Социально-экономическая сущность и роль товарных рынков и рынков продуктов; задачи их статистического изучения
Товарный рынок продуктов представляет собой сложную систему, со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и их взаимосвязями. Он складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков. Товарный рынок, в том числе рынок продуктов, — составной элемент рыночной экономики страны. Он служит механизмом, обеспечивающим связи сферы производства со сферой потребления, определяющим распределение товаров в соответствии с размером спроса и его соотношением с предложением. Структура товарного рынка приведена на рис. 38.1.
Масштабы товарного рынка и соответственно рынка продуктов обусловливаются двумя факторами: объемом товарной массы, вовлеченной в товарное обращение, и численностью потребителей, предъявляющих спрос на эти товары. Товарный рынок разветвляется на два самостоятельно развивающихся субрынка: рынок продуктов и рынок услуг (см. гл. 39). Особую роль играет биржевой рынок, выступающий как самостоятельный элемент рыночной экономики (см. гл. 40).
Характеристики продукта, которые привлекают внимание покупателя и в конечном счете становятся причиной покупки, — это его свойства: физические, эстетические и эргономические, экономические (пена, производительность, энерго- и затратоемкость и др.) и т.д.
Рис. 38.1. Иерархическая структура российского рынка продуктов производственного и потребительского назначения
Рынок продуктов подразделяется на рынок продуктов производственного назначения и рынок продуктов потребительского назначения. Каждый из них в свою очередь дифференцируется по некоторым признакам. В частности, рынок производственных продуктов — по отраслевому признаку. Для рынков потребительских продуктов очень важен самостоятельный признак региональной дифференциации (поскольку совокупность потребителей на локальном рынке формируется в границах отдельного региона и тяготеет к его административному центру).
О масштабах российского рынка говорит тот факт, что в 1998 г. на нем выступали в качестве оптовых и розничных продавцов и покупателей, а также торговых посредников-дистрибьюторов почти 900 тыс. предприятий. Основная часть всех продаж на потребительском рынке России осуществляется предприятиями негосударственной торговли (рис. 38.2).
Объем проданных на потребительском рынке товаров в 1997 г. составил 864 трлн руб. (в ценах 1997 г., в неденоминированных рублях). Из этой суммы 41,7% приходится на продукты питания, 7,2% — на алкогольные напитки и 51,1% — на непродовольственные товары. Товарооборот в сопоставимых ценах за год вырос на 2%, но по сравнению с 1990 г. он сократился на 13%.
Сложились определенные пропорции между каналами продажи потребительских каналов. Основная часть товаров продается на муниципальных рынках крупными, средними и мелкими торговыми предприятиями, но почти треть оборота приходится на долю предприятий неторговых отраслей. Эти пропорции показаны на диаграмме (рис. 38.3).
Рис. 38.2. Формы собственности на потребительском рынке России
Рис. 38.3. Товарные каналы розничной торговли России в 1997 г.
Место торговли и общественного питания в экономике характеризуется ее долей в валовом внутреннем продукте. В 1997 г. она составила 1/5 ВВП России. Однако в основных фондах торговля занимает всего 1,8%, а в инвестициях в основной капитал — 2,2%.
Рынок изучает не только статистика, но и ряд других наук; именно статистика, обладающая аппаратом глубокого научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, дать оценку колеблемости/устойчивости его параметров, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов, и, наконец,позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследованием.
Переход к рыночной экономике изменил приоритеты статистики, изучающей сферу товарного обращения. Сократился круг централизованных отчетных показателей, рассчитанных на потребности государственного управления, поскольку действие рыночного механизма сузило сферу непосредственного государственного регулирования процессов купли-продажи, но одновременно у государственной статистики появился мощный импульс для исследования рыночных процессов и явлений.
Информация о состоянии и развитии рынка, о его закономерностях необходима для разработки соответствующей государственной социально-экономической политики, для регулирования ряда рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д. Все это предполагает отражение функционирования отраслей товарного обращения (включая сферу услуг) в системе национального счетоводства, что необходимо для комплексного народнохозяйственного анализа на макроуровне и для обеспечения информацией международных статистических и экономических организаций, с которыми Россия сотрудничает.
В новых условиях значительно расширяются потребности информационно-аналитического обеспечения бизнеса, менеджмента и маркетинга, складывается самостоятельное направление статистики —бизнес-статистика. Статистика товарного рынка служит базой информации об инфляционных процессах, о насыщении или дефиците потребительского рынка и т.д.
Концептуальная цель статистики товарного рынка заключается в объективной и полной оценке состояния и развития рынка, в выявлении закономерности и тенденции его развития, в характеристике его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующейся на интересы государственного контроля и регулирования рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой.
Конкретные задачи статистики товарного рынка могут быть представлены следующим образом:
§ сбор и обработка статистической информации;
§ оценка и анализ конъюнктуры товарного рынка;
§ характеристика объема, уровня и структуры основных рыночных показателей;
§ оценка и анализ динамического развития параметров рынка;
§ региональный анализ товарного рынка;
§ характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.
Эти задачи конкретизируются и дифференцируется применительно к субрынкам продуктов и услуг, биржевым рынкам.