И проведения семинарских занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине
«Экономическая география России»
для студентов 1 курса экономического факультета
направление подготовки 080200.62– Экономика
профили подготовки
Финансы и кредит
Страхование
Налоги и налогообложение
Региональная экономика
Кемерово 2012
НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Целью семинара является более глубокое изучение важнейших тем программы по первоисточникам и учебным пособиям, а также развитие умений у студентов анализировать и излагать изученные проблемы, критически оценивать ответы товарищей, накапливать запас знаний по локальному размещению объектов экономики по территории регионов страны.
В зависимости от содержания материала формы проведения семинарского занятия различны:
– заслушивание и обсуждение ответов студентов на вопросы, выделенные в плане семинаров;
– фронтальная проверка знаний студентов (понятий, локальных объектов размещения);
– выборочное тестирование или контрольные «срезы» по изученным темам в виде контрольных работ;
– выборочная проверка конспектов самостоятельно подобранного и проанализированного дополнительного материала.
Учебно-воспитательное значение семинара определяется качеством подготовки к нему студентов и их активностью на занятиях. Выбор вопросов для выступления по теме добровольный, ответ студента оценивается по содержанию, логике изложения, умению высказывать свою точку зрения по рассматриваемой актуальной проблеме, доказательности приводимых аргументов, цитат, статистических данных и т. п.
Помимо выступления на семинаре каждый студент обязан внимательно слушать ответы товарищей и, в случае необходимости, дополнить или исправить их по своему желанию или по предложению преподавателя.
В заключение семинара преподаватель подводит итог, анализирует качество подготовки к занятию всей группы и отдельных студентов, оценивает их знания, отвечает на возникшие в ходе обсуждения вопросы, выборочно проверяет конспекты студентов.
Каждому студенту важно знать, что его работа на семинаре дает возможность преподавателю наиболее оптимально оценить знания студента по предмету, правильно аттестовать его в межсессионный период.
Руководителем семинара, как правило, является преподаватель. Вместе с тем для успешного сочетания форм коллективной и индивидуальной работы по актуальным темам из числа студентов назначаются консультанты или группа студентов - экспертов, которые наряду с преподавателем оценивают качество знаний и уровень подготовки к семинарскому занятию своих товарищей.
Кроме устной подготовки к семинару предусмотрено обязательное выполнение каждым студентов письменного задания в тетради для самостоятельной работы. Этот вид заданий контролируется и оценивается преподавателем как важнейший показатель качественной самостоятельной подготовки студента по изучаемой теме. Виды письменных заданий:
– конспектирование литературных источников, самостоятельно подобранных по теме или рекомендованных кафедрой;
– написание рефератов;
– выполнение схем, графиков, диаграмм;
– заполнение предложенных преподавателем таблиц;
– составление словаря основных изучаемых понятий.
С целью подготовки к комплексной экономико-географической характеристики Федеральных округов рекомендуется систематически, при изучении каждой темы, разносить по ФО объекты локального размещения. Работа выполняется в тетради для самостоятельной работы.
Учебным планом предусмотрено проведение семинаров для направления «Экономика» в количестве18 часов.
Семинарские занятия согласно графику учебных занятий проводятся во всех группах один раз в две недели, поэтому объем предполагаемых заданий вполне соответствует времени, которое рекомендуется студентам для самоподготовки.
Для подготовки к семинарским занятиям и углубленному самостоятельному изучению дисциплины прилагается список литературы, рекомендуемой кафедрой. Список литературы прилагается в конце учебного пособия.
Семинар 1 (2 часа).