Обязанности и права студента в период практики.
Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики.
На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.
Студенты при прохождении практики обязаны:
1) передать по месту организации практики договор и направление;
2) прибыть на место практики в установленные сроки, предъявить направление на практику и получить разрешение руководителя на выполнение функционала специалиста, предусмотренного программой практики;
3) соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, правила внутреннего распорядка организации;
4) участвовать в подготовке и проведении установочной и итоговой конференций по практике;
5) в полном объеме выполнять все задания, предусмотренные программой практики;
6) собрать необходимую информацию для написания отчета по практике;
7) подготовить письменный отчет о прохождении практики и представить его в институт в установленные сроки.
В случае необходимости и по желанию студентов руководители организаций могут использовать студентов на штатных должностях с выплатой им заработной платы. По окончанию трудового договора студент может обратиться к руководителю организации или структурного подразделения с просьбой дать ему рекомендацию. Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями - преподавателями.
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики.
В процессе учебной практики бакалавр менеджмента по направлению подготовки 380302 Менеджмент с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
Содержание учебной практики
В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.1).
Таблица 1.
Учебно-тематический план учебной практики бакалавра
№ | Этапы прохождения практики | Сроки |
Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. | 2 дня | |
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления | 1 день | |
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы | 1 день | |
Изучение особенностей социальной подсистемы управления | 1 день | |
Знакомство и описание экономической подсистемы управления | 1 день | |
Изучение информационной подсистемы управления | 1 день | |
Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации | 1 день | |
Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике. Итоговая конференция по практике | 2 дня | |
Итого (2 недели) | 10 дней |
В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
- дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);
- выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;
- определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.
Информационная подсистема - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.
Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.
Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.
Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.
1. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
• название организации;
• юридический адрес;
• назначение (миссия);
• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
• организационно-правовая форма и вид собственности;
• этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).
Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.
2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления
Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
• финансового положения (прибыль, рентабельность);
• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
• внешнеэкономической деятельности (если есть).
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.
Таблица 2.
Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).
Таблица3.
Деятельность менеджера организации (или подразделения)
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации | Содержание деятельности и функций |
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером | |
Перечень функций менеджера | |
Планирование | |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль |
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)[1]:
• оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4):
Таблица 4.
ФРВ деятельности менеджера
(наблюдательный лист)
Подразделение ________________________________________________________
Должность ____________________________________________________________
Дата «___» __________________20___ г.
№ п/п | Содержание наблюдения | Текущее время | Продолжительность работы, мин. |
Начало наблюдения Подготовка рабочего места ….. | 8.00 8.15 | 15 мин. | |
Общее время наблюдения, мин. | |||
Сводка затрат времени | |||
№ п/п | Наименование элемента | Количество повторений | Удельный вес времени на выполнение работ |
100% |
При анализе ФРВ рекомендуется:
1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;
2) оценить рациональность использования рабочего времени;
3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени[2];
4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера[3];
5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.
3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организация основного производственного процесса).
После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:
• дать характеристику производственного процесса;
• описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);
• представить структуру производственного цикла в виде схемы;
• назвать используемые технологические процессы (технологии производства);
• перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;
• обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);
• указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.).
4. Изучение особенностей социальной подсистемы.
Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:
• перечислить функции службы управления персоналом;
• перечислить используемые в организации кадровые технологии;
• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;
• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
5. Знакомство и описание экономической подсистемы управления.
После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.
6. Изучение информационной подсистемы управления.
После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:
• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности отобразить графически;
• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;
• информационные каналы менеджера;
• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);
• организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).
7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и писание основных элементов внешней среды организации.
Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать: основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); особенности стратегии организации на отечественном и/ или/ внешнем рынке.
8. Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике.
Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.