Для студентов бакалавриата
по направлению «Экономика»
профиль «Общий профиль»
1. Формирование и эффективность использования экономических ресурсов предприятия, оценка и пути повышения.
2. Капитал предприятия, его формирование и эффективность использования.
3. Формирование и эффективность использования основных средств предприятия в современных условиях.
4. Формирование и эффективность использования оборотных средств предприятия современных условиях.
5. Трудовые ресурсы предприятия и пути повышения эффективность их использования.
6. Анализ показателей по труду предприятия и пути их улучшения.
7. Материальное стимулирование труда работников предприятия и пути его совершенствования.
8. Эффективность труда работников предприятия и резервы ее повышения.
9. Материально-техническая база потребительского общества и пути повышения эффективности ее использования.
10. Анализ производственной программы и производственной мощности предприятия промышленности.
11. Экономические показатели деятельности предприятия и пути их улучшения.
12. Комплексный анализ розничного товарооборота потребительского общества в современных условиях.
13. Оборот розничной торговли предприятия и перспективы его развития.
14. Оборот предприятия оптовой торговли и перспективы его развития.
15. Оборот предприятия питания и перспективы его развития.
16. Комплексный анализ оптового оборота предприятия в современных условиях.
17. Товарные ресурсы торгового предприятия, анализ обеспеченности и оценка эффективности использования.
18. Анализ себестоимости продукции промышленного предприятия и пути ее экономии.
19. Анализ расходов торгового предприятия и пути их сокращения.
20. Анализ и планирование расходов на оплату труда работников предприятия.
21. Доходы предприятий торговли и питания потребительского общества и пути их увеличения.
22. Прибыль предприятия и пути ее увеличения.
23. Формирование и использование прибыли предприятия.
24. Рентабельность деятельности предприятия и резервы ее повышения.
25. Экономическая эффективность деятельности предприятия, оценка и пути ее повышения.
26. Финансовые результаты деятельности предприятия и пути их улучшения.
27. Финансовое состояние предприятия и пути его укрепления в рыночных условиях.
28. Оценка деловой активности предприятия и пути ее повышения.
29. Платежеспособность предприятия и пути ее укрепления.
30. Формирование и оценка эффективности капитальных вложений предприятия.
31. Инвестиционная деятельность предприятия и пути повышения ее эффективности.
32. Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики.
33. Планирование объема производства и реализации продукции на промышленном предприятии.
34. Многовариантные подходы к планированию товарооборота на предприятиях торговли.
35. Экономическое обоснование производственной программы предприятий питания.
36. Планирование себестоимости товарной продукции на предприятии в современных условиях.
37. Экономическое обоснование показателей по труду предприятия на планируемый год.
38. Формирование трудовых ресурсов предприятия на планируемый год.
39. Экономическое обоснование расходов предприятия на планируемый период в рыночных условиях.
40. Многовариантные подходы прогнозирования прибыли предприятия.
41. Экономическое обоснование прибыли и рентабельности предприятия на планируемый период.
42. Экономическое обоснование финансовых результатов деятельности предприятий на планируемый год.
43. Разработка программы социально – экономического развития предприятия на планируемый период.
44. Экономическое обоснование стратегического плана развития предприятия.
45. Бизнес – плана предприятия и методика его обоснования.
46. Инициативная тема по выбору студента.
47. Концепция социально-экономического развития предприятия (потребительского общества, региона).
48. Программа экономического и социального развития предприятия (потребительского общества, региона) и ее обоснование.
49. Формирование и развитие рынка товаров (различных групп).
50. Инновационное развитие предприятия.
51. Уровень жизни населения и развитие торговли региона (страны).
52. Деятельность фирменных (сетевых) магазинов.
53. Электронная (дистанционная) торговля: ее преимущества, оценка.
54. Денежные доходы населения и их роль в формировании покупательных фондов.
55. Анализ товарного обеспечения на предприятии.
56. Емкость внутреннего (местного) рынка.
57. Экономический потенциал отрасли и эффективность его использования.
58. Эффективность рекламы товара (предприятия).
59. Оценка эффективности продаж отдельных видов товаров.
60. Оценка рекламной деятельности предприятия.
61. Деятельность предприятия в условиях конкурентной экономики (торговли, потребительской кооперации, питания и др.).
62. Оценка позиций предприятия на рынке региона (страны).
63. Экономико-правовые основы деятельности предприятий.
64. Маркетинговая деятельность предприятия, ее оценка.
65. Предпринимательская деятельность, ее оценка.
66. Предпринимательская деятельность и перспективы её развития (в различных сферах экономики).
67. Деятельность микропредприятия, ее оценка.
68. Малый бизнес (страны, региона, района), его оценка.
69. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия.
70. Ресурсное обеспечение предприятия.
71. Формирование и использование ресурсов предприятия (по отраслям).
72. Основные фонды предприятия: формирование и использование.
73. Инвестиционная деятельность предприятия и направления повышения её эффективности.
74. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование.
75. Ресурсы рабочей силы: состав, использование.
76. Эффективность использования ресурсов.
77. Региональная насыщенность торговыми площадями.
78. Состояние и развитие торговой сети предприятия (торговли, питания и др.).
79. Прогнозирование развития торговой сети предприятия (торговли, питания и др.).
80. Оценка и экономическое обоснование эффективности инновационной деятельности предприятия.
81. Экономический механизм функционирования предприятия.
82. Внешняя и внутренняя среда деятельности предприятия, ее оценка.
83. Экономическая работа на предприятии.
84. Экономические показатели деятельности предприятий различных отраслей и организационно-правовых форм.
85. Информационное обеспечение деятельности предприятия.
86. Информационные технологии в экономике предприятия.
87. Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.
88. Анализ сильных и слабых сторон работы предприятия.
89. Сравнительный анализ деятельности предприятий, функционирующих на основе различных организационно-правовых форм.
90. Конкурентоспособность предприятия и укрепление его позиций на рынке.
91. Исследование конкурентоспособности предприятия (по отраслям).
92. Система налогообложения и ее влияние на формирование финансовых результатов предприятия.
93. Налоговая нагрузка предприятия, ее оценка.
94. Ценовая политика предприятия.
95. Ценообразование на потребительские товары (услуги) и его влияние на эффективность деятельности предприятия.
96. Ценовое планирование на предприятии.
97. Анализ качества торгового обслуживания (качества продукции, работы) на предприятии.
98. Прогнозирование и планирование на предприятии.
99. Стратегическое планирование развития предприятия.
100. Оперативное планирование на предприятии.
101. Бизнес-планирование на предприятии.
102. Моделирование экономического и социального развития предприятия.
103. Оборот розничной торговли предприятия торговли (общественного питания).
104. Производственная программа предприятия общественного питания, ее анализ (промышленности).
105. Прогнозирование оборота розничной торговли по региону на планируемый год.
106. Экономическое обоснование оборота по реализации товаров магазина на планируемый период.
107. Экономическое обоснование оборота предприятия питания (столовой, закусочной, ресторана и т.п.) на планируемый период.
108. Анализ оборота розничной торговли предприятия.
109. Планирование оборота розничной торговли предприятия.
110. Анализ структуры оборота розничной торговли предприятия (отдельных групп товаров).
111. Анализ оборотных средств, вложенных в товарные запасы на предприятии.
112. Экономическое обоснование потребности в оборотных средствах розничного торгового предприятия на планируемый период (по отраслям).
113. Анализ поступления товаров на предприятии торговли.
114. Планирование поступления товаров на предприятии торговли.
115. Планирование поступления сырья на предприятии общественного питания.
116. Оптовая торговля и ее роль на рынке потребительских товаров и услуг.
117. Анализ оборота оптовой торговли предприятия.
118. Планирование оборота оптовой торговли предприятия.
119. Система мотивации труда на предприятии.
120. Оплата труда работников предприятия.
121. Материальное стимулирование работников отдельных отраслей и сфер деятельности и направления его совершенствования.
122. Производительность и эффективность труда на предприятии.
123. Анализ показателей по труду на предприятии.
124. Планирование показателей по труду на предприятии (по отраслям).
125. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива.
126. Формирование средств на оплату труда работников предприятия (по отраслям).
127. Экономическое обоснование расходов на оплату труда работников магазина на планируемый период.
128. Нормирование трудовых процессов на предприятии.
129. Экономическое обоснование численности работников на планируемый период.
130. Издержки обращения предприятия.
131. Издержки производства предприятия.
132. Расходы предприятия питания и их анализ.
133. Анализ издержек обращения (производства) предприятия (в целом или по статьям).
134. Планирование издержек обращения (производства) предприятия (в целом или по статьям).
135. Прибыль и рентабельность предприятия.
136. Прибыль и ее использование на предприятии.
137. Формирование и использование прибыли потребительского общества за год.
138. Анализ доходов предприятия торговли.
139. Анализ прибыли и рентабельности предприятия.
140. Экономическое обоснование доходов предприятия на планируемый период.
141. Оценка хозяйственного риска и методы его снижения.
142. Прогнозирование и планирование прибыли предприятия.
143. Анализ платежеспособности предприятия.
144. Анализ деловой активности предприятия.
145. Анализ финансового состояния предприятия.
