Общие принципы управления корпорацией

Управление корпорацией осуществляется в соответствии с ее

учредительными документами и законодательством. При этом корпо-

рация сама определяет как структуру управления, так и затраты на

него. Собственник руководит корпорацией самостоятельно или через

специальные органы управления, предусмотренные уставом.

Между людьми, заполняющими организационную структуру

корпорации, взаимодействующими между собой и зависимыми друг

от друга, формируется широкая сеть горизонтальных и вертикальных

связей. Она требует четкой координации и регулирования, чем и

занимается система управления, с помощью которой принимаются и

приводятся в исполнение решения, направленные на достижение

поставленных корпорацией целей.

В мелких корпорациях собственник (собственники) самостоя-

тельно осуществляет свои функции: предпринимательскую, производ-

ственную, управленческую и, наконец, функцию присвоения (полу-

чение, распределение и использование) прибыли. Однако с ростом

масштабов производства делать это становится труднее.

Когда число работников в корпорации переваливает за десяток,

собственник не может себе позволить одновременно работать по

своей основной специальности и руководить делом. Поэтому он

сосредоточивается на последнем, как на самом ответственном участке

работы и отказывается от выполнения производственных функций.

Дальнейшее увеличение масштабов и сложности производства в

корпорации приводит к тому, что собственник не в состоянии ре-

ализовывать непосредственно управленческую функцию. Поэтому он

передает ее в руки наемных управляющих-менеджеров, а сам сосре-

доточивается на принятии решений, контроле за их выполнением и

присвоении прибыли.

Наконец, в крупных корпорациях, функционирующих как ак-

ционерные общества, собственник предстает в виде аморфного и

весьма разношерстного коллектива, который зачастую бывает на-

столько большим, что в полном составе не может даже физически

выступать как эффективный предприниматель. Поэтому, в то время

как меньшая часть собственников осуществляет предпринимательскую

!!242

деятельность в качестве членов совета директоров, большая часть

вполне удовлетворяется присвоением результатов производства.

Управленческая деятельность - одна из самых сложных.

Она складывается из серии самостоятельных управленческих

функций:

планирование, т.е. разработка программы, процедуры ее осу-

ществления, графиков выполнения, анализ ситуаций, определение

методов достижения целей и т.п.;

организация, т.е. проработка структуры предприятия, осущес-

твление координации между структурными подразделениями и т.д.;

мотивация, т.е. стимулирование усилий всех работников на

выполнение поставленных задач;

координация;

контроль.

Усложнение производства добавило еще две функции:

инновационную, связанную с освоением и внедрением новей-

ших достижений в области техники и технологии, методов органи-

зации и управления людьми;

маркетинговую, выражающуюся не только в продаже произ-

водимых товаров, но и в проведении исследований и разработок,

влияющих на реализацию товаров, закупку сырья, производство,

сбыт, послепродажное обслуживание.

В основе системы управления корпорацией лежит ряд общих

принципов. Среди них можно выделить в качестве наиболее важных

следующие.

1. Принцип централизации управления, т.е.

сосредоточение стратегических и наиболее важных решений в одних

руках.

К достоинствам централизации относятся: принятие решений

теми, кто хорошо представляет работу корпорации в целом, находит-

ся на высоких должностях и имеет обширные знания и опыт;

устранение дублирования в работе и связанное с этим снижение

общих управленческих расходов; обеспечение единой научно-техни-

ческой, производственной, сбытовой, кадровой и т.п. политики.

Недостатки централизации заключаются в том, что решения

принимаются лицами, плохо знающими конкретные обстоятельства;

затрачивается много времени на передачу информации, и она сама

теряется; менеджеры низшего звена управления практически устра-

няются от принятия тех решений, которые должны исполнять. Поэтому

централизация должна быть разумно ограничена.

2. Принцип децентрализации, т.е. делегирование

полномочий, свободы действий, прав, предоставляемых нижестояще-

!!243

му органу управления корпорацией, структурному подразделению,

должностному лицу принимать в определенных рамках решения или

отдавать распоряжения от имени всей фирмы или подразделения.

