Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Региональная экономика и управление
Региональная экономика и управление
Направление подготовки
081100 Государственное и муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов,
2011 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Региональная экономика и управление» являются: изучение закономерностей и проблем функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем); комплексное изучение возможных путей формирования экономического механизма функционирования хозяйственного комплекса страны на региональном уровне; получение системного, целостного представления о региональной экономике как составной части национальной экономики; овладение современными научными взглядами на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Региональная экономика и управление» относится к дисциплинам по выбору цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Учебная дисциплина «Региональная экономика и управление» логически взаимосвязана с другими частями ООП (экономической социологией и социологией труда, социологией организаций, государственным и муниципальным управлением, методологией и методикой социологических исследований, экономической теорией, региональной демографией, социологией, культурологией, политологией, экономической географией, социальной географией, территориальной организацией населения, статистикой, менеджментом).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Региональная экономика и управление» направлен на формирование следующих компетенций:
умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7); умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-18); знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21); умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24).
В результате освоения дисциплины «Региональная экономика и управление» студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | Основные закономерности размещения хозяйственного комплекса, его состав, особенности территориальной организации в странах и районах; основные показатели и методы экономико-географического анализа, источники получения необходимой информации; современные процессы в размещении хозяйства и развитии районов и возможные их изменения в условиях реформирования экономики. |
УМЕТЬ | Самостоятельно анализировать процессы и изменения в размещении хозяйства и развитии районов, применяя изученные методики; объяснять причины происходящих изменений в географии хозяйства и роль разных факторов в этих сдвигах; оценить возможности размещения тех или отраслей хозяйства в районах разного типа и развития этих районов в современных условиях; пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, картографическим и статистическим материалом, современными методами их обработки |
ВЛАДЕТЬ | Социологическим мышлением при анализе управленческих процессов; методами географического и регионального анализа для решения проблем размещения хозяйства и развития регионов |
Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 72 часа.
Аудиторные занятия 36 часов.
Самостоятельная работа 36 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические | Сам. работа | Итого | |||||
Предмет и методы региональной экономики | Опрос | |||||||
Система законов и факторов социально-экономического развития регионов | Тест | |||||||
Система потенциалов региональной экономики | Тест | |||||||
Принципы функционирования региональной экономики | Опрос | |||||||
Методы изучения и экономического обоснования территориальной организации экономики регионов | Опрос | |||||||
Роль, значение и виды региональных балансов, показатели региона | Опрос | |||||||
Региональная экономика как территориальная хозяйственная система, интегрированная в национальную и мировую экономику | 7,8 | Тест | ||||||
Отраслевые и межотраслевые пропорции в региональной экономике | 9,10 | Опрос | ||||||
Межрегиональные связи в региональной экономике | 11,12 | Тест | ||||||
Региональная политика в условиях осуществления экономических реформ | 13,14 | Тест | ||||||
Государственное регулирование развития регионов | 15,16 | Тест | ||||||
Россия как региональная система | 17,18 | Опрос | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины.