес-
твление координации между структурными подразделениями и т.д.;
мотивация, т.е. стимулирование усилий всех работников на
выполнение поставленных задач;
координация;
контроль.
Усложнение производства добавило еще две функции:
инновационную, связанную с освоением и внедрением новей-
ших достижений в области техники и технологии, методов органи-
зации и управления людьми;
маркетинговую, выражающуюся не только в продаже произ-
водимых товаров, но и в проведении исследований и разработок,
влияющих на реализацию товаров, закупку сырья, производство,
сбыт, послепродажное обслуживание.
В основе системы управления корпорацией лежит ряд общих
принципов. Среди них можно выделить в качестве наиболее важных
следующие.
1. Принцип централизации управления, т.е.
сосредоточение стратегических и наиболее важных решений в одних
руках.
К достоинствам централизации относятся: принятие решений
теми, кто хорошо представляет работу корпорации в целом, находит-
ся на высоких должностях и имеет обширные знания и опыт;
устранение дублирования в работе и связанное с этим снижение
общих управленческих расходов; обеспечение единой научно-техни-
ческой, производственной, сбытовой, кадровой и т.п. политики.
Недостатки централизации заключаются в том, что решения
принимаются лицами, плохо знающими конкретные обстоятельства;
затрачивается много времени на передачу информации, и она сама
теряется; менеджеры низшего звена управления практически устра-
няются от принятия тех решений, которые должны исполнять. Поэтому
централизация должна быть разумно ограничена.
2. Принцип децентрализации, т.е. делегирование
полномочий, свободы действий, прав, предоставляемых нижестояще-
!!243
му органу управления корпорацией, структурному подразделению,
должностному лицу принимать в определенных рамках решения или
отдавать распоряжения от имени всей фирмы или подразделения.
Необходимость этого связана с ростом масштабов производства и
его усложнением, когда не только один человек, но и целая группа
лиц не в состоянии определять и контролировать все решения, а тем
более выполнять их.
Децентрализация имеет множество достоинств, главные из которых
сводятся к возможности быстрого принятия решений, привлечения
к этому менеджеров среднего и низшего уровней; ненужности раз-
работки детальных планов; ослаблению бюрократизации.
И в то же время при децентрализации возникает недостаток
информации, что неминуемо сказывается на качестве принимаемых
решений; сужается круг интересов и масштабов мышления менедже-
ров, в условиях чего чувства могут взять верх над разумом; затруд-
няется унификация правил и процедур принятия решений, что уве-
личивает время, необходимое для согласований и "утрясок".
Чем больше децентрализация полномочий, тем значительнее
независимость, самостоятельность низовых подразделений, которая
может перерасти в дезинтеграцию и сепаратизм. Вот почему и
децентрализацию можно допускать в определенной мере.
Крупная по размерам корпорация в большей степени должна
быть децентрализована, ибо количество решений, которые приходит-
ся принимать в центре, и число их согласований нарастают в гео-
метрической прогрессии, в конце концов превышают технические
возможности управленческой системы и выходят из-под контроля.
Децентрализация должна быть выше и в территориально раз-
бросанных фирмах, а также в неустойчивой и быстро меняющейся
среде, поскольку зачастую просто не хватает времени для согласо-
вания с центром необходимых действий, которые должны осущес-
твляться немедленно.
Наконец, степень децентрализации зависит от опыта и квали-
фикации руководителей и сотрудников соответствующих подразделе-
ний. Чем они выше, тем больше прав и ответственности людям на
местах можно доверить, поручать самостоятельно принимать сложные
и ответственные решения.
3. Принцип координации деятельности структурных
подразделений и сотрудников корпорации. В зависимости от обсто-
ятельств координация может возлагаться на сами подразделения,
которые совместно вырабатывают необходимые мероприятия; может
быть поручена руководителю одного из них, который в силу этого
становится первым среди равных; наконец, чаще всего становится
!!244
уделом специального руководителя, располагающего аппаратом
сотрудников и консультантов.
4. Принцип использования челове-
ческого потенциала. Он включает:
принятие основной массы решений, которое производится не
предпринимателем или главным менеджером в одностороннем поряд-
ке, а сотрудниками тех уровней управления, где решения должны
быть выполнены;
ориентацию исполнителей, направленную прежде всего не на
прямые указания сверху, а на четко ограниченные сферы действия,
полномочия и ответственность;
решение вышестоящими инстанциями только тех вопросов и
проблем, которые нижестоящие не в состоянии или не имеют права
брать на себя.
5. Принцип эффективного использо-
вания (а отнюдь не пренебрежения) услуг сателл и-
т о в бизнеса. '
Бизнес включает в сферу своего влияния целый комплекс
сопутствующих видов деятельности. Специалистов, их выполняю-
щих, называют сателлитами бизнеса, т.е. его сообщниками, спут-
никами, помощниками. Они способствуют связям корпораций с внеш-
ним миром - контрагентами, государством в лице его многочислен-
ных органов и учреждений.
Рассмотрение плеяды сателлитов следует начать с бухгалте-
ров, которые прокладывают финансовый курс корпорации так, что-
бы избежать уплаты налогов, но в то же время, чтобы это не
выглядело как явное уклонение от их уплаты.
Другим сателлитом бизнеса (и очень важным) являются юрис-
ты. Они помогают строить правовые отношения с другими предпри-
ятиями и с государством в лице его органов. Их услуги крайне
нужны при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при
заключении договоров и государственных контрактов, при возбуж-
дении дела о нарушении антимонопольного законодательства и т.д.
Юристы имеют специализации. Так, юристы по налоговому
праву производят сложнейшие расчеты по амортизации основного
капитала для целей налогообложения или при предоставлении нало-
говых скидок в результате, допустим, благотворительности. Им
известно много хитроумных способов для смягчения воздействия закона.
Существуют такие ситуации, которые могут быть разрешены только
целым "генеральным штабом" юристов и финансистов, специализирую-
щихся на поисках выходов из трудных положений. Вот почему хорошие
бухгалтеры, юристы, финансисты имеют высокий статус на предприятии.
!!245
В крупных предприятиях, в корпорациях большой вес имеют
экономисты-аналитики, статистики, составители экономических
и другого рода обзоров. Большая корпорация может пребывать в
состоянии стабильности только тогда, если у нее просматривается
перспектива бизнеса, если известна конъюнктура рынков сырья,
сбыта и рабочей силы, если ясна политическая ситуация. Вот почему
руководитель корпорации должен либо сам разрабатывать широкие
перспективы, либо получать квалифицированные консультации соот-
ветствующих специалистов, экспертов, либо опираться на то и
другое.
Одним из инструментов бизнеса являются биржи: инвестицион-
ные, фондовые, товарные. В нашей стране они, по существу, только
зарождаются. Принят закон, регулирующий их деятельность*. Пока
число бирж невелико. Предприниматели предпочитают прямые кон-
такты с контрагентами, используют старые производственные связи.
При должной отлаженности биржевого механизма эффективность
нахождения нужного партнера, товара, перспективных акций и т.п.
будет гораздо выше.
Одной из важных сторон бизнеса является искусство сбыта
товаров. По мере насыщения рынка товарами потребность в спе-
циалистах-сбытовиках будет неуклонно возрастать. Их труд ста-
нет центральным видом деятельности в бизнесе, по отношению к
которому технология производства и финансирование будут играть
вспомогательную роль. В самом деле, если продукция не найдет
сбыта, к чему деятельность инженера, финансиста, экономиста! Опыт
западных стран показывает, что часто президенты корпораций зани-
мают эти посты благодаря своей прежней работе в качестве руко-
водителей отделов сбыта. Искусство торговых агентов состоит из
правильного способа подачи товаров, выбора упаковки, системы
продажи товаров в рассрочку или в кредит и т.п. Особое значение
имеют личностные качества работников отдела сбыта, их коммуни-
кабельность, умение расположить к себе людей.
Но этот непосредственный вид продажи товаров постепенно
уступит место обезличенному сбыту при помощи рекламы в средст-
вах массовой информации. Возникает новая отрасль - отрасль рек-
ламных агентов.
Специалисты по связям с общественностью - еще один
спутник крупного предпринимательства - и отражает он претензии
См. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 фев-
раля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1992. № 18. Ст. 961.
!!246
бизнеса на власть. Теоретическим обоснованием связей с обществен-
ностью служит тезис, что о корпорации судят не только по выпус-
каемой продукции, но и по общему впечатлению, которое она про-
изводит на общественное мнение. В этом деле нужны проницатель-
ные и наделенные богатейшим воображением умы. Они способны
смягчить воздействие плохих известий на общественность. Специа-
листы по связям с общественностью помогают готовить речи руиди;
водителям крупных корпораций, стараются, чтобы в средствах мас-е.
совой информации появлялись только "нужные" материалы и никоим
образом не просачивались нежелательные сведения.
Указанные принципы являются базой для корпоративного нор-
мотворчества.
Вместе с этим следует отметить и ряд принципов, применимых
на каждый день, в повседневной деятельности по управлению кор-
порацией и реализуемых в фактических действиях управленческого
персонала. Они, кстати, использовались в дореволюционной России
и были сформулированы в виде заповедей, адресованных предпри-
нимателям (1912 г.):
"1. Уважай власть. Власть - необходимое условие эффектив-
ного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим
проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшело-
нах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фунда-
мент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гар-
моничных отношений в делах. Российский предприниматель должен
быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости