Тема 5. Рынки факторов производства
МР(marginal physical product)- предельный физический продукт
MRP(marginal revenue product) - предельная доходность ресурса
MRC (marginal factor cost) - предельные издержки фирмы, связанные с использованием дополнительной единицы фактора производства
L (labors) - труд
К (capital) - капитал
N - земля
w (wage) - заработная плата (номинальная)
w/p - реальная заработная плата
i (interest) - процент
N - земельная рента
Последовательность действий при решении задач, в которых необходимо определить оптимальный объем фактора производства и его цену:
- Предельный продукт фактора производства в денежном выражении рассчитывается по формуле: , где
, а предельный доход (MR) определяется исходя из структуры рынка (чистая конкуренция / чистая монополия) – см. тему 4.
- Предельные издержки фактора производства в денежном выражении в условиях чистой конкуренции совпадают с ценой фактора производства ( ); а в условиях монопсонии – определить обратную функцию предложения (
), затем вывести функцию совокупных издержек (
) и продифференцировать ее, определив тем самым предельные издержки
;
-используя правило привлечения ресурса , определить оптимальный объем фактора производства и его цену.
Коэффициент дисконтирования:
где, r – ставка процента выраженная десятичных дробях, t – периоды (годы, месяцы и т.д.)
С его помощью можно определить дисконтированную (капитализированную) стоимость активов:
, где, Vp – дисконтированная стоимость, сегодняшняя ценность будущих благ;
Vt – ожидаемый доход за t лет.
По этой формуле можно определить какую сумму нужно затратить сегодня, чтобы получить определенный доход в будущем, или какую сумму можно получить при вложении одного рубля через t лет и при определенной ставке процента.
r - реальная ставка процента,определяется по формуле: r = i - π,где i - номинальная ставка процента; π - темп инфляции.
Тема 6 .Несовершенная конкуренция и рыночная власть
Разница между ценой и предельными издержками есть показатель монопольной власти.
Коэффициент монопольной власти более точно можно измерить с помощью показателя монопольной власти Лернера: .
Индекс Херфиндаля (Н) измеряет концентрацию рыночной власти: , где
– доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок,
- доля рынка следующего по величине поставщика и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….. | |
Тема 1. Основные проблемы и условия развития экономики…… | |
Тема 2. Основы теории спроса, предложения и ценообразования... | |
Тема 3. Поведение потребителя: теоретические основы анализа.... | |
Тема 4. Производство и издержки …………………………………. | |
Тема 5 Конкурентные рынки факторов производства ………….. | |
Тема 6. Несовершенная конкуренция и рыночная власть………… |