Чтобы идентифицировать автоматические мысли, выполните следующее
1 . Задайте основной вопрос, когда во время сессии замечаете изменение настроения пациента (или усиление у него негативных эмоций).
2. Попросите пациента описать проблемную ситуацию или эпизод, но время которого у него меняется настроение, и задайте ему основной вопрос.
3. Если необходимо, предложите пациенту подробно описать конкретную ситуацию с помощью образов (как если бы это происходило в данный момент) и затем задайте ему основной вопрос.
4. Если необходимо или желательно, проведите с пациентом ролевую игру и задайте основной вопрос.
Другие вопросы, которые помогут выявить автоматические мысли
1. Как вы полагаете, о чем выдумали?
2. Возможно, вы думали о ____ или _____? (Терапевт предлагает несколько вероятных вариантов.)
3. Может быть, вы представляли что-нибудь, что могло произойти, или вспоминали о чем-то, что произошло ранее?
4. Что эта ситуация означает для вас? (Или говорит о вас?)
5. Думали ли вы о __________? (Терапевт выдвигает идею, которая противоположна ожидаемому ответу пациента.)
Рис. 6.2.Обзор техник, направленных на выявление автоматических мыслей.
Copyright 1993, by Judith S. Beck, Ph. D
Чтобы заметить изменение эмоционального состояния пациента, терапевт внимательно отслеживает невербальные сигналы, такие как изменение выражения лица, напряжение мышц, изменение положения тела или жесты. Вербальные сигналы включают изменение интонации, громкости или темпа речи. В такие моменты уместно спросить пациента, о чем он думает, бывает необходима помощь терапевта.
Т: Салли, о чем вы сейчас думаете?
П: Сама не пойму...
108 Глава 6
Т: Как вы себя сейчас чувствуете?
П: Не знаю. Наверное, мне грустно.
Т: Где вы ощущаете грусть?
П: В груди. И за глазами.
Т: Итак, когда я спросил "Как у вас дела с учебой?", вам стало грустно. Есть предположения, о чем вы тогда думали?
П: Об уроках экономики. Об экзамене.
Т: О чем именно вы думали? Или что-нибудь представляли?
П: Да. Я представляла слово "неудовлетворительно", выведенное красными чернилами на титульном листе моей работы.
С незначительной помощью терапевта Салли смогла распознать свои образные автоматические представления. Если бы обращение к эмоциям оказалось неэффективным, терапевт мог бы изменить предмет разговора, чтобы Салли не показалось, что се допрашивают, и чтобы не дать ей возможности почувствовать себя неудачницей из-за того, что она не способна распознать свои автоматические мысли.
Т: Ничего страшного. Давайте посмотрим, что у нас дальше в повестке дня.
С другой стороны, выявление "горячих когниций" весьма желательно. Предпочтительнее подвести пациента к тому, чтобы он идентифицировал свои определенные мысли, чем гадать о них, если пациент испытывает затруднение, и для этого можно задать наводящие вопросы. Терапевт может попросить Салли попробовать догадаться о своих мыслях или представить ей правде подобные, на его взгляд, возможности. Он может спросить, какие она видит образы, или поинтересоваться, что для нее означает вся проблемная ситуация. Терапевт также может предложить пациенту определенную мысль, которая противоположна ожидаемой.
Т: О чем вы думали, когда я спросил: "Как у вас дела с учебой?" и вам стало грустно?
П: Я не знаю. Действительно, я не знаю. Мне просто стало очень плохо.
Т: Попробуйте догадаться, о чем вы могли подумать. (Или: могли ли вы подумать о школе, о поисках работы или о терапии? Или: возникли ли у вас какие-нибудь мысленные картины? Или: что для вас означал мой вопрос об учебе? Или: думали ли вы о том, как хорошо идут ваши дела?)
Выявление автоматических мыслей 109
ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ
Чтобы помочь пациенту идентифицировать автоматические мысли, которые возникают у него в промежутках между сессиями, подойдут те же самые вопросы. Как и в предыдущем случае, терапевт вначале задает главный вопрос ("О чем вы думали") и предлагает пациенту описать проблемную ситуацию.
Т: Итак, вы были в классе, когда вдруг почувствовали, что нервничаете. О чем вы думали?
П: Я не знаю.
Т: А что происходило?
П: Преподаватель объяснял требования к работе, и мой сосед шепотом спросил меня, когда нужно ее сдать.
Т: Значит, ваш сосед задал вам вопрос в то время, когда преподаватель объяснял требования? И вы почувствовали, что нервничаете?
П: Да. Ой, вспомнила! Я подумала: "Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать".
Если для того, чтобы выявить автоматические мысли, недостаточно вербального описания ситуации, терапевт просит пациента представить ее так, как будто все происходит прямо сейчас. Терапевт побуждает пациента к подробному рассказу и предлагает говорить в настоящем времени.
Т: Салли, можете ли вы представить, что сейчас сидите в классе, преподаватель объясняет требования к работе, ваш сосед шепотом задает вам вопрос, а вы нервничаете... Опишите эту ситуацию как можно подробнее. Как выглядит аудитория? Где именно вы сидите? Где сидит или стоит преподаватель? именно он говорит? Что вы делаете?
П: Я сижу в кабинете экономики. Преподаватель стоит на кафедре, перед студентами... (Задумчиво.) Я сидела в правом ряду и слушала очень внимательно...
Т: Значит, "Я сижу в правом ряду и слушаю очень внимательно…" (Побуждает пациентку описывать ситуацию так, как будто она происходит в настоящий момент времени.)
П: Преподаватель рассказывает о темах, из которых мы можем выбирать, о макроэкономике и... В этот момент мой сосед наклоняется ко мне и шепчет: "Когда нужно сдать курсовую?"
Т: О чем вы сейчас думаете?
П: Что сказал преподаватель? Что я упустила? Теперь я не буду знать, что делать.
110 Глава 6
Итак, с помощью терапевта пациент заново "проживает" проблемную ситуацию, как будто она происходит в настоящий момент. Замечая, что пациент употребляет в рассказе прошедшее время, терапевт мягко корректирует рассказ, так, чтобы он звучал в настоящем времени. Кроме того, если пациент испытывает трудности с идентификацией автоматических мыслей в ситуации межличностного взаимодействия, терапевт может помочь ему воссоздать ситуацию с помощью ролевой игры. Пациент описывает, кто и что именно говорил, а затем представляет самого себя, в то время как терапевт играет роль другого участника взаимодействия.
Т: Значит, вы были подавлены, когда разговаривали со своей однокурсницей о домашнем задании?
П: Да.
Т: О чем вы думали во время этого разговора?
П: (После паузы.) ...Я не знаю. Но мне было очень плохо.
Т: Можете вспомнить, что вы говорили ей и что она отвечала?
П: (Вспоминает и описывает диалог.)
Т: Давайте попробуем сыграть в ролевую игру? Я буду вашей подругой, а вы представите саму себя.
П: Хорошо.
Т: Когда мы будем проигрывать эту ситуацию, обратите внимание на свои мысли.
П: (Кивает.)
Т: Хорошо. Начинаем. Что вы сказали вначале?
П: Карен, я хочу спросить тебя кое о чем.
Т: Ладно, но давай немного позже? Я опаздываю на лекцию.
П: Это не долго. Я пропустила занятие... Что профессор Смит говорил о наших работах?
Т: Говорю тебе, я очень спешу. Позвони мне сегодня после семи, хорошо? Пока... Все. Ролевая игра закончена. Удалось ли вам понять, о чем вы думали?
П: Да. Я думала о том, что у нее нет времени для меня, что она не хочет мне помочь и я не знаю, что мне делать.
Т: У вас были мысли "У нее нет времени для меня", "Она не хочет мне помочь", "Я не знаю, что мне делать".
П: Да.
Т: И из-за этих мыслей вы расстроились?
П: Да.
Выявление автоматических мыслей 111