Обязанности и права студента в период практики.

Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики.

На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

Студенты при прохождении практики обязаны:

1) передать по месту организации практики договор и направление;

2) прибыть на место практики в установленные сроки, предъявить направление на практику и получить разрешение руководителя на выполнение функционала специалиста, предусмотренного программой практики;

3) соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, правила внутреннего распорядка организации;

4) участвовать в подготовке и проведении установочной и итоговой конференций по практике;

5) в полном объеме выполнять все задания, предусмотренные программой практики;

6) собрать необходимую информацию для написания отчета по практике;

7) подготовить письменный отчет о прохождении практики и представить его в институт в установленные сроки.

В случае необходимости и по желанию студентов руководители организаций могут использовать студентов на штатных должностях с выплатой им заработной платы. По окончанию трудового договора студент может обратиться к руководителю организации или структурного подразделения с просьбой дать ему рекомендацию. Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями - преподавателями.

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики.

В процессе учебной практики бакалавр менеджмента по направлению подготовки 380302 Менеджмент с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

Содержание учебной практики

В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.1).

Таблица 1.

Учебно-тематический план учебной практики бакалавра

Этапы прохождения практики Сроки
Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. 2 дня
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления 1 день
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы 1 день
Изучение особенностей социальной подсистемы управления 1 день
Знакомство и описание экономической подсистемы управления 1 день
Изучение информационной подсистемы управления 1 день
Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации 1 день
Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике. Итоговая конференция по практике 2 дня
Итого (2 недели) 10 дней

В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:

- дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);

- выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;

- определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.

Информационная подсистема - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.

Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.

Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.

Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.

1. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:

• название организации;

• юридический адрес;

• назначение (миссия);

• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);

• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);

• организационно-правовая форма и вид собственности;

• этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).

Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.

2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления

Данный раздел практики предполагает изучение студентом:

• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;

• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);

• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);

• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);

• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);

• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;

• финансового положения (прибыль, рентабельность);

• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);

• внешнеэкономической деятельности (если есть).

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:

1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);

2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.

Таблица 2.

Характеристика структурных подразделений

Наименование подразделения Цель Решаемые задачи Функции   Количество сотрудников

Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).

Таблица3.

Деятельность менеджера организации (или подразделения)

Наименование должности и принадлежность к подразделению организации Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером  
Перечень функций менеджера
Планирование  
Организация  
Мотивация  
Контроль  

Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)[1]:

• оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4):

Таблица 4.

ФРВ деятельности менеджера

(наблюдательный лист)

Подразделение ________________________________________________________

Должность ____________________________________________________________

Дата «___» __________________20___ г.

№ п/п Содержание наблюдения Текущее время Продолжительность работы, мин.
Начало наблюдения Подготовка рабочего места ….. 8.00 8.15   15 мин.
Общее время наблюдения, мин.    
Сводка затрат времени
№ п/п Наименование элемента Количество повторений Удельный вес времени на выполнение работ
     
      100%

При анализе ФРВ рекомендуется:

1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;

2) оценить рациональность использования рабочего времени;

3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени[2];

4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера[3];

5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.

3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организация основного производственного процесса).

После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:

• дать характеристику производственного процесса;

• описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);

• представить структуру производственного цикла в виде схемы;

• назвать используемые технологические процессы (технологии производства);

• перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;

• обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);

• указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.).

4. Изучение особенностей социальной подсистемы.

Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:

• перечислить функции службы управления персоналом;

• перечислить используемые в организации кадровые технологии;

• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;

• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.

5. Знакомство и описание экономической подсистемы управления.

После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.

6. Изучение информационной подсистемы управления.

После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:

• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности отобразить графически;

• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;

• информационные каналы менеджера;

• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);

• организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).

7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и писание основных элементов внешней среды организации.

Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).

На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать: основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); особенности стратегии организации на отечественном и/ или/ внешнем рынке.

8. Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике.

Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.

Наши рекомендации