Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА
Программа
Учебной практики
Специальность: 380302– Менеджмент
Квалификация (степень) - бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Бокситогорск
Составитель: Рассказова А.А.,старший преподаватель,
Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина
Рецензенты: Уткин С.М., кандидат педагогических наук, доцент,
Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 380302 Менеджмент и профилю подготовки «Управление малым бизнесом» (квалификация (степень) «бакалавр») (для очной и заочной форм обучения).
Пособие содержит программно-методическое обеспечение учебной практики студентов: структуру программы практики, содержание учебной практики, рекомендации для студента и руководителей практики от Бокситогорского института (филиала) АОУ ВО ЛО«ЛГУ имени А.С. Пушкина» и организации, требования к оформлению отчетной документации, критерии оценки прохождения практики и представления отчета. В содержании учебно-методического пособия отражены основные разделы учебных дисциплин, необходимые для формирования и развития общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, расширения и углубления теоретических знаний бакалавров и приобретения практических навыков управления отраслевыми организациями.
Пособие утверждено на заседании кафедры информатики, экономики и управления, протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г.
Заведующий кафедрой_________________________
(подпись)
Содержание
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА.. 4
2.1. Цели и задачи практики. 4
2.2. Сроки и продолжительность практики. 7
2.3. Базы практики и рабочие места студентов. 7
2.4. Организация практики. 8
2.5. Обязанности и права студента в период практики. 9
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10
3.1. Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики. 10
3.2. Содержание учебной практики.. 10
Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 16
4.1. Общие требования к оформлению отчетов и их защите. 16
4.2. Оценка учебной практики.. 19
Список литературы.. 21
Приложение . 22
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Направление подготовки 380302«Менеджмент» и профилю подготовки «Управление малым бизнесом» (квалификация (степень) «бакалавр») утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 г. № 544 в связи с переходом на уровневую систему подготовки специалистов и введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ориентированных на компетентностный подход к трактовке качества результатов образования.
Материалы учебно-методического пособия разработаны в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке программ всех видов практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 380302 Менеджмент» (2010), подготовленными УМО вузов России по образованию в области менеджмента и Государственным университетом управления.
В программе подготовки бакалавра менеджмента важнейшее место отводится различного вида практикам, поскольку именно этот вид учебной деятельности студентов предоставляет возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.
Учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе содержатся общие положения, которые должны лечь в основу прохождения практики бакалавром. Второй раздел рекомендаций посвящен структуре программы учебной практики. В нем рассматриваются цели и виды практики, ее продолжительность и сроки проведения, даются рекомендации по подбору баз практик. В третьем разделе рассмотрены вопросы содержания практики, приведены методические рекомендации по порядку ее прохождения студентами. Четвертый раздел включает требования по оформлению документов, необходимых при прохождении практики. В пятом разделе приводятся различные приложения, которые могут быть включены в программы практики.
Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА
Цели и задачи практики.
Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента.
Область профессиональной деятельности бакалавров и организация практики включают:
• организации любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
• структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров в период прохождения практики и последующего трудоустройства являются: процессы управления организациями различных организационно-правовых форм.
Виды профессиональной деятельности бакалавров, включенные в программу практики: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров:
а) организационно-управленческая деятельность:
• участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
• участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
• планирование деятельности организации и подразделений;
• формирование организационной и управленческой структуры организаций;
• организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
• разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации;
• контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
• мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
б) информационно-аналитическая деятельность:
• сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
• построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирование деятельности и контроля;
• создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
• оценка эффективности проектов;
• подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
• оценка эффективности управленческих решений;
в) предпринимательская деятельность
• разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
• организация предпринимательской деятельности.
Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами компетенций практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ.
Целями практики являются:
1) развитие компетенций, сформированных при изучении следующих модулей: «Теория менеджмента», «Учет и анализ», в ходе изучения следующих дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», а также дисциплин профиля «Управление малым бизнесом» и др.;
2) подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской);
3) развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации;
4) формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций менеджера в сфере малого бизнеса.
Задачи практики:
• развитие способностей студента к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;
• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики;
• разработка предложений по совершенствованию направлений деятельности менеджера низшего и среднего уровней управления в организации;
• формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности в самообразовании;
• сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.
В результате прохождения практики студенты закрепляют теоретические знания:
• об основных положениях экономической теории, теориях в области управленческих и социальных наук;
• о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, многообразии экономических процессов и их связи с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке;
• по закономерностям функционирования экономики, включая переходные и инновационные процессы;
• о законах развития и функционирования организаций;
• об основных и специальных методах анализа информации в сфере профессиональной деятельности - управления организацией;
• о принципах, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений;
• о методах организационно-экономического обоснования развития организации;
формирует и закрепляет умения и навыки в области:
• осмысления в условиях практической деятельности содержания профессионального образования в области менеджмента;
• реализации общих и специальных функций по управлению организацией;
• развития управленческой культуры менеджера;
• анализа актуальных проблем и процессов в системах управления, а использования методов менеджмента в различных видах профессиональной деятельности менеджера по оценке результатов деятельности организации и управления ею, расчета показателей;
• проведение диагностики систем управления в организации;
• систематизации и обобщения информации, подготовки справок и обзоров по вопросам профессиональной деятельности, редактированию, реферированию, рецензированию документов;
• оформления управленческой документации;
• разработки и обоснования вариантов оптимальных управленческих
• решений и их оформления;
• использования организационной и компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач;
• самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий;
• профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций;
• в сфере управления организацией и отдельными направлениями деятельности;
• кооперации со специалистами и осуществления коммуникаций в организации;
• применения методов социально-экономической диагностики, научной организации труда и организационного проектирования;
• методических приемов проведения семинарских занятий и практикумов.