Бюрократия и проблемы формирования

конституционной экономики461

Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты

(463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" государства

(464). Модель Конституции Ф. Хайека (465).

Примеры решения задач (468). Тесты (472)

Приложения

1. Литература483

1.Основные учебники и учебные пособия 483

2. Сборники задач и тестов 483

3 Специальная литература 483

2. Ответы к тестам497

3. Краткий словарь экономических терминов531

4. Именной указатель558

Предисловие

В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике,

как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные

пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и

С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-

вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической

науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между

тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической

науке произошли серьезные изменения: классический либерализм

усилил акцент на микроэкономических основах экономической

теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-

институционализм, теория общественного выбора и др). Отечественный

читатель еще относительно плохо знаком с этими современными

тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные

ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.

Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и

теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным

изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы

экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году.

Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяйства)

готовится к печати.

Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономических

специальностей вузов, уже знакомых с основами экономической

теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы,

как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения,

издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвычайно

лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание

таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в

России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам частичного

и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и

многим другим.

Первой отличительной особенностью данного учебника является

попытка последовательного проведения принципов классического

либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике построения

курса, а также в подробном изучении поведения потребителя,

неоинституциональной трактовке природы фирмы, характеристике

внешних эффектов и др.

Вторая важная особенность учебника заключается в том, что

автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих принципов

рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государственной

экономической политики в условиях современной смешанной

экономики. В книге широко представлена западноевропейская

традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на

множественности форм и методов влияния правительства на экономическую

жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую

практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в

освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "провалы"

рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой

XII Предисловие

целью после главы об участии государства в экономике дана глава о

теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к

ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.

Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на

российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в современной

учебной литературе явно недостаточен. В практике ее преподавания

современная экономика России часто трактуется как простая

разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данного

учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между

современной экономикой развитых стран и переходной экономикой России.

Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя

он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом российской

ментальности сделан акцент на анализе методологических основ

современной экономической теории и институциональных предпосылок

рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в

которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр

течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать

читателю возможность многомерного видения экономических процессов

во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принципы

классического либерализма, автор тем не менее уделил большое

внимание актуальной для России проблеме роли государства в экономике.

Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из

отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в какой

это соответствует анализу рыночного хозяйства.

К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного

изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде всего

публикации на русском языке, которые позволяют существенно

углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам.

Автор придавал большое значение системе определений основных

понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фонарики"

позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объяснение

встречающихся терминов. В книге наряду с русскими понятиями

приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем,

что понятийный аппарат современной экономической теории еще окончательно

не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце

учебника краткий словарь экономических терминов.

В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для повторения,

примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н.,

проф. Р. М. Нуреев(главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева(главы 2, 9,

10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. а, доц. А. Н. Олейник

(глава 13); к. э н., доц. Н. М. Розанова(главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-

лова(глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших

учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономики,

а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной

политики, в Новосибирском государственном техническом университете,

Пермском государственном университете и многих других

Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника приносит

глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним,

и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю,

замечания которых помогли значительно улучшить первоначальный

вариант рукописи

Глава 1. Предмет и метод

экономической теории

1.1. Развитие предмета экономической теории

Наши рекомендации