146. Финансовое планирование на предприятии.
147. Разработка финансовой стратегии предприятия торговли.
148. Экономическое обоснование финансового плана (бюджета) потребительского общества или отдельных предприятий на планируемый период.
149. Экономическая безопасность предприятия.
Студент может предложить свою тему исследования, напрямую связанную с темой будущей выпускной квалификационной работы. В этом случае формулировка темы согласуется с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.
Руководство практикой осуществляется научным руководителем выпускной квалификационной работы студента. Контроль прохождения осуществляется научным руководителем в соответствии с индивидуальной программой практики.
Руководитель практики от кафедры экономики и управления персоналом
- помогает разработать индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
Обучающиеся в период прохождения практики:
- выполняют индивидуальные задания;
- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
Содержание и оформление итогов научно-исследовательских работ бакалавров
Научно-исследовательская работа представляет собой законченный теоретический и практический труд, связанный с решением актуальных задач, определяемых особенностями научной специальности и избранной области профессиональной деятельности.
Работа оформляется в виде рукописи, в которой обучающийся упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.
Научно-исследовательская работа отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования. Содержание работы характеризуются оригинальностью и уникальностью приводимых сведений, особой научной формой изложения, высокой степенью авторского суждения. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
В тексте допускаются субъективные оценки, подтверждаемые теоретическими и эмпирическими данными, имеющимся профессиональным опытом. Отчет о научно-исследовательской работе должен содержать развернутое изложение содержания работы обучающегося и полученных им результатов. Рекомендуемый объём отчета: 20-30 страниц, включая приложения.
Состав отчета:
1) Титульный лист (Приложение 2).
2) Задание на научно-исследовательскую работу. Рекомендуемая структура задания: Цели и задачи, содержание работы, список рекомендуемой научной литературы и источников для самостоятельного поиска научных публикаций, содержание отчета (Приложение1).
3) Содержание (наименования разделов отчета с указанием номеров страниц).
4) Описание общего направления НИР кафедры (отдела, лаборатории).
Если научно-исследовательская работа проходила на кафедре Академии, приводятся сведения о теме НИОКТР, над которой работает кафедра.
Если научно-исследовательская работа проходила в условиях НИИ (либо в научно-исследовательском подразделении внешней организации), освещается основная проблема, над решением которой работает отдел или лаборатория.
5) Основная часть отчета (аналитическая, экспериментальная, техническая, расчетно-технологическая, исследовательская, конструкторская и т.п. части). В этой части отчета необходимо подробно показать, каким образом обучающийся решал поставленные перед ним задачи, какие применял методы исследования, в каких работах участвовал (если исследования проводились в составе научного коллектива), и какое оборудование (и/или программное обеспечение) при этом использовал.
6) Заключение. Содержит анализ результатов выполнения научно-исследовательской работы в виде кратких, четко сформулированных рекомендаций, оценок, обобщений и выводов.
7) Список использованных источников.
8) Приложения (иллюстрации, таблицы, карты, текст вспомогательного характера).
Актуальность характеризует объективную необходимость предпринимаемого исследования. И на основании этого уже апеллировать к необходимости что-то делать. На этом основании следует различать научную и практическую актуальность темы. Признаком актуальности может являться:
1. Принадлежность рассматриваемой проблемы к части информационной сферы, в которой имеются пробелы.
2. Применение более современной (или усовершенствованной) методики при изучении темы, уже ранее разрабатываемой другими авторами, или использовании более представительного массива информации при ее раскрытии.
3. Постановка цели развития положений, выдвинутых той или иной научной школой, т.е. актуальность оценивается в данном случае с позиций научного вклада в разработку общей концепции.
4. Обоснование значения рассматриваемых проблем с позиций сегодняшнего дня.
В тексте введения необходимо отразить цель, задачи, объект и период исследования. В основных разделах отчета следует выполнить теоретико-методологический обзор, относящийся к тематике выпускной квалификационной работы
Необходимо охарактеризовать основные понятия и категории, используемые в ходе исследования, особенности мнений ученых, принадлежащих к различным научным школам, представить авторскую позицию. Не менее важно показать целесообразность избранного методологического подхода к изучению и совокупности применимых для решения исследовательских задач методов.
Следует проанализировать данные, используя отечественные и зарубежные источники информации о социально- экономических явлениях и процессах, в свете изучения тематики выпускной квалификационной работы. Необходимо также сделать выводы о тенденциях, финансовых и хозяйственных возможностях объекта изучения выбрать стратегию стабилизации или развития, опираясь на статистический анализ эмпирических материалов производственной практики.
