Еловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
1.МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КОНЦЕПЦИИ МТ.
Международная торговля – специфическая сфера, объединяющая внешнеторговые секторы национальных экономик; совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами.
Региональные интеграционные процессы - основная тенденция развития современного мирового хозяйства - также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле.
В общем виде влияние международной торговли на мировую экономику и МЭО заключается в следующем:
· усиление взаимосвязи и взаимозависимости хозяйственных комплексов отдельных стран
· реализация результатов всех форм мирохозяйственных связей – экспорта капитала, международного накчно-технического и проивзодственного сотрудничества
· предпосылка и стимул международной экономической интеграции
· реальное углубление МРТ и глобализации экономики
Концепции мировой торговли – это совокупность идей, взглядов, положений относительно развития мировой торговли, ее преимуществ, принципов организации на разных этапах эволюции капиталистического способа производства.
A. МЕРКАНТИЛИЗМ. Меркантилисты (XV-XVIII вв.) высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались единственным богатством, а обмен товаров на деньги представлялся единственным способом увеличения богатства. В то же время импорт товаров, т.е. отдача денег, согласно воззрениям меркантилистов, был равносилен уменьшению богатства. В итоге рекомендации меркантилистов сводились к тому, чтобы стимулировать экспорт и путем государственного вмешательства ограничивать импорт. Английские экономисты У. Стаффорд, Т. Мен, французский экономист А. де Монкретьен, впервые употребивший термин «политическая экономия». Сторонником меркантилизма был русский экономист И.Т. Посошков, отстаивавший идеи развития отечественного производства.
B. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ А. Смит обосновал теорию международной торговли, доказывающую необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.
C. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ. Д. Рикардо - теория сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства), доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Дж. С. Милль = “цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт” -показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Новое слово в развитии теории классиков буржуазной политэкономии было сказано Г. Хаберлером, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда. Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия?
D. ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА. По мнению шведских экономистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях; во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами. Согласно теории Хекшера-Олина страны будут стремиться экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. В результате в скрытом виде будут экспортироваться избыточные факторы и импортироваться дефицитные факторы производства. В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера-Олина и Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.
E. ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА. В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию.
F. «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ» ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
¾ Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вер-нон – США)
¾ Середина 60-х гг. (Р. Верной, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) - теория «жизненного цикла продукта».
¾ Эффект масштабности производства( Б. Олином, Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др.)
¾ М. Портер.
¾ Теория «внешнеторгового мультипликатора»
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В основе международной торговли лежит международная специализация.
Выделяют направления МТ:
- торговля товарами в материально–вещественной форме;
- торговля результатами интеллектуальной деятельности (научно–техническими знаниями);
- торговля услугами;
- международное производственно–техническое кооперирование и т.д.
Что касается организационных форм торговли, то в зависимости от особенностей и специфики организации можно их классифицировать следующим образом:
- прямая (традиционная) торговля;
- встречная торговля;
- торговля через посредническое звено;
- биржевая торговля;
- аукционная торговля;
- торговля посредством торгов;
- электронная торговля.
Внешняя торговля находится под влиянием различных факторов, важнейшими из которых являются: основные тенденции развития международного разделения труда (глобализация и либерализация мировой торговли); общее состояние экономики страны; конъюнктура мирового рынка; экономическое состояние основных торговых партнеров; уровень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Классификация форм международной торговли
Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:
1. По количеству предметов
- однопредметная;
- многопредметная;
2. По количеству сторон
- двухсторонняя;
- многосторонняя;
3. По территориальному охвату
- локальная;
- региональная;
- межрегиональная;
- глобальная;
4. По стадиям процесса
- производственная;
- коммерческая;
5. По структуре связей
- внутрифирменная;
- внутриотраслевая;
- межотраслевая;
- горизонтальная;
- вертикальная;
- смешанная;
6. По организационной форме
- договорная;
- совместные программы;
- совместное предприятие;
7. По объектам связей
- производственная;
- научно-техническая;
- сбытовая;
- маркетинговая;
- промышленное сотрудничество.
3. СТРУКТУРА, ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Международная торговля может быть классифицирована по географическому признаку, который предполагает анализ потоков товаров и услуг с точки зрения их распределения по странам и регионам мира. Различают 2 класса географической структуры в соответствии с классификацией ЮНКТАД:
1. По регионам (формальная классификация, т.к. не учитываются никакие другие характеристики товарных потоков, кроме принадлежности той или иной страны к данному региону):
- Западная Европа;
- Северная Америка;
- Ближний Восток;
- Азия;
- Африка;
- Латинская Америка.
