Цена: понятие, функции, виды, структура. Государственное регулирование цен.
Цена – это денежное выражение стоимости одного товара или это сумма денег, за которую производитель готов продать товар. Цена – это важнейшая экономическая категория, с помощью которой определяется общий объем производства, темпы роста, прибыль, отраслевая структура, инвестиции. Цена – это важнейший экономический рычаг, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом и на каждого товаропроизводителя в отдельности.
Функции: 1)информационная проявляется в характеристике издержек, наличии товара в качестве товарных рынков; 2)учетная означает, что в цене отражается стоимость сырья, материалов, труда и это позволяет определить сколько обществу стоит производство продукции, а также использовать цены для определения оптимального варианта вложения средств; 3)стимулирующая проявляется в том, что цены заинтересовывают предприятия в выпуске продукции или подталкивают предприятия к снятию товара с производства; 4)цена балансирует спрос и предложение и служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением; 5)распределительная означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение дохода между отраслями экономики, фондами накопления, потребления и социальными группами населения. Классификация: 1. По характеру обслуживаемого оборота цены бывают: а) закупочные – по ним производитель с/х продукции реализует ее промышленным предприятиям для дальнейшей ее переработки; б) цены на строительную продукцию, включая сметную стоимость строительства, прибыль; в) тарифы грузового и пассажирского транспорта (Тариф – это разновидность цены, но применяется на работы и услуги, тарифы на платные услуги населения); г) отпускные – это цены, установленные производителями на товар, а также импортерам на ввезенный им в РБ товар для дальнейшей реализации; д) розничные – это цены, устанавливаемые на товары, предназначенные для продажи физ.лицам, для личного, семейного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также юр.лицами и ИП; е) цены, обслуживаемые торговый оборот. 2. В зависимости от участия государства в регулировании цен: а) свободные – устанавливаются производителем продукции по согласованию с потребителем (кроме населения); б) фиксированная – это твердая цена на определенный перечень продукции, размер которой ни торговая организация, ни предприятие изменить не в праве; в) предельные – цены, на которые устанавливаются верхний и нижний предел; г) регулируемые – цены или тарифы, которые устанавливаются соответствующими государственными органами. 3. В зависимости от времени действия цены бывают:а) постоянные; б) сезонные; в) скользящие. 4. В зависимости от территории действия цены бывают: а)единые; б) региональные. 5. В зависимости от участия продавца в возмещении:а) цена франко – станция отправления; б) цена франко – станция назначения.
К мерам государственного регулирования относится ограничение цен. Ограничение цен осуществляется путем: 1.Установление предельной рентабельности для предприятий, занимающихся доминирующее положения на рынках (предприятия монополисты). Для этих предприятий устанавливается уровень рентабельности в % к себестоимости и это % колеблется от 15 до 40. Если в себестоимости продукции удельный вес материалов, сырья, комплектующих выше 80%, то уровень рентабельности устанавливается 15%. Если предприятие, относящееся к монополисту при формировании цены не учло предельный уровень рентабельности, то излишне полученная прибыль изымается в доход государства, а предприятие заплатит кроме того штрафные санкции за нарушение порядка формирования цен. 2.Установление предельных максимальных отпускных цен на отдельные виды товаров (социально значимых). Эти цены производитель не имеет права менять, а регулируются они Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомом и Минским горисполкомом. 3.На алкогольную продукцию устанавливаются предельные минимальные цены (крепостью свыше 28%).