Необходимость этого связана с ростом масштабов производства и

его усложнением, когда не только один человек, но и целая группа

лиц не в состоянии определять и контролировать все решения, а тем

более выполнять их.

Децентрализация имеет множество достоинств, главные из которых

сводятся к возможности быстрого принятия решений, привлечения

к этому менеджеров среднего и низшего уровней; ненужности раз-

работки детальных планов; ослаблению бюрократизации.

И в то же время при децентрализации возникает недостаток

информации, что неминуемо сказывается на качестве принимаемых

решений; сужается круг интересов и масштабов мышления менедже-

ров, в условиях чего чувства могут взять верх над разумом; затруд-

няется унификация правил и процедур принятия решений, что уве-

личивает время, необходимое для согласований и "утрясок".

Чем больше децентрализация полномочий, тем значительнее

независимость, самостоятельность низовых подразделений, которая

может перерасти в дезинтеграцию и сепаратизм. Вот почему и

децентрализацию можно допускать в определенной мере.

Крупная по размерам корпорация в большей степени должна

быть децентрализована, ибо количество решений, которые приходит-

ся принимать в центре, и число их согласований нарастают в гео-

метрической прогрессии, в конце концов превышают технические

возможности управленческой системы и выходят из-под контроля.

Децентрализация должна быть выше и в территориально раз-

бросанных фирмах, а также в неустойчивой и быстро меняющейся

среде, поскольку зачастую просто не хватает времени для согласо-

вания с центром необходимых действий, которые должны осущес-

твляться немедленно.

Наконец, степень децентрализации зависит от опыта и квали-

фикации руководителей и сотрудников соответствующих подразделе-

ний. Чем они выше, тем больше прав и ответственности людям на

местах можно доверить, поручать самостоятельно принимать сложные

и ответственные решения.

3. Принцип координации деятельности структурных

подразделений и сотрудников корпорации. В зависимости от обсто-

ятельств координация может возлагаться на сами подразделения,

которые совместно вырабатывают необходимые мероприятия; может

быть поручена руководителю одного из них, который в силу этого

становится первым среди равных; наконец, чаще всего становится

!!244

уделом специального руководителя, располагающего аппаратом

сотрудников и консультантов.

4. Принцип использования челове-

ческого потенциала. Он включает:

принятие основной массы решений, которое производится не

предпринимателем или главным менеджером в одностороннем поряд-

ке, а сотрудниками тех уровней управления, где решения должны

быть выполнены;

ориентацию исполнителей, направленную прежде всего не на

прямые указания сверху, а на четко ограниченные сферы действия,

полномочия и ответственность;

решение вышестоящими инстанциями только тех вопросов и

проблем, которые нижестоящие не в состоянии или не имеют права

брать на себя.

5. Принцип эффективного использо-

вания (а отнюдь не пренебрежения) услуг сателл и-

т о в бизнеса. '

Бизнес включает в сферу своего влияния целый комплекс

сопутствующих видов деятельности. Специалистов, их выполняю-

щих, называют сателлитами бизнеса, т.е. его сообщниками, спут-

никами, помощниками. Они способствуют связям корпораций с внеш-

ним миром - контрагентами, государством в лице его многочислен-

ных органов и учреждений.

Рассмотрение плеяды сателлитов следует начать с бухгалте-

ров, которые прокладывают финансовый курс корпорации так, что-

бы избежать уплаты налогов, но в то же время, чтобы это не

выглядело как явное уклонение от их уплаты.

Другим сателлитом бизнеса (и очень важным) являются юрис-

ты. Они помогают строить правовые отношения с другими предпри-

ятиями и с государством в лице его органов. Их услуги крайне

нужны при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при

заключении договоров и государственных контрактов, при возбуж-

дении дела о нарушении антимонопольного законодательства и т.д.

