Глава 1.Теоретические основы маркетинговых исследований.
1.1. Основные этапы проведения маркетинговых исследований. Понятия качественного и количественного исследований как основных инструментов маркетингового анализа: основные виды, особенности.
Американская ассоциация маркетинга определяет маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (оценки маркетинговых возможностей).
Маркетинговые исследования – систематизированный процесс сбора, обработки и анализа информации об окружающей среде с целью принятия управленческих решений.
Последовательность действий маркетингового исследования в некоммерческой сфере можно представить следующим образом:
1. Установление проблемы исследования. Верный выбор исследуемой проблемы является гарантией успешного исследования на всех этапах.
2. Определение целей и задач, формулировка рабочих гипотез. После установления проблемы исследования, нужно понять, какую цель мы считаем наиболее важной для достижения, и сформулировать рабочие гипотезы.
Целью является результат, который исследователи надеются получить, задачей – выбор допустимых методов достижения цели, с учетом выбранной гипотезы. Непосредственно тип исследования выбирается, основываясь на целях и задачах.
Затем, когда цели и задачи поставлены, формулируются рабочие гипотезы исследования. Гипотезы - предположение или догадка, утверждение, требующие доказательств. Здесь обоснованность гипотезы проверяется с помощью сравнения их с уже проверенной объективной информацией.
3. Разработка инструментария исследования.
Инструментарий – это комплекс технологий сбора, обработки и анализа данных для испытания рабочей гипотезы. Разработка рабочего инструментария состоит из таких шагов:
· Установление ЦА
· Определение типа требуемой информации
· Избрание способов сбора информации
· Разработка анкеты
На первом этапе оформления инструментария нужно определить ЦА – тех людей, чье мнение наиболее необходимо для получения информации и кто является непосредственным объектом маркетинговых усилий. Как отмечает Бачин Д.А., целевая группа может быть абсолютно разной в критериях отбора, в зависимости от целей и задач исследования.[1]
Определение типа требуемой информации.
Затем необходимо сформулировать тип требуемой информации и источники ее получения. Маркетинговые исследования может использовать как вторичные, так и первичные данные. Вторичная информация- та, что была собрана до данного исследования с другими целями, но которую можно частично использовать и первичная информация -та, что собирается специально для данного исследования.
Выбор методов сбора информации.
Затем нужно выбрать метод сбора данных. Различают кабинетные, качественные и количественные исследования.
Кабинетные исследования направлены на изучение, сбор и анализ вторичной информации. Популярным методом сбора информации при кабинетном исследовании является контент-анализ СМИ — количественный анализ текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Качественные исследования отвечают на вопросы «почему?» и «как?» и направлены на абсолютное понимание мотивов человека, раскрытие его ценностей, специфик восприятия. Они делают акцент на понимании, растолковании и трактовки экспериментальных данных. Выборки не являются репрезентативными, респонденты отбираются методом целевого отбора и представляют социальные типы в соответствии с ЦА.
Существует два главных метода сбора информации при проведении качественного исследования[2] — фокус-группа (групповая дискуссия, в ходе которой собирается субъективная информация об их восприятии на те или иные объекты) и глубинное интервью (личная беседа интервьюера и опрашиваемого в форме, побуждающей последнего к подробным обстоятельным ответам относительно обсуждаемой проблемы).
Фокус-группа часто используется, когда обсуждение в группе может привести к лучшему пониманию проблемы и проводится модератором, психологом или социологом с помощью руководства, состоящего из списка тем, которые должны быть обсуждены в ходе интервью (гайда). Длительность дискуссии составляет от 1часа до 3, количество участников — 7–10 человек (иногда 6–8 человек). За проведением фокус-группы может наблюдать заказчик — либо через одностороннее зеркало, либо через монитор, подключенный к видеокамере. Ведется аудио- и видеозапись.
Глубинное интервью проводится при личной встрече или по телефону, может длиться от 30 минут до нескольких часов. Глубинное интервью в расчете на мнение одного респондента значительно дороже фокус-группы и занимает значительно больше времени, его имеет смысл использовать, если надо получить очень подробную информацию об отношении респондента к определенной теме. Также глубинное интервью предпочтительнее фокус-группы в случае, если тема обсуждения затрагивает личные или интимные переживания респондентов, или если обсуждаемые вопросы подвержены в обществе жестким нормам, предписывающим определенное поведение.
Количественные исследования дают ответы на вопросы «кто?» и «сколько?» и помогают получить количественные данные о большом числе объектов исследования. Результаты количественных исследований почти всегда достоверны, их можно использовать во всей изучаемой совокупности.
Среди наиболее частых количественных методов сбора информации выделяют три метода: опрос, наблюдение и эксперимент.
Опрос — метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам с вопросами относительно изучаемой проблемы с последующей регистрацией и статистической обработкой полученных ответов и их анализом. Опросы могут проводиться по телефону, по почте, в местах продаж, по месту жительства респондента. В последнее время все большее признание приобретают online-опросы.
Наблюдение — метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации явлений, процессов, ситуаций, значимых с точки зрения целей и задач исследования, подвергающихся контролю и проверке.
Эксперимент - управляемый процесс изменения одной или нескольких независимых переменных с целью определения степени их влияния на одну или несколько зависимых переменных при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров.[3] Независимые переменные представляют собой переменные факторы, которыми манипулирует исследователь и эффект от воздействия которых подлежит измерению и сопоставлению. Зависимые переменные практически не контролируются исследователем и могут быть изменены путем манипулирования независимыми переменными.
Разработка анкеты
После того как исследователь определился с методами сбора данных, необходимо разработать форму для сбора данных, а именно форму и содержание анкеты или бланка наблюдения и бланка отбора респондентов для количественного исследования или гайда для проведения фокус-группы или глубинного интервью и бланка отбора респондентов для качественного исследования.
Здесь же надо позаботиться о дополнительных материалах для проведения исследования (карточки с вариантами ответов, образцы продукции, рекламные модули, рисунки, фотографии, логотипы, этикетки).[4]
Анкеты в маркетинговом исследовании имеют типовую структуру. Они начинаются с вводной части, которая содержит информацию о том, кто вы, какую организацию вы представляете, цели и задачи исследования и социальную значимость решения поставленных задач. Далее располагаются вопросы, с помощью которых выявляются и отсеиваются респонденты, неподходящие для участия в исследовании. Такие вопросы называются отборочными вопросами, или скринером. [5] Если респондент подходит для участия в опросе и готов принять участие в исследовании, следует краткое объяснение техники заполнения анкеты, объявление о длительности интервью и выражение благодарности согласившемуся отвечать респонденту. Следующий раздел включает содержательные вопросы, которые необходимо задать всем респондентам. В заключении располагаются вопросы с классификационной информацией, как правило, о социально-демографическом положении респондентов.
Перед тем как запускать анкету в «поле», ее необходимо проверить на небольшой выборке на предмет определения и устранения неточностей формулировок и потенциальных ошибок. Тестирование, сделанное заранее, поможет удостовериться в соответствии анкеты целям исследователя касательно полученных данных, и, если нет, оперативно внести изменения в содержание и процесс проведения опроса до того, как он будет проводиться на всем объеме выборки.
4. Сбор и анализ данных.
Сбор данных может осуществляться усилиями некоммерческой организации или благодаря компании, специализирующейся на такой деятельности.[6]
Анализ данных помогает обрести информацию, нужную для контроля выдвинутых гипотез, а также для принятия правильных решений в управлении организацией. Выбор метода анализа данных совершается исходя от конкретного процесса создания выборки и инструментов сбора данных, использованных в исследовании.
5. Подготовка отчета по результатам исследования.
Отчет по результатам исследования состоит из титульной страницы, оглавления, резюме для руководства, методики исследования, итогов исследования, а также заключений и рекомендаций для дальнейшей работы.
Подводя итоги, в этом параграфе была описана специфика маркетинговых исследований НКО, были определены основные этапы маркетинговых исследований в некоммерческой сфере. Был сделан вывод, что в России на сегодняшний день маркетинговые исследования в некоммерческой среде пока что не является наиболее популярным способом решения и корректировки социальных проблем, однако их потенциал и возможности неоспоримы.
1.2. Опрос как один из видов количественных исследований.
Количественные исследования часто проводятся в форме различных опросов, в которых используются закрытые типы вопросов, и отвечает на них большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований могут выступать следующие: определенный формат данных для сбора и определенные их источники; обработка данных посредством упорядоченных процедур, как правило, количественных[7].
Когда речь идет о сборе первичной информации, опрос — универсальный и эффективный метод. Организации проводят опросы, чтобы приобрести сведения о знаниях, убеждениях, степени удовлетворенности предпочтениях людей, отношении к имиджу фирмы и т.п.
