К подготовке и написанию курсовых работ
Методические указания
К подготовке и написанию курсовых работ
по дисциплине «Экономическая история»
для студентов всех специальностей
Саратов
Составители:
д-р. ист. наук, профессор А.А. Васильев,
д-р. ист. наук, профессор В.Ю. Соловьёв
Экономическая история: методические указания к подготовке и написанию курсовых работ по дисциплине«Экономическая история» для студентов всех специальностей /сост. А.А. Васильев, В.Ю. Соловьёв/ Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2012.
Рекомендует к печати:
учебно-методический совет СГСЭУ
26 декабря 2012 г.
Саратовский
государственный
социально-экономический
университет, 2012
Редактор Т. Козлова
Подписано в печать____ Компьютерная вёрстка
формат 60х84/16,
Бумага типогр. № 1 Печать RISO,
Уч.-изд. л._____ Усл. печ. л.____
Тираж_____ экз. Заказ______
410003, Саратов, ул. Радищева, 89. СГСЭУ
МЕСТО КУРСОВОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курсовая работа – одна из наиболее важных форм самостоятельной работы студента по изучению курса «Экономическая история». Правильное выполнение данной научной работы зависит от того, насколько ясно студенты представляют ее роль и значение, знают требования, предъявляемые к ее написанию.
Студенты должны уметь по выбранной теме правильно составить план, подобрать и изучить историческую литературу, подобрать необходимый практический (если необходимо-цифровой) материал, правильно составить текст, оформить его и подготовить к защите курсовой работы.
В процессе подготовки курсового проекта приобретается опыт работы с первоисточниками, умение находить в них те главные положения, которые непосредственно относятся к выбранной теме. Студенты знакомятся с трудами отечественных и зарубежных историков, экономистов, философов, социологов, критически осмысливают их, выясняют сложные теоретические проблемы, учатся логично в письменной форме излагать свои мысли при анализе исторических, социально-экономических и политических проблем, использовать в конкретных ситуациях положения исторической науки, связывать общие теоретические выводы с практикой.
Роль и значение курсовой работы по «Экономической истории» возрастают в связи с тем, что всё большее значение приобретают процессы глобализации и экономической интеграции. История народа – это, главным образом, история экономики. Именно историческое исследование позволяет всесторонне рассмотреть проблемы экономического развития государства и общества, так как включает в себя изучение экономического мышления, менталитета населения страны. И если при написании курсовой работы студент будет стремиться к многофакторному пониманию исторического процесса, исходить из образа мыслей человека изучаемой эпохи, его воззрений на власть и способы ее приобретения, на вопросы войны и мира, реформ и контрреформ, то это позволит увидеть новые грани в давно известных текстах. И, наоборот, если научный проект будет выполнен формально, на устаревших представлениях и догмах, отбрасываемых в настоящее время и теорией, и практикой, тогда исторические и другие гуманитарные дисциплины,смогут сформировать, в лучшем случае, лишь обученного исполнителя, лишенного патриотических чувств и широкого кругозора.
Методические указания по подготовке курсовой работы
по дисциплине «Экономическая история»
Курсовая работа (или курсовой проект) – одна из наиболее важных форм самостоятельной работы студента. Данная работа преследует две цели – специально-научную и общенаучную. Под специально-научной следует понимать углубленное изучение вопросов и проблем социально-экономического и общественного развития человеческой цивилизации; принципов, законов развития общества, специфики развития государственных институтов, его целей и задач. Общенаучная задача состоит в отработке студентом принципов и подходов исследования проблемы; в критической работе с научной литературой; в совершенствовании навыков логического, аргументированного изложения от постановки вопроса до выводов; в умении тактично и грамотно вести полемику, отстаивая свою точку зрения, а также в умении воспринимать критические замечания и иные оценки и выводы.
Правильное выполнение курсовой работызависит от того, насколько ясно представляются роль и значение, а также требования, предъявляемые к написанию студенческого научного проекта.
Основные правила подготовки, написания
и оформления курсовой работы
1. Выбор темы
Процесс подготовки курсовой работы включает обычно следующие моменты:
- выбор темы, составление предварительного плана работы над докладом;
- библиографический поиск и составление библиографии;
- изучение и анализ научной литературы, определение целей и задач работы;
- выявление, отбор и анализ источников;
- письменное оформление результатов исследования.
Тему курсовой работы студентывыбирают произвольно в пределах тематики предмета, рекомендуемой настоящими указаниями. Если же студент хочет взять для исследования проблематику, не указанную в данном списке, то свой выбор он должен обязательно согласовать с преподавателем, который окажет методическую помощь на всех стадиях подготовки курсового проекта.
Требуется избегать дублирования тем курсовых работ. Для этого староста учебной группы составляет список студентов с указанием избранной «курсовой» и передает его руководителю (на электронном носителе, или на электронный адрес), который закрепляется за группой из числа преподавателей кафедры. Заменять указанные темы курсовых работ не разрешается.
Своевременность выбора темы играет важную роль в процессе написания и защиты курсового проекта в целом. Чем раньше будет выбрана научная проблематика и начата работа по ней, тем больше времени, а стало быть, и больше возможностей будет у студента для приобретения и упрочения им навыков и умений систематической самостоятельной работы с историческими документами и статистическим материалом. Приобретая новые теоретические знания, обновляя и пополняя уже накопленные, студент одновременно учится подбирать нужный материал, интересные факты, цифры. Материалы, факты он может собрать в научных, областных и городских библиотеках города (в вузовской библиотеке), а также в научных архивах. Связав полученные теоретические знания с исторической практикой, студент тем самым вносит в свою работу творческие, научно-исследовательские элементы.
Остановив свое внимание на какой-либо теме, рекомендуется вникнуть в вопросы разделов учебной программы курса экономической истории, которые хронологически совпадают с проблемой Вашей научной работы, прочитать соответствующие главы, разделы, параграфы учебного пособия и лекций.
В процессе выбора темы курсовой работы необходимо тщательно ознакомиться с данной проблематикой по трудам и сочинениям, дающим общее понимание и представление о предмете и объекте будущего научного изыскания. Такое ознакомление поможет войти в содержание избранного исследования, осознанно оформить вопросы, более конкретно наметить цель и задачи. Предварительным результатом станет составление рабочего плана курсового проекта. В процессе дальнейшей работы план уточняется, совершенствуется и определяется окончательно. Затем можно переходить к изучению специальной литературы, посвященной непосредственно избранной теме. В поиске необходимой литературы существенную помощь могут оказать различные библиографические пособия, летописи журнальных и газетных статей, каталоги библиотек, в том числе систематические. Выявленные в процессе библиографического поиска статьи, монографии, публикации источников следует брать на учет, фиксируя их на отдельных библиографических карточках, с указанием автора, названия книги или статьи и выходных данных (год и место издания). При изучении исследований следует особое внимание обращать на спорные моменты, на недостаточно исследованные вопросы, чтобы в дальнейшем именно на этом сосредоточить свое внимание.
Необходимо также правильно фиксировать отобранный из источников и литературы материал. Наиболее оптимