Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира
Эпоха Древнего мираявляется для экономической науки, как впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. В период появления первых государственных образований и становления государственных форм управления экономикой началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели человеческой цивилизации.
Самыми известными представителями того периода являются древнегреческие философы Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), Платон (428 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства.
Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. По его мнению, гражданина полиса достоин только умственный труд. Основной отраслью Ксенофонт считал земледелие, как наиболее достойный вид занятия, и противопоставлял его ремеслам, торговле, как занятиям, пригодным только для рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве, свободным гражданам надлежит осуществлять только управление и контроль.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах человеку достаточно знать одно ремесло, или даже отдельные его операции. В мелких городах чтобы прокормится человеку нужно выполнять различные работы.
Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. того «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара: полезность товара (потребительную стоимость) и способность товара к обмену (меновую стоимость). Деньги он рассматривал, прежде всего, как богатство, но признавал и функцию денег как средства обращения.
Основные произведения Ксенофонта: «Домострой», «О доходах».
Знаменитый греческий философ Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.
Идеи Платона получили выражение в проекте идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве жители должны распределяются на три сословия: философы (правители), воины, ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. Правители и воины, по его мнению, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.
Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом деятельности, достойным гражданина полиса. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность. С другой стороны, допускал мелкую торговлю, которую считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру полиса.
Основные произведения Платона: «Государство», «Законы».
Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля – знаменитого древнегреческого философа, ученика Платона.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое, а все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники.
Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Производство необходимых для жизни продуктов – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». Совокупность средств, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей составляет «истинное богатство». Подобная форма богатства естественна и не безгранична. В противоположность ей деятельность, направленная исключительно на обогащение – противоестественная сторона хозяйственной деятельности, заслуживает осуждения, ее он называет хрематистикой. Данная форма богатства не имеет предела.
Согласно концепции Аристотеля об экономике и хрестиматике следует двойственная характеристика обмена. Если обмен рассматривается как акт удовлетворения потребностей, то потребительную стоимость товара можно отнести к категориям сферы экономики, с другой стороны, если обмен символизирует акт наживы, это позволяет отнести меновая стоимость к категории хрестиматики.
С этих же позиций Аристотель анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. Так, ранние формы торговли (прямой товарообмен, товарообмен посредством денег) он относил к сфере экономики, а движение торгового капитала, когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных денежных средств – к сфере хрестиматики.
Рассматривая отношения обмена, Аристотель отмечает, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены. Он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров. Он выделил особую функцию денег как меры стоимости.
Основные произведения Аристотеля: «Политика», «Никомахова этика».