Следует помнить, что актуальность темы напрямую связана с постановкой исследовательской проблемы. Исследовательская проблема — это «препятствие» на пути изучения данного противоречия, решения конкретной задачи.
· объект исследования − это область деятельности, а предмет − это изучаемый процесс в рамках объекта деятельности. Объект исследования отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех его взаимосвязях;
Например, если объект исследования − банковская деятельность, то предметом исследования может быть кредитование физических или юридических лиц; объект исследования − финансы предприятия, предмет − снижение затрат, повышение финансовой устойчивости и т.п.; объект исследования − налогообложение, предмет − система налогообложения малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и т.п.
· цель исследования − это мысленное предвосхищение (прогнозирование), определение оптимальных путей решения задачи в условиях выбора методов и приемов исследовании в процессе подготовки выпускной квалификационной работы;
· задачи исследования − это конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели, рекомендуется постановка трех-четырех задач в соответствии со структурой работы, например изучить теоретические вопросы по исследуемей тематики, проанализировать основные направления выбранной тематики, дать рекомендации по выбранной тематике
· методы исследования − это способ получения достоверных научных знаний, умений и практических навыков.
Например,
Тема работы: Формирование и использование прибыли организации (на примере ООО «Нертон»)
Цель: исследовать механизм формирования и использования прибыли предприятия и предложить направления его совершенствования в деятельности ООО «Нертон».
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание прибыли как экономической категории;
- обосновать порядок формирования и использования прибыли
- выявить факторы, влияющие на прибыль организации
- проанализировать прибыль ООО «Нертон»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование формирования и использования прибыли ООО «Нертон».
Объект исследования: механизм формирования и использования прибыли организации
Предмет исследования: система формирования и использования прибыли ООО «Нертон».
Теоретическая и методологическая основа исследования должна отражать основные теоретические концепты и методологические принципы проводимого исследования. Применяемые методологические принципы исследования могут включать как классические подходы к анализу выбранного объекта исследования, так и, активно разрабатываемые в современной политической науке. В целях более глубокого и всестороннего научного исследования, допустимо использование разумного сочетания различных методологических принципов и подходов. Теоретическими основаниями выполняемой научно-исследовательской работы должны служить научные концепции, теоретические принципы и экономические доктрины, накопленные в истории экономической мысли и имеющиеся в современной экономической науке, как отечественных, так и зарубежных ученых.
Эмпирической базой проводимого исследования могут служить федеральные законы и иные нормативно-правовые акты; сведения Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных подразделений; материалы социологических исследований, экспертные оценки ведущих исследователей; периодическая печать.
При написании НИР могут быть использованы результаты собственных эмпирических исследований, проведенных непосредственно автором, а также материалы, полученные при непосредственном участии автора квалификационной работы в результате научно-исследовательской работы выпускающей кафедры, в рамках реализации грантов.
Подводя итоги исследования, необходимо четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для развития современной науки и практики. Научная новизна исследования, а также его теоретическая и практическая значимость рассматриваются как его основные результаты. Теоретическая значимость НИР бакалавра может заключаться в возможности совершенствования научной теории, уточнении понятийного аппарата, методик анализа на основании выделенных элементов научной новизны. Практическая значимость проведенного обучающимся исследования должна заключаться в возможности использования его результатов и выводов экономическими службами коммерческих предприятий, органами государственной власти и местного самоуправления, иными административными структурами при подготовке управленческих решений; в практической деятельности коммерческих организаций и т.д.
В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для экономической теории, а также их практическая направленность. В нем приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
Список использованных источников. В процессе подготовки работы важное место отведено сбору материала. Поэтому после предварительного знакомства с проблемой обучающемуся следует приступить к составлению библиографии с учетом работ, рекомендованных научным руководителем. Список использованных источников могут составлять нормативные акты, первоисточники, монографии, периодические научные издания, материалы прессы и др., выполненные на бумажных и электронных носителях, а также размещенные в сети Интернет.
Приложения. В случае необходимости привести большие по объему таблицы, схемы рисунки, прибегают к оформлению приложения. В приложениях должны быть также помещен инструментарий и общие данные собственного эмпирического исследования, в случае его наличия.
Научно-исследовательская работа должна опираться на большое количество цитат. К цитированию прибегают, когда необходимо привести суждение другого автора для того, чтобы подтвердить собственную точку зрения или заимствовать ценный фактический материал. Цитата нередко нужна и для опровержения мнения того автора, которому она принадлежит. Работа не должна быть перегружена прямыми цитатами из источников и литературы. Цитата воспроизводит только тот минимум, который необходим для доказательства конкретного положения.
От автора работы требуется самостоятельность мысли и ее словесного выражения.