Юристы имеют специализации. Так, юристы по налоговому

праву производят сложнейшие расчеты по амортизации основного

капитала для целей налогообложения или при предоставлении нало-

говых скидок в результате, допустим, благотворительности. Им

известно много хитроумных способов для смягчения воздействия закона.

Существуют такие ситуации, которые могут быть разрешены только

целым "генеральным штабом" юристов и финансистов, специализирую-

щихся на поисках выходов из трудных положений. Вот почему хорошие

бухгалтеры, юристы, финансисты имеют высокий статус на предприятии.

!!245

В крупных предприятиях, в корпорациях большой вес имеют

экономисты-аналитики, статистики, составители экономических

и другого рода обзоров. Большая корпорация может пребывать в

состоянии стабильности только тогда, если у нее просматривается

перспектива бизнеса, если известна конъюнктура рынков сырья,

сбыта и рабочей силы, если ясна политическая ситуация. Вот почему

руководитель корпорации должен либо сам разрабатывать широкие

перспективы, либо получать квалифицированные консультации соот-

ветствующих специалистов, экспертов, либо опираться на то и

другое.

Одним из инструментов бизнеса являются биржи: инвестицион-

ные, фондовые, товарные. В нашей стране они, по существу, только

зарождаются. Принят закон, регулирующий их деятельность*. Пока

число бирж невелико. Предприниматели предпочитают прямые кон-

такты с контрагентами, используют старые производственные связи.

При должной отлаженности биржевого механизма эффективность

нахождения нужного партнера, товара, перспективных акций и т.п.

будет гораздо выше.

Одной из важных сторон бизнеса является искусство сбыта

товаров. По мере насыщения рынка товарами потребность в спе-

циалистах-сбытовиках будет неуклонно возрастать. Их труд ста-

нет центральным видом деятельности в бизнесе, по отношению к

которому технология производства и финансирование будут играть

вспомогательную роль. В самом деле, если продукция не найдет

сбыта, к чему деятельность инженера, финансиста, экономиста! Опыт

западных стран показывает, что часто президенты корпораций зани-

мают эти посты благодаря своей прежней работе в качестве руко-

водителей отделов сбыта. Искусство торговых агентов состоит из

правильного способа подачи товаров, выбора упаковки, системы

продажи товаров в рассрочку или в кредит и т.п. Особое значение

имеют личностные качества работников отдела сбыта, их коммуни-

кабельность, умение расположить к себе людей.

Но этот непосредственный вид продажи товаров постепенно

уступит место обезличенному сбыту при помощи рекламы в средст-

вах массовой информации. Возникает новая отрасль - отрасль рек-

ламных агентов.

Специалисты по связям с общественностью - еще один

спутник крупного предпринимательства - и отражает он претензии

См. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 фев-

раля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ. 1992. № 18. Ст. 961.

!!246

бизнеса на власть. Теоретическим обоснованием связей с обществен-

ностью служит тезис, что о корпорации судят не только по выпус-

каемой продукции, но и по общему впечатлению, которое она про-

изводит на общественное мнение. В этом деле нужны проницатель-

ные и наделенные богатейшим воображением умы. Они способны

смягчить воздействие плохих известий на общественность. Специа-

листы по связям с общественностью помогают готовить речи руиди;

водителям крупных корпораций, стараются, чтобы в средствах мас-е.

совой информации появлялись только "нужные" материалы и никоим

образом не просачивались нежелательные сведения.

Указанные принципы являются базой для корпоративного нор-

мотворчества.

Вместе с этим следует отметить и ряд принципов, применимых

на каждый день, в повседневной деятельности по управлению кор-

порацией и реализуемых в фактических действиях управленческого

персонала. Они, кстати, использовались в дореволюционной России

и были сформулированы в виде заповедей, адресованных предпри-

нимателям (1912 г.):

"1. Уважай власть. Власть - необходимое условие эффектив-

ного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим

проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшело-

нах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фунда-

мент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гар-

моничных отношений в делах. Российский предприниматель должен

быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости

Наши рекомендации