Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
Если микроэкономика изучает деятельность отдельных рынков, отдельных хозяйственных единиц - фирм и домохозяйств, то макроэкономика- это наука об экономике в целом. На микро уровне фирмы и домохозяйства принимают оптимальные с их точки зрения решения, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений. Домохозяйства исходят из максимизации полезности, а фирмы - из максимизации прибыли. В микроэкономике закладываются основы макроэкономики, так как в макроэкономическом обороте взаимодействует множество фирм и домохозяйств, т.е. макроэкономика тесно связана с микроэкономикой. Изучая макроэкономику, необходимо учитывать поведение микроагентов.
В макроэкономическом обороте, где факторы производства превращаются на предприятиях в товары и услуги и затем передаются домохозяйствам, по аналогии с микро уровнем, решаются три основополагающих задачи:
- что производить,
- как производить,
- как должен распределяться результат производства. Современная макроэкономическая теория содержит инструментарий для выработки макроэкономической политики. Макроэкономическая политика - это воздействие правительства на экономику в целом. Цели макроэкономической политики носят стабилизационный характер. Это:
- поддержание приемлемых темпов экономического роста;
- поддержание высокого уровня занятости;
- поддержание низких темпов инфляции;
- стабильности цен;
Эти цели взаимоувязаны между собой.
Основные направления макроэкономической политики:
1) Налогово-бюджетная политика (фискальная) - политика, осуществляемая государством в области налогообложения и государственных расходов.
2) Кредитно-денежная политика (монетарная) - политика, осуществляемая Центральным банком в области денежного предложения, кредитных ресурсов и процентных ставок. Влияет на совокупный спрос и совокупное предложение.
3)Политика государства в области доходов осуществляется как контроль над заработной платой и ценами.
4)Политика государства в области валютных курсов и внешней торговли - политика контроля над ввозом и вывозом ресурсов, в том числе капитала, а также товаров за счет установления таможенных квот, пошлин, тарифов.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование– выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов (подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, – это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
Национальное счетоводство - это, с одной стороны, система национальных счетов (СНС), с другой - один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.
Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопления в масштабах государства и уровень национального богатства.
В методологии национального счетоводства важную роль и по настоящее время играет теоретическое положение, согласно которому стоимость товара определяется суммой трех видов дохода - заработной платы, прибыли и земельной ренты. На эту теорию и опирается весь анализ процессов формирования стоимости в СНС.
Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.
Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. выделяют следующие функции СНС:
1) экономической политики;
2) экономического прогнозирования;
3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;
4) связи экономической теории с практикой.
Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем. Определение налоговых поступлений и государственных расходов содействует разработке мероприятий экономической политики, тогда как межотраслевые и межсекторные сравнения материальных затрат на производство продукции облегчают экономическое прогнозирование. Причем, разработка правительственных мер должна выполняться не с точки зрения воздействия этих мер на экономику.
Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.
Таким образом, национальное счетоводство является одновременно инструментом лучшего познания прошлого, инструментом экономической политики и инструментом планирования.
Национальные счета - это вид балансовых построений, представляющих собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование продукта и национального дохода.
Национальные счета с точки зрения формализованной системы представляют определенный способ упорядочения информации об экономических операциях - элементарных актах хозяйственной деятельности, одном из базовых понятий в системе показателей.
Операцией называют перемещение, создание или разрушение благ, услуг, прав.
На этом основании банковская ссуда есть такая же операция, что и производство картофеля. Все экономические операции классифицируются по целевому направлению, объектам, видам оценки и другим категориям. Номенклатура операций включает:
1) операции с товарами и услугами;
2) операции распределения;
3) финансовые операции.
Операции с товарами и услугами характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или получены по импорту) и использование (промежуточное или конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение определенного периода.
Операции распределения делятся на два вида: распределение дохода и передача капитала. К первому виду относятся операции, связанные с заработной платой, выплатой дивидендов, налогов, страхования и выплатами социального характера. Ко второму виду операций относятся бесконтактные передачи капитала - трансферты, т.е. передача права владения ценными именными бумагами одним лицом другому или перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
Финансовые операции отражают изменение активов и пассивов, потоки дебиторской и кредиторской задолженности и связаны с движением наличных денег, различных видов кредита и иностранной валюты.
Экономические операции осуществляют хозяйственные единицы (экономические субъекты, агенты). В качестве базовой единицы учета в СНС используется также понятие институциональной единицы, под которой понимается новая экономическая единица, которая обладает единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом.
Национальная экономика в целом выступает как совокупность всех институциональных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. Сюда включаются территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы в других странах и исключаются экстерриториальные анклавы - посольства других стран и представительства международных организаций.
На базе СНС рассчитываются следующие макроэкономические показатели.
Валовой национальный продукт, представляющий рыночную ценность всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В странах СНГ расчет ВНП по методологии ООН начал осуществляться с 1988 г.
Валовой внутренний продукт. Этот показатель является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов, независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычисляется сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания и ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами.
В США помимо данных показателей, отражающих фактический номинальный объем годового производства, экономический совет президента рассчитывает потенциальный ВНП, показывающий производственные возможности страны при полном использовании трудовых ресурсов (естественном уровне безработицы). Такой расчет позволяет учесть результаты экономической политики правительства в сфере занятости.
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.
Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Поэтому величина последних исчислений НД вычитается из денежного объема ЧНП.
Личный доход (ЛД) показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения и как таковой отражает пере распределительные процессы в движении НД. При расчете личного дохода из НД вычитаются налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия).
Для характеристики дохода, который население может тратить по своему усмотрению, используется такой показатель, как располагаемый доход. Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.
Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показать, как национальное богатство (НБ). НБ - это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на данный момент времени. НБ пополняется и обновляется ежегодно за счет произведенного продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определенные периоды времени, если выбывающие элементы НБ меньше их прироста. К составным элементам НБ относятся: имеющиеся в обществе средства производства, функционирующие как в материальном, так и в духовном производстве, имущество населения, материальные и культурные ценности, являющиеся общественным достоянием (музейные экспонаты, все недра, леса и водоемы), а также нематериальные духовные ценности (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации).