Форматирование файла данных
Часто при создании рабочей таблицы (рабочей книги) возникает необходимость добавления или удаления строк (столбцов).
Например, в таблицу А.1 (приложение А) необходимо добавить новый уровень ряда за 1974г. равный 28,5 ц/га., для этого в главном меню выберем Insert ® Add Cases (Вставка®Добавить значение/строку). В появившемся окне (рисунок 1.14) укажем, сколько строк необходимо ввести (How many), в нашем случае одно значение. Также необходимо указать после какой строки произвести вставку нового значения (Insert after cases), в нашем случае последним значением является 19.
Рисунок 1.14 – Окно установок для вставки строки
В результате проведения данной процедуры получаем следующие результаты (значение 1974г. и 28,5 вводится в ручную):
Рисунок 1.15 – Результат добавления нового значения (приведена часть исходного окна)
Аналогичным образом производиться добавление новой переменной Insert ® Add Variables (Вставка®Добавить переменную).
Чтобы удалить ненужной строки или столбец (индивидуальное значение или переменную) можно поступить двумя способами:
Во-первых, чтобы удалить значение (строку) необходимо навести курсор мыши на заголовок строки, как показано на рисунке 1.16.
Рисунок 1.16 – Выделение удаляемой строки (приведена часть исходного окна)
Далее щелкнуть правой кнопкой мыши, в результате становится доступным меню форматирования строки (рисунок 1.17).
Рисунок 1.17 – Меню форматирования строки (приведена часть исходного окна)
В данном меню выберем пункт Delete Cases… (Удалить строку), после этой операции выделенная строка будет удалена из таблицы (аналогичным образом удаляется из таблицы переменная).
Во-вторых, можно воспользоваться кнопками Vars и Cases на панели Spreadsheet (Форматирование). Для удаления уровня ряда за 1974г. необходимо выбрать Cases®Delete… (Строка®Удаление). В появившемся окне (рисунок 1.18) указать с какой строки (From cases) начинать удаление и по какую строку (To cases), в нашем случае удалению подлежит одна строка с номером 20.
Рисунок 1.18 – Удаление строки (Delete Cases)
Процедура удаления переменной осуществляется аналогичным образом.
Сохранение файла данных
Для того чтобы сохранить созданный файл данных, необходимо выбрать в строке главного меню пакета команду File ® Save As. (Файл ® Сохранить как), после этого откроется диалоговое окно Save As (Сохранить как).
Рисунок 1.19 – Диалоговое окно Seve As (Сохранить как)
В данном окне укажем тип и название созданного файла, при этом по умолчанию STATISTICA 6.0 сохраняет файл данных в текущем каталоге с расширением *.sta. В связи с тем, что в рамках курса «Эконометрика» выполняется 10 работ необходимо четко определить систему каталогов для сохранения результатов анализа. Предлагается следующие обозначения папок:
Рисунок 1.20 – Система каталогов для сохранения результатов анализа
Стоит упомянуть о том, что файлы, получаемые при анализе данных в пакете STATISTICA 6.0 можно разделить на два типа:
1) Рабочая таблица (книга). В связи с этим рекомендуется все таблицы сохранять под именем Таблица Х.x.sta. (X – номер выполняемой работы, x – номер таблицы в данной работе).
2) Результаты расчетов и рисунки (графики) выводятся в Workbook (Рабочая книга). В связи с этим данные этого типа рекомендуется сохранять под именем Итоги X.x.stw (X – номер выполняемой работы, x – номер итоговой таблицы или рисунка в данной работе).