Бюрократия и проблемы формирования
конституционной экономики461
Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты
(463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" государства
(464). Модель Конституции Ф. Хайека (465).
Примеры решения задач (468). Тесты (472)
Приложения
1. Литература483
1.Основные учебники и учебные пособия 483
2. Сборники задач и тестов 483
3 Специальная литература 483
2. Ответы к тестам497
3. Краткий словарь экономических терминов531
4. Именной указатель558
Предисловие
В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике,
как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные
пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и
С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-
вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической
науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между
тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической
науке произошли серьезные изменения: классический либерализм
усилил акцент на микроэкономических основах экономической
теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-
институционализм, теория общественного выбора и др). Отечественный
читатель еще относительно плохо знаком с этими современными
тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные
ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.
Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и
теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным
изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы
экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году.
Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяйства)
готовится к печати.
Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономических
специальностей вузов, уже знакомых с основами экономической
теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы,
как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения,
издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвычайно
лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание
таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в
России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам частичного
и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и
многим другим.
Первой отличительной особенностью данного учебника является
попытка последовательного проведения принципов классического
либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике построения
курса, а также в подробном изучении поведения потребителя,
неоинституциональной трактовке природы фирмы, характеристике
внешних эффектов и др.
Вторая важная особенность учебника заключается в том, что
автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих принципов
рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государственной
экономической политики в условиях современной смешанной
экономики. В книге широко представлена западноевропейская
традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на
множественности форм и методов влияния правительства на экономическую
жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую
практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в
освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "провалы"
рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой
XII Предисловие
целью после главы об участии государства в экономике дана глава о
теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к
ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.
Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на
российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в современной
учебной литературе явно недостаточен. В практике ее преподавания
современная экономика России часто трактуется как простая
разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данного
учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между
современной экономикой развитых стран и переходной экономикой России.
Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя
он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом российской
ментальности сделан акцент на анализе методологических основ
современной экономической теории и институциональных предпосылок
рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в
которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр
течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать
читателю возможность многомерного видения экономических процессов
во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принципы
классического либерализма, автор тем не менее уделил большое
внимание актуальной для России проблеме роли государства в экономике.
Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из
отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в какой
это соответствует анализу рыночного хозяйства.
К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного
изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде всего
публикации на русском языке, которые позволяют существенно
углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам.
Автор придавал большое значение системе определений основных
понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фонарики"
позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объяснение
встречающихся терминов. В книге наряду с русскими понятиями
приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем,
что понятийный аппарат современной экономической теории еще окончательно
не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце
учебника краткий словарь экономических терминов.
В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для повторения,
примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н.,
проф. Р. М. Нуреев(главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева(главы 2, 9,
10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. а, доц. А. Н. Олейник
(глава 13); к. э н., доц. Н. М. Розанова(главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-
лова(глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших
учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономики,
а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной
политики, в Новосибирском государственном техническом университете,
Пермском государственном университете и многих других
Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника приносит
глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним,
и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю,
замечания которых помогли значительно улучшить первоначальный
вариант рукописи
Глава 1. Предмет и метод
экономической теории
1.1. Развитие предмета экономической теории