Опросы помогают получить индивидуализированную информацию по многим вопросам от большого числа людей[8]. Но при этом следует помнить об ограниченности метода в случае изучения мотивации людей – ответы могут быть неточными, необъективными: например, респондент отвечает определенным «социально-одобряемым» образом[9].
В случае данного исследования также был выбран метод количественного опроса, так как он позволяет эффективно и при минимальных затратах собрать необходимые первичные данные по вопросам, отвечающим целям исследования.
К преимуществу количественного опроса как метода исследования можно отнести, как подчеркивает Павлов Н. В., удобство сравнения и обработки вопросов, их сводки для формирования выводом и предоставления отчета[10].
В большинстве случаев оптимальным способом проведения опроса является интернет-опрос. Интернет, благодаря своим социальным платформам, открывает доступ практически к любой целевой аудитории. А такая система, как google forms позволяет в кратчайшие сроки разработать удобную и качественную форму, которую легко рассылать респондентам, и с которой приятно и просто работать последним.
Далее следует обозначить технологию построения стандартной анкеты для опроса.
Согласно таким исследователям, как Нэреш опрос включает в себя следующие этапы:
1. разработка, проверка и тиражирование анкеты;
2. формирование выборки;
3. инструктаж интервьюеров (если, например, это личное интервью);
4. проведение опроса и контроль качества данных;
5. обработка и анализ полученной информации;
6. составление итогового отчета[11]
Артемьева О.А. замечает, что анкетирование или опрос как метод исследования повторяет «узловые моменты» интервьюирования face-to-face[12].
Опрос предполагает открытое исследование взглядов опрашиваемых (респондентов) по необходимой теме. Опросы зачастую носят выборочный характер, потому что проведение общего исследования требует намного больших затрат и часто бывает невозможным для реализации. Существуют индивидуальные интервью (заранее заготовленные) и групповые (свободный разговор в естественной обстановке). К типам опроса также относятся тесты по научно разработанной программе. Высокая квалификация интервьюера и тщательно разработанная программа – залог успешного опроса.
При опросах могут быть использованы механические устройства (фотоаппарат, видеокамера, диктофон, термометры, аудиометр, гальванометр, тонометр и др.) и анкеты.[13]
Наибольшее распространение при опросе получило анкетирование.
Опрос можно определить как побуждение людей к передаче сведений (или к выражению отношения) по заранее определенным вопросам. Опрос наиболее удобен для поисковых и описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также оценить свое положение в глазах аудитории.
Опрос — наиболее распространенная и важнейшая форма сбора информации, применяемая приблизительно в 90% эмпирических исследований, пусть даже в комбинированной форме.[14]
Формы опроса можно классифицировать на базе множества критериев. По кругу опрашиваемых выделяют опрос потребителей, экспертов и предпринимателей. По числу одновременно опрашиваемых различают единичное и групповое интервью. Деление на опрос с одной и опрос с многими темами проводится по признаку предмета опроса. Различают опросы для одного заказчика (эксклюзивные опросы) и опросы стандартизированные, при которых предмет исследования не обговаривается специально между заказчиком и проводящей исследование организацией. Стандартные опросы обычно повторяются через определенные промежутки времени.
Рассмотрим подробнее опрос и технологию анкетирования, так как анкетирование является одним из основных инструментов метода маркетингового исследования. Опрос используется в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.
Методы проведения опросов
1. Методы опроса по телефону (традиционный телефонный опрос и телефонный опрос с помощью компьютера). Опрос по телефону — лучший метод быстрого сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка телефонных интервью: опросить можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой и не носить личного характера.
Традиционный опрос по телефону происходит, когда интервьюер звонит определенной выборке респондентов и ставит им ряд вопросов из заранее составленного вопросника. По вопроснику интервьюер ставит ответы. При проведении телефонного опроса через компьютер из центрального офиса используется компьютеризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону. Интервьюер сидит перед монитором в наушниках. По команде компьютер набирает номер респондента и соединяет. После ответа респондента интервьюер зачитывает список вопросов с монитора и вводит ответы непосредственно в компьютер.
