Капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

19.

Доходы государственного бюджета:

§ Налоги на доходы юридических и физических лиц

§ Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

§ Поступление косвенных налогов и акцизов

§ Пошлины и неналоговые сборы

§ Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

§ Промышленность

§ Социальная политика

§ Сельское хозяйство

§ Государственного управление

§ Международная деятельность

§ Оборона

§ Правоохранительная деятельность

§ Наука

§ Здравоохранение

20.

Профици́т — .

· По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами. Профицит бюджета — экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

· По отношению торговому балансу — превышение объема экспорта над объемом импорта (в денежном выражении).

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами. Многие страны живут в долг. Например, Соединённые Штаты Америки. Их госдолг составляет уже более 12 триллионов долларов. Источником финансирования дефицита бюджета может являться печатный станок (как в России времён 90-х годов или США сегодня), так и внешние займы.

В России злоупотребление печатным станком привело к очень существенной инфляции в 90-х годах. В США инфляции нет, так как доллар - мировая валюта. И инфляция размазывается по всему миру и не так уж заметна.

В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетныйпроцесс - это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основными участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ;

2) органы законодательной (представительной) власти (на федеральном уровне - обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации; на региональном и местном уровнях - областной и городской Совет депутатов соответственно): рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов и другие): осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение соответствующего законодательного органа (федерального, регионального или местного), исполнение бюджетов, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на утверждение законодательных органов власти;

4) органы денежно-кредитного регулирования, основной из которых Банк России: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;

5) органы государственного и муниципального финансового контроля: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ;

6) главные распорядители и распорядители бюджетных средств: главный распорядитель средств бюджета - это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов; распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств;

7) Бюджетополучатель - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год.

Государственный долг — это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Он представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, постольку и государственный долг существует практически во всех странах.
С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг — это долг государства резидентам данной страны - держателям ценных бумаг. Государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом. Рассмотрим основные последствия накопления внутреннего долга.
Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее имущие слои населения.
Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели были использованы государственные займы. Если заимствованные средства были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на вложения в модернизацию, развитие производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на будущих налогоплательщиков, сокращая объем их потребления.

В-третьих, рост государственного долга ведет к росту затрат по его обслуживанию (выплате процентов), а поскольку эти затраты финансируются из государственного бюджета, то возрастает расходная нагрузка бюджета, что может вести к увеличению бюджетного дефицита и новым займам.

В-четвертых, государственный долг порождает "эффект вытеснения" частных инвестиций (см. выше).

Внешний государственный долг — это общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга.
Внутренний долг — это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться по внешнему долгу, страна должна экспортировать товары и получаемую экспортную выручку направлять не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

21.

Виды налогов

Налог на добавленную стоимость - форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения этих товаров.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц; полные товарищества, реализующие товары, работы или услуги от своего имени; индивидуальные частные предприятия; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятия; международные объединения и иностранные юридические лица.

Объектами НДС являются обороты по реализации на территории России товаров собственного производства или приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг; обороты по реализации товаров, работ или услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления; обороты по реализации товаров, работ или услуг в обмен на другие товары, работы или услуги; обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров, работ или услуг; обороты по реализации предметов залога; товары ввозимые в РФ.

Подоходный налог

Подоходный налог взимается на основании Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Подоходным налогом облагаются все физические лица, проживающие в Российской Федерации не менее 183 дней в году. Объектом налогообложения является совокупный годовой доход физического лица, полученный в календарном году.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, действующие на территории Российской Федерации, в том числе международные объединения и организации. Любое коммерческое предприятие или организация нацелено на получение валовой прибыли в процессе своей деятельности. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от других операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль предприятия и является объектом обложения налогом на прибыль. Для многих юридических лиц существует ряд льгот по налогу на прибыль. В настоящее время ставка налога на прибыль в Российской Федерации составляет 35%, однако Правительством уже рассматриваются законопроекты о снижении налога на прибыль до 30%.

Виды налогов:

1. Федеральные налоги - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на все территории Российской Федерации. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.

2. Республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги - налоги и сборы, обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, устанавливаются в вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными актами представительных органов местного самоуправления. К ним относятся:

- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство;
- налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы;
- другие виды местных лицензионных сборов.

22.

23.

Классификация налогов

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям.

Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По способу взимания различают:

· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

· реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

· личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

· косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

· косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

· косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

· фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

· таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

· федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

1. Н Д С

2. Акцизы

3. НДФЛ

4. ЕСН

5. Налог на прибыль предприятий

6. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Водный налог

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

9. Государственная пошлина

· региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игорный бизнес

3. Транспортный налог

· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов

1. Земельный налог

2. Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

· целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов (на­пример, дорожный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

· смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в которыйзачисляется налоговый платеж:

· закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

· регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

· общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

· факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с про­даж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

· срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

· периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз­деляются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на до­ходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения вбухгалтерском учете различают налоги:

· включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

· уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

· уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

· включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

· удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Наши рекомендации