Рационализация организационной деятельности 6 страница
Оценка эффективности управления экономической дея- тельностью предприятия производится аналогичным спосо- бом. В качестве критерия берется цена перевозки на стандарт- ном наборе заказов. Такой выбор объясняется тем, что в себе- стоимость перевозки включаются не только затраты на выполнение перевозочного процесса, но и накладные расходы, связанные с деятельностью всех звеньев предприятия, вклю- чая управляющее звено.
Блок-схема статистической модели приведена на рис. 7.7. Эта блок-схема по существу является формализованной мате- матической моделью СУ обследуемого предприятия.
Рис. Блоксхемамоделирования процесса выполнения заказа ТЭФ
|
услуг, обрабатьшаются с использованием алгоритма повыше- ния достоверности (рис. 7.8).
Рис.7.8.Блок-схемаобработкиданных диагностическогообследованияпредприятия
Напомним, что на работу организаций существенное влия- ние оказывают социально-экономические, научно-техничес- кие, правовые, политические, международные, природные, культурные и другие факторы. Степень их влияния на дея- тельность каждой конкретной организации оценивается экс- пертными методами. Блок повышения достоверности эксперт- ных оценок позволяет оценить согласованность мнений экс-
пертов при ранжировании факторов, влияющих на работу проектируемой организации, по степени их важности.
Следует обратить внимание на наличие в системе, предна- значенной для обработки информации, специального блока оперативной коррекции принятого решения. В основе его дей- ствия — контроль за уровнем отклонения полученной оценки от показателей эталонной модели для каждого принимаемого во внимание критерия. С помощью этого блока производится расчет нормы отклонения. Если будет установлено, что рас- хождение по какому-либо критерию превосходит пороговое значение, то вступит в действие система мероприятий, обес- печивающих оперативную коррекцию системы управления предприятием. Сведения о полученных результатах поступают в базу данных, и процедура принятия решения повторяется с учетом произведенных изменений.
Процедуру анализа эффективности систем управления предприятиями, действующими в системе электронной тор- говли, рекомендуется производить регулярно, не реже двух раз в год. В случае возникновения неординарных ситуаций необходимы экстренные внеплановые диагностические обсле- дования.
Одним из основных достоинств рассмотренного метода яв- ляется комплексный учет внешних и внутренних возмущаю- щих воздействий. При резком изменении (разрыве) рыночных отношений вступает в действие механизм коррекции эталон- ных моделей.
Изложенная методика регулярного диагностического об- следования позволяет наиболее рационально и своевременно осуществлять оперативный контроль за эффективностью сис- темы управления организацией. С помощью этой методики обеспечивается упреждающая оперативная коррекция органи- зационной системы, направленная на предотвращение про- блемных ситуаций в деятельности организации, что особенно важно при наличии кризисных ситуаций в экономике, в том числе и в сфере денежного обращения.
|
|
|
2. В чем сущность системного подхода к формированию организационных структур?
3. Как осуществляется процесс создания прообраза буду- щей организации?
4. Что составляет основу проектирования новых и преобра- зования действующих систем?
5. Перечислите основные этапы организационного проек- тирования.
6. Что представляет собой исходная модель будущего со- стояния проектируемой организации?
7. Как определяется цель деловой организации?
8. Для чего нужны цели-ориентиры?
9. Охарактеризуйте общую стратегическую концепцию проектируемой организации.
10. Каков заключительный этап организационного проек- тирования?
|
12. С чем связаны сложности моделирования деловых ор- ганизаций?
|
14. Возможно ли автоматизированное проектирование ор- ганизаций?
|
|
|
|
|
20. В каких случаях оправдана реорганизация?
21. Как определить, нужна ли реорганизация Вашей орга- низации?
22. Какие последствия влекут за собой изменения в струк- туре организации?
23. Приведите примеры реорганизации организационных структур в государственном масштабе.
Предлагаем оценить Ваше отношение к проблемам органи- зационного проектирования и корректировки организацион- ных структур спомощью приведенного ниже психологическо- го теста «Нужналиреформа Вашей организации?»:
Тест
1. Довольны ли Вы работой Вашей организации?
2. Довольны ли Вы своей работой?
3. Живете ли Вы мыслями о своей работе?
4. Легко ли Вам говорить о своих делах с посторонними?
5. Легко ли Вам рассказывать о неудачах Вашей организа- ции?
6. Устраивает ли Вас коллектив?
7. Любите ли Вы свое дело?
8. Уверены ли Вы в завтрашнем дне?
|
10. Поддерживаете ли Вы дружеские отношения в коллек- тиве?
|
|
14. Важен ли для Вас отдых во время работы?
|
17. Считаете ли Вы, что физическая форма важна для рабо-
ты?
|
19. Умеете ли Вы отдыхать?
20. Есть ли у Вас хобби?
|
22. Умеете ли Вы делать вид, что заняты делом?
23. Считаете ли Вы, что общественная работа вредит де- лу?
24. Всегда ли Вы чувствуете себя на работе в форме?
25. Всегда ли Вы приходите на работу вовремя?
26. Считаете ли Вы, что трудитесь достаточно плодотвор- но?
27. Легко ли Вы включаетесь в работу?
28. Добросовестно ли Вы трудитесь?
29. Устаете ли Вы к концу рабочего дня?
За каждый ответ:
«да» — 2 очка;
«иногда» — 1 очко;
«нет» — 0.
От 0 до 20 очков — хаос. Дело, которым Вы занимаетесь, бесперспективно. От него следует отказаться, пока еще не
От 21 до 35 очков — неустойчивое равновесие. Вы любите экспериментировать со своей работой и пренебрегаете зако- нами, обеспечивающими эффективное функционирование ор- ганизации. Научитесь разумно использовать эти законы.
Свыше 35 очков — гармония. У Вас все в порядке, но не будьте чересчур оптимистичны, постарайтесь критически оценивать ситуацию.
Amp; СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
• интеграция деятельности членов коллектива организации
(люди работают вместе, сообща);
• интеграция целей всех членов коллектива (люди работа- ют для достижения общей цели).
|
|
|
|
|
работке и принятии управленческих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объект управления— это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Другими словами, это приемник и исполнитель управляющего воздей- ствия, представленного в виде набора функций или задач. В роли объекта может выступать как человек, так и машина. Со- стояние объекта управления зависит от управляющих воздей- ствий со стороны субъекта управления.
Заметим, что один и тот же человек может быть одновре- менно и субъектом (по отношению к непосредственным ис- полнителям или к материальным объектам), и объектом (по отношению к вышестоящим должностным лицам). Организа- ционная деятельность субъектов и объектов управления орга- низацией регламентируется положениями об отделах и служ- бах, а также должностными инструкциями.
|
бии Э.А. Смирнова, на ряд подфункций управления, обеспе-
чивающих организацию общих функций управления (рис. 8.1).
Конкретные функции
прогнозирования организационной деятельности планирования организационной деятельности активизации деятельности
организационной деятельности
информирования организационной деятельности
контроля за организационной
|
|
Социальная организация как объект общественной систе- мы включает в себя трудовой коллектив. Субъектом организа- ционной деятельности являются члены коллектива, оказы- вающие активное влияние на деятельность организации. Участие в работе организации предусматривает анализ проис- ходящих событий и явлений, творческое осмысление рабочего цикла и оказание воздействия на него в целях повышения эф- фективности деятельности организации и получения наи- большего экономического эффекта.
В качестве обобщенного субъекта управления деловой ор- ганизацией выступает административно-управленческий ап- парат. Его участие в организационной деятельности наиболее очевидно. Он состоит из сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их исполнение с по- следующим контролем.
К субъектам организационной деятельности относятся рек- тор института, президент компании, генеральный директор, коммерческий директор, технический директор, заместители директора по экономическим вопросам, по персоналу, по мар- кетингу, по качеству, по капитальному строительству, началь- ники функциональных подразделений, менеджеры и т.д.
Объект организационной деятельности в рамках должност- ных обязанностей выполняет процедуры подготовки, согласо- вания и исполнения решений, а также все операции, относя- щиеся к этим процедурам. Объект организационной деятель- ности получает задание, осмысливает его, проводит информационную работу, выполняет поручение или заказ, сдает выполненную работу заказчику или использует ее в сво- ей организации и т.д.
|
|
|
|
том по отношению к рядовым продавцам, выполняющим его поручения, но в то же самое время он выступает объектом по отношению к директору магазина Заметим, что субъект орга-
низационной деятельности может быть одновременно и своим объектом, поскольку он может выполнять работу, данную са- мому себе. Более того, рядовые работники могут в то же время быть коллективным субъектом организационной деятельно- сти, например, в форме собрания акционеров.
Субъектами организационной деятельности на уровне страны в РФ являются: Президент, Председатель Правитель- ства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, федеральные министры и т.д. В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть лидеры общественных объединений, неформальные лидеры, органи- зационные комитеты, союзы и т.д.
Активное участие в работе организации предусматривает анализ, творческое осмысление происходящих процессов и оказание воздействия на ее работу. С переходом к рыночной экономике произошло значительное расширение функций, ко- торые необходимо выполнять любой деловой организации. Теперь организация должна сама определять свою цель на ос- нове анализа потребностей общественного развития, выбирать стратегию действия, обеспечивающую выживаемость в усло- виях острой конкурентной борьбы, формировать свою струк- туру и отношения в коллективе, распоряжаться ресурсами и результатами своего труда.
Менеджер как субъект организационной деятельности должен уметь анализировать ситуацию и представлять свое дело с наиболее выгодной стороны. При этом он должен знать, как справиться с рисками, которые неизбежны при ве- дении любого дела.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Признаки решения | решения |
Функциональная направ- ленность: | Планирующие, организующие, акти- визирующие, координирующие, тролирующие, информирующие. |
Форма принятия: | Индивидуальные, групповые, колле- гиальные, корпоративные. |
Побудительные причи- ны : | Ситуационные, сезонные, предписан- ные, программные, инициативные. |
Повторяемость выполне- ния: | Регулярные, периодические, разно- типные, |
Масштабы воздействия: | и частные. |
Способ действия: | Стратегические, тактические, тивные; |
Ожидаемые результаты: | С определенным результатом, веро- ятностным |
Характер разработки реализации: | импульсивные, инертные, рискованные, осторожные, взвешенные, скоропалительные. |
Методы обработки ин- формации: | Алгоритмические, эвристические гические приемы отыскания истины). |
Число критериев: | Однокритериальные, многокритери- альные. |
Направление воздейст- | Внутренние |
Глубина воздействия: | Одноуровневые и |
С ограничениями, без ограничений. | |
Способ фиксации: | Устные , н а ......,,. , ., |
Объект воздействия: | Оди н исполнитель , социотехническая |
Новизна: |
В современных условиях успешное развитие организации, ее коммерческий успех целиком зависят от действий членов организации, что ведет к значительному увеличению числа субъектов организационного управления. В новых рыночных отношениях лозунг: «Кадры решают все» становится все бо- лее и более актуальным.