Тема 4. Маркетинговая информация и исследования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цель и задачи дисциплины
Цель курса – формирование знаний маркетинга как концепции и системы управления организацией в рыночной среде, а также умений использования маркетинговых подходов, методов и решений в управлении организацией.
Задачи курса:
— представление учащимся основ знаний маркетинга и формирование умений их использования в управленческой деятельности,
— развитие способностей маркетингового мышления, умений идентификации маркетинговых аспектов проблем менеджмента и их решения с помощью маркетинга,
— формирование основных навыков подготовки и анализа маркетинговых решений.
Требования к уровню освоения содержания курса
По завершению изучения курса студент должен:
- знать цели, задачи, функции маркетинга, его роль в управлении организацией,
- знать содержание, формы и методы маркетинговой деятельности,
- уметь анализировать рыночную среду; выявлять рыночные возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны управления маркетингом организации,
- знать основы сегментирования рынка и выбора целевых сегментов,
- знать основы разработки комплекса маркетинговых решений организации в условиях глобализации информационных, материальных, финансовых, технологических, человеческих и других ресурсов.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Маркетинг» предусматривает знание студентами дисциплин: «Основы экономической теории», «Социология», «Психология», «Культурология», «Основы менеджмента», «Статистика», «Мировая экономика», «Организационное Поведение», «Информационные технологии управления».
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Маркетинг: концепции и сущность.
Тема 1. Введение в маркетинг
Сущность и определение маркетинга. Развитие среды деловой активности в ХХ в. в США и Западной Европе (эпоха массового производства, эпоха массового сбыта, постиндустриальная эпоха) и эволюция концепций товаропроизводства: (совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, собственно маркетинг, социально-этичный маркетинг). Маркетинг и потребитель. Обмен. Особенности развития маркетинга в России.
Основные понятия маркетинга. Цели маркетинга. Состояние спроса и виды маркетинга.
Тема 2. Управление маркетингом
Стратегический подход к управлению маркетингом. Цепь стратегических решений компании в управлении маркетингом: видение, миссия/цель, стратегия, программа. Анализ рыночных возможностей.
Выбор целевых рынков (измерение и прогнозирование спроса, сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара). Разработка комплекса маркетинга (продукт, цена, распространение, продвижение, паблик релейшнз). План маркетинга. Реализация маркетинговых мероприятий. Организация службы маркетинга на предприятии; типы оргструктур и критерии их выбора.
Раздел 2. Маркетинговая среда и информация
Тема 3. Глобальная маркетинговая среда
Уровни маркетинговой среды. Внутриорганизационная среда; маркетинг в системе функционального управления, корпоративная культура. Отраслевая маркетинговая среда; характеристика бизнеса, продукта, потребителей, конкуренции, технологии. Макроэкономическая среда маркетинговой деятельности.
Тема 4. Маркетинговая информация и исследования
Система маркетинговой информации: назначение и структура. Виды информации. Источники маркетинговой информации.
Маркетинговое исследование и его виды: предварительное, описательное и причинное; качественное и количественное. Методы сбора информации (анализ вторичной информации; сбор первичной информации: опрос, наблюдение, эксперимент). Процесс маркетингового исследования: постановка цели исследования, предварительное исследование, формальное исследование, анализ данных, интерпретация данных и рекомендация конкретных действий.