2. Методы личного опроса (на дому, в торговом центре, личный опрос с помощью компьютера). При опросе на дому задача интервьюера заключается в правильной постановке вопросов и записи ответов. При опросах в торговых центрах важно заманить покупателя каким-нибудь стимулом и предложить ответить на вопросы анкеты. Опросы в торговых центрах эффективны, так как покупатели могут сами увидеть и исследовать анализируемый товар или ситуацию. Личный опрос с помощью компьютера означает, что респондент находится за компьютером и отвечает на вопросы анкеты, отображенные на экране терминала с помощью клавиатуры или мыши.
Личные опросы бывают двух видов: индивидуальные и групповые. [15]Индивидуальные предполагают посещение людей на дому, по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен добиться сотрудничества, беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемым людям вручают денежные суммы или небольшие подарки.
4. Электронные методы опроса (по электронной почте, через Internet). Для проведения опроса по электронной почте составляется список адресов рассылки, затем анкета рассылается респондентам с просьбой ответить по прилагаемому адресу. Опросы в Интернет проводятся с помощью языка для создания гипертекстовых документов HTML и размещаются на Web-сайте. Респонденты отбираются из баз респондентов, поддерживаемых маркетинговыми фирмами. Респондентам предлагают зайти на определенный Web-сайт и заполнить анкету.
Необходимо помнить, что различные методы опроса не исключают один другого, они взаимодополняют и компенсируют недостатки отдельных позиций методов.
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы в учебном пособии Малхорта по маркетинговым исследованиям подразделяются следующим образом:[16]
· «да — нет» вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
· альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
· ранжирование объектов сравнения, например товаров-за- менителей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
· шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или раздичия исследуемых объектов.
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
Любая анкета требует тщательной разработки, опробования и отработки. Форма вопроса может повлиять на ответы. При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.[17]
Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например, стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме.
При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «рынок» и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Домашний кинотеатр покупают люди, которые...» Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.
1.3.
[1] Бачин Д. А., Социально ориентированный маркетинг. – Опубликовано в журнале «Правовое поле современной экономики» №3, 2011 с.34-35
[2] Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования Практическое руководство. [Электронный ресурс] // URL: malhotra_neresh_k_marketingovye_issledovaniya.pdf (дата обращения 23.11.15.)
[3] Бачин Д. А., Социально ориентированный маркетинг. – Опубликовано в журнале «Правовое поле современной экономики» №3, 2011 с.34-35
[4] Шаповалова Л. Маркетинговое исследование в некоммерческой организации. [Электронный ресурс] // URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/nonprofit.htm (дата обращения 23.11.15.)
[5] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2011. с.13
[6] Бачин Д. А., Социально ориентированный маркетинг. – Опубликовано в журнале «Правовое поле современной экономики» №3, 2011 с.34-35
[7] Голубков Е.П., академик Международной академии информатизации, д.э.н., профессор АНХ при Правительстве РФ 16.07.2002 // "Маркетинг в России и за рубежом" №6 / 2002.
[8] Артемьева О. А. А86 Количественные и качественные методы психологического воздействия массовой коммуникации : учеб. пособие / О. А. Артемьева. – Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 22
[9] Там же С.23
[10] Н. В. Павлов. Методы маркетинговых исследований. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2011. С. 125
[11] Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство./ 3-е издание.: пер. с англ. А. Р. Ганиевой, Э. В. Кондуковой, под ред. Старостиной А. А.,— М.: Вильяме, 2002. — С. 369.
[12] Артемьева О. А. А86 Количественные и качественные методы психологического воздействия массовой коммуникации : учеб. пособие / О. А. Артемьева. – Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 24
[13] Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования Практическое руководство. [Электронный ресурс] // URL: malhotra_neresh_k_marketingovye_issledovaniya.pdf (дата обращения 23.11.15.)
[14] Синяева И.М.. Земляк С.В., Синяев В.В. – Маркетинговые коммуникации, Учебник. [Электронный ресурс] // URL: Marketingovye_kommunikacii.pdf (дата обращения 23.11.15.)
[15] Синяева И.М.. Земляк С.В., Синяев В.В. – Маркетинговые коммуникации, Учебник. [Электронный ресурс] // URL: Marketingovye_kommunikacii.pdf (дата обращения 23.11.15.)
[16] Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования Практическое руководство. [Электронный ресурс] // URL: malhotra_neresh_k_marketingovye_issledovaniya.pdf (дата обращения 23.11.15.)
[17] Синяева И.М.. Земляк С.В., Синяев В.В. – Маркетинговые коммуникации, Учебник. [Электронный ресурс] // URL: Marketingovye_kommunikacii.pdf (дата обращения 23.11.15.)