Товароведение и экспертиза товаров
Объект, предмет и задачи товароведения.
Объект товароведения – товар. Предмет товароведения – потребительная стоимость товара. Две стороны товара: потребительная стоимость и стоимость, их взаимосвязь, потребности, удовлетворяемые потребительскими товарами. Влияние динамики потребительной стоимости на формирование потребительных стоимостей. Модель исходной ситуации потребления. Сущность и определения основных терминов товароведения: «товар», «потребительная стоимость», «качество», «информация о товаре». Связь товароведения с другими науками. Задачи товароведения в условиях рыночной экономики.
Классификация товаров.
Классификация как разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Общие принципы и правила классификации. Признаки классификации: сырьевой, технологический, рецептурный, компонентный, структурный. Иерархический метод классификации (суть метода, ступень классификации, глубина классификации, примеры). Фасетный метод классификации (суть метода, отличительные особенности). Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере одной из групп товаров).
Ассортимент товаров.
Ассортимент товаров (определение). Товарная номенклатура (определение). Виды ассортимента ( промышленный и торговый, простой и сложный, групповой и развернутый). Принципы формирования ассортимента. Факторы формирования ассортимента. Показатели ассортимента (широта, структура, полнота, устойчивость, обновляемость) как характеристика сбалансированности спроса и предложения. Управление ассортиментом. Ассортиментная политика (сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация). Факторы формирования ассортимента: общие, специфические.
Виды и средства информации о товаре.
Виды товарной информации (основополагающая, коммерческая, потребительская). Способы (средства) доведения информации до потребителя (маркировка, технические документы, нормативные документы, справочные данные, реклама и пропаганда). Маркировка товаров: понятие, назначение, производственная и торговая маркировки. Товарные знаки. Штриховое кодирование.
Товаросопроводительные документы, информирующие о количестве и качестве товаров. Эксплуатационная документация на товары. Рекламно-справочная информация о товаре.
Требования, предъявляемые к средствам информации о товаре (достоверность, доступность, достаточность) Правовые основы информационного обеспечения потребителей.
Основы оценки и формирования качества товара.
Требования к товарам. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества. Требования, предъявляемые к номенклатуре. Типовая и развернутая номенклатура показателей качества товаров. Общая характеристика показателей свойств (качества): социального и функционального назначения, надежности, эргономических, эстетических, экологических свойств, безопасности и экономичности. Их значения в формировании качества и конкурентоспособности товаров.
Факторы формирующие и сохраняющие качество товара.
Факторы, формирующие качество товара: понятие о факторах и условиях, влияющих на качество товаров. Роль сырья и материалов, конструкции изделий, технологических процессов, человеческого фактора.
Факторы, влияющие на сохранение качества товаров: внешние, физико-химические, механические и биологические воздействия. Общие методы и принципы защиты товаров от воздействия внешних разрушающих факторов.
Условия сохранности (хранения) товаров: температурный и влажностный режим, размещение товара на складе, санитарно-гигиеническое состояние склада. Влияние тары и упаковочных материалов на сохранность товаров. Влияние условий транспортирования на сохранность товаров.
Методы оценки качества товаров.
Методы определения значений показателей качества: объективный и эвристический.
Объективные методы: измерительный (механический, физический, химический, биологический), регистрационный, расчетный. Их достоинства и недостатки, область применения и пути совершенствования.
Субъективные (эвристические): органолептический (визуальный, вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой), экспертный, социологический. Их достоинства и недостатки, области применения, пути совершенствования.
Дефекты товара: классификация, методы обнаружения. Причины возникновения дефектов и пути их устранения или утилизации.
Виды контроля товаров, их характеристика. Градация товаров по качеству (сорта, группа качества, группа сложности и пр.). Организация контроля качества товаров в торговле.
Оценка уровня качества товаров: методы оценки (дифференциальный, комплексный, смешанный). Влияние уровня качества при формировании цены.
Конкурентоспособность товаров: понятие, общая характеристика критериев конкурентоспособности. Характеристика товарных критериев – качества (уровень качества, наличие сертификата качества, потребительская новизна, имидж) и цены потребителя. Интегральный показатель качества.
Фальсификация товаров: понятие. Фальсификация как одно из последствий идентификации. Экономические, социальные и правовые последствия фальсификации. Виды фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная. Методы обнаружения и меры предотвращения фальсификации.
Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров).
Понятие фактора конкурентоспособности. Производственные, сбытовые, сервисные, рыночные факторы.
Понятие конкурентоспособности товара. Цель оценки. Классификация методов по различным признакам: номенклатура критериев, цель и стадия оценки исходя из жизненного цикла продукции, форма представления данных.
Понятие конкурентного преимущества.
Внутренние преимущества – превосходства, связанные с повышенным качеством (улучшенными показателями качества, новым сырьем, технологией), новой областью применения, с доступной ценой.
Внешние конкурентные преимущества – превосходства, подтвержденные на конкурсах, при экспертизе, добровольной сертификации, профессиональными организациями, авторский надзор за производством известной фирмы.
Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров.
Соответствие международным стандартом как условие допуска товара на внешний рынок.
Соответствие стандартам профессиональных объединений как фактор конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Роль стандартов ИСО 9000 в обеспечении конкурентоспособности.
Роль технического регламента в повышении безопасности товара.
Роль сертификации в повышении конкурентоспособности товара.