2. По группам стран с учетом реального экономического положения страны:
- развитые страны с рыночной экономикой (США, Япония, ЕС и др.);
- развивающиеся страны (Латинская Америка, Азия, Африка);
- страны с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа, Балтийские государства, СНГ).
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленностиОсобенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция.
Структура: экспорт + импорт
На стабильный , устойчивый рост международной торговли оказывают влияние ряд факторов :
· - развитие международного разделения труда и интернационализация производства:
· - НТР , способствующая обновлению основного капитала , созданию новых отраслей экономики ,ускоряющая реконструирование старых.
· - активная, деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке:
· - регулирование международной торговли посредством мероприятий
· - либерализация международной торговли , переход многих стран к режиму , включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование свободных экономических зон .
· - развитие процессов торгово-экономической интеграции : устранение региональных барьеров , формирование общих рынков , зон ,свободной торговли
· - тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов.
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире.
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЫРЬЕВЫМИ ТОВАРАМИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОВАРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.
Статистика ООН относит к сырьевым товарам продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтетический; лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН относит к готовым изделиям. В узком смысле сырье включает в себя только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком - все материалы, непосредственно добываемые из окружающей среды (уголь, нефть, руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке и в свою очередь выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.).
· Международная торговля сырьем в значительно большей степени, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых капиталистических стран, прежде всего ТНК.
· Особое место в торговле сырьем занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих ТНК.
· Для торговли сырьем характерно растущее число долгосрочных соглашений. Обычно они заключаются на срок 15-20 лет и более.
· Существенное место в торговле сырьем занимают ассоциации экспортеров сырья, создаваемые на межправительственной основе и осуществляющие коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Имеется свыше 20 подобных объединений, наиболее известное и влиятельное среди них, пожалуй, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1960 г. и объединяющая 11 государств, на которые приходится около 40% объема нефтепродаж в мире.
· В направлении межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров в последние десятилетия успешно действует Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ее рамках была выдвинута и одобрена Интегрированная программа по сырью (1976 г.), разработано межправительственное соглашение о создании Общего фонда сырьевых товаров, предназначенного для стабилизации мировых рынков сырья (1980 г.).
· Около 20% мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами осуществляется через международные товарные биржи.
· Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта в 1995 г.) и минерального сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.
· На развивающиеся страны приходится около 32% мирового экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) - около 90% мирового экспорта, а также сахара - свыше 50%.
Международные товарные соглашения (МТС) применяются для регулирования торговли сырьем с целью стабилизации рынка и ограничения сферы деятельности ТНК. Их можно разделить на 3 вида:
· 1. Стабилизационные МТС. Заключаются с целью стабилизации цен на сырье путем приведения в равновесие спроса и предложения. Это достигается посредством установления квот на производство и экспорт сырья для участников соглашения, а также созданием буферных запасов, установление вилки цен, при выходе за которую начинается вмешательство. Для реализации и финансирования этих соглашений создан Общий фонд ООН по товарам, взносы в который осуществляют все группы стран современного мира.
К стабилизационным МТС относятся: Международное соглашение по натуральному каучуку 1979 г., Международное соглашение по какао 1980 г., Международное соглашение по олову 1981 г., Международное соглашение по кофе 1984 г.
· 2. Административные МТС. Заключаются для координации усилий участников международной торговли на рынке соответствующего товара, ведения статистического анализа и выработки общих рекомендаций по торговле некоторыми видами товаров (Международное соглашение по пшенице 1971 г., Международное соглашение по сахару 1984 г. и др.).
· 3. Международные соглашения по мерам развития. Эти соглашения направлены на развитие экспортных потенциалов стран–производителей сырья, соответствующей инфраструктуры, содействие расширению участия стран–производителей в переработке и сбыте сырья, охране окружающей среды и т.д. Такого вида соглашения заключаются по джуту, древесине ценных пород, растительным маслам и т.д. Например, Международное соглашение по джуту и джутовым изделиям 1982 г., Международное соглашение по тропической древесине 1983 г.
5. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ.
В международной торговле в соответствии с СМТК к продовольственным товарам относятся: продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и определенные готовые товары.
Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты.
Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к росту торговли продовольствием, готовым к употреблению. Основные экспортеры продовольствия страны с рыночной экономикой – более 70%.
Торговля многими продовольственными товарами осуществляется на биржах. А цены во внебиржевой торговле складываются на основе биржевых котировок (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.).
Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Например, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке; на отдельные виды кормовых, овощей и фруктов – на парижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.
При закупках и реализации крупных партий товаров используется и такая форма организации торговли как торги.
Цены на продовольственные товары характеризуются значительной неустойчивостью из–за влияния различных факторов (погода, сезонность спроса и предложения, спекулятивные биржевые операции и т.д.). Колебания цен могут быть до 100% в год, 10–13% в месяц.
Сильное влияние на цены оказывает конкуренция со стороны искусственных и синтетических заменителей. Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внешнеторговой политики (тарифное и нетарифное регулирование, субсидии и т.д.)
В связи с большими колебаниями цен на продовольственные товары на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков посредством экспортных квот, буферных запасов и т.д. (заключение МТС).
Большой вклад в регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия вносит Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), (англ – Food and Agriculture Organization, FAO).
МТС:
· 1. Стабилизационные МТС. Заключаются с целью стабилизации цен на сырье путем приведения в равновесие спроса и предложения. Это достигается посредством установления квот на производство и экспорт сырья для участников соглашения, а также созданием буферных запасов, установление вилки цен, при выходе за которую начинается вмешательство. Для реализации и финансирования этих соглашений создан Общий фонд ООН по товарам, взносы в который осуществляют все группы стран современного мира.
К стабилизационным МТС относятся: Международное соглашение по натуральному каучуку 1979 г., Международное соглашение по какао 1980 г., Международное соглашение по олову 1981 г., Международное соглашение по кофе 1984 г.
· 2. Административные МТС. Заключаются для координации усилий участников международной торговли на рынке соответствующего товара, ведения статистического анализа и выработки общих рекомендаций по торговле некоторыми видами товаров (Международное соглашение по пшенице 1971 г., Международное соглашение по сахару 1984 г. и др.).
· 3. Международные соглашения по мерам развития. Эти соглашения направлены на развитие экспортных потенциалов стран–производителей сырья, соответствующей инфраструктуры, содействие расширению участия стран–производителей в переработке и сбыте сырья, охране окружающей среды и т.д. Такого вида соглашения заключаются по джуту, древесине ценных пород, растительным маслам и т.д. Например, Международное соглашение по джуту и джутовым изделиям 1982 г., Международное соглашение по тропической древесине 1983 г.
6. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ТОВАРАМИ.
К промышленным товарам относятся товары из раздела 5 СМТК "Химические вещества и аналогичные изделия, в другом месте непоименованные" (Chemicals and related products, n.e.s.); раздела 6 "Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам" (Manufactured goods classified mainly by material), кроме группы 68; раздела 7 "Машины, оборудование и транспортные средства" (Machinery and transport equipment) и раздела 8 "Разные готовые изделия" (Miscellaneous manufactured articles).
Промышленные товары в соответствии с критерием их использования обычно подразделяются на две подгруппы:
· потребительские товары (непродовольственные);
· средства производства.
Разнородность потребительских и инвестиционных потребностей, различные технологии, изменяющие потребительские качества товаров и уменьшающие издержки производства, приводят к тому, что практически ни одна страна не в состоянии производить весь возможный набор потребительских товаров и средств производства, соответствующих современному уровню потребностей населения и экономики. Все это обусловливает активизацию международного обмена промышленной продукцией. Кроме того, если изменения структуры рынков сырьевых товаров носят эволюционный характер, то на рынках промышленных товаров происходят революционные изменения.
Причем примерно с 70-х гг. все большую роль играют страны и фирмы, уделяющие первостепенное внимание научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), а наряду с торговлей промышленной продукцией активно развиваются научно-технический обмен, передача технологий, а также научная и производственная кооперация. Таким образом, происходит интернационализация промышленного производства, а ведущую роль в этом процессе играют многонациональные компании (МНК).
Важное значение в международной торговле имеют транспортные средства, особенно автомобили. Основными экспортерами автомобилей являются Япония и Германия.
В структуре международной торговли промышленными товарами преобладает торговля автомобилями, оборудованием и транспортными средствами (примерно 51,5%), на втором месте - промышленные изделия разделов 6 и 8 - (35,82%) и на третьем - химические товары (12,68% ).
Высокая доля в международной торговле промышленными товарами авто, оборудования, транспортных средств свидетельствует о современном уровне производства, наукоемкости продукции.
Для международной торговли промышленными товарами характерны такие особенности, которые обусловлены новыми требованиями рынка:
• снижение жизненного цикла большинства видов товаров;
• рост производства высокотехнологичных изделий, обеспечивающий неуклонную дифференциацию полупродуктов и конечных продуктов;
• диверсификации производства , что все более узко специализируется. Постоянное обновление номенклатуры и ассортимента продукции;
• международная торговля готовыми изделиями одной и той же товарной номенклатуры, торговля продукцией в разобранном виде (узлами, деталями, компонентами готовых изделий) порождает новый тип международного обмена-внутриотраслевую торговлю, которая вытесняет традиционную Межотраслевой.
• переход от единичных к системным продажам. Основной товар предлагается с комплектующими и сопутствующими изделиями;
• повышение требований к технико-экономических показателей изделий: повышение конкурентоспособности изделий по критерию "качество / цена", снижение эксплуатационных затрат на машины и оборудование, обеспечение бесперебойной их эксплуатации поставщиком на протяжении всего срока службы (10 лет и старше); применение более жестких нормативов охраны окружающей среды, техники безопасности, эргономики, приводящих к созданию экологически чистых производств с максимальным уровнем автоматизации;
• машинно-техническая продукция должна соответствовать требованиям Международной организации стандартов;
• рост торговли товарами производственного назначения опережает рост торговли машинно-техническими изделиями культурно-бытового назначения;
• усиление социального фактора, который проявляется в дефиците и дороговизне квалифицированного труда;
• подавляющая часть мирового экспорта и импорта машинно-технической продукции сосредоточено в индустриально развитых странах;
• торговая политика государств направлена на стимулирование экспорта машинно-технической продукции и защите национального товаропроизводителя;
• рост на мировом потребительском рынке доли контрафактной (фальсифицированной) продукции. На долю контрафактной продукции приходится 5-7% мировой торговли (почти 250 млрд евро в год).
7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ОБЪЕКТЫ.
Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая создана в 1970 году и входит в систему ООН, интеллектуальная собственность охватывает две основные области:
o промышленную собственность, касающуюся, прежде всего, защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели и т.д.;
o авторские и смежные правана литературные, музыкальные, художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.
Дальнейшее расширение и углубление международного разделения труда неизбежно ведут к развитию научно–технического сотрудничества, т.к. в условиях научно–технической революции отдельные фирмы все больше специализируются в определенных отраслях науки и техники. В связи с этим объективно необходимым является развитие международного обмена результатами научно–технических разработок.
Происходит активный международный обмен технологиями.
Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта.
Можно выделить три группы способов передачи технологий:
1. внутрифирменный обменмежду материнскими компаниями транснациональных корпораций и их заграничными дочерними фирмами (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями);
2. межфирменный обменмежду независимыми фирмами;
3. межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, которые сопровождаются передачей технологий.
Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно–технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком – передача научно–технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству технологических процессов.
В широком смысле технологический обмен осуществляется в основном в некоммерческих формах:
- научно–технические публикации;
- проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
- обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
- миграция специалистов;
- обучение студентов и аспирантов;
- деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и т.д.
Во втором случае технологический обмен осуществляется, как правило, в коммерческих формах таких, как:
- передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования на различные виды промышленной собственности (продажа лицензий);
- продажа патентов на объекты промышленной собственности;
- продажа лицензий на не защищенные патентом «ноу–хау»;
- поставка машин и оборудования;
- предоставление инженерно–консультационных услуг;
- коммерческие сделки об оказании услуг по управлению и сбыту (управленческий консалтинг);
- научно–техническое и производственное кооперирование и т.д.
На международном уровне ключевая роль в области охраны интеллектуальной собственности и торговли ею принадлежит ВОИС и ВТО. Действуют и другие международные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в ред. 1967 г.), Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г.
ВОИС призвана содействовать разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национального законодательства в этой области. В рамках ВОИС заключены: Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. и ряд других актов.
В рамках ВТО действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), направленное на защиту коммерческих интересов лиц, чьи товары содержат «интеллектуальный» компонент и защищены патентами и охранными документами на средства индивидуализации произведенной продукции, а также на борьбу с контрафактной продукцией. Иначе говоря, объектом регулирования ВТО является не сама интеллектуальная собственность, а отношения между народной торговли интеллектуальной собственностью.
8. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ.
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.
Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.
слуга в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.
есмотря на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние десятилетия прошлого века являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса страны.
Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
еловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
слуги связи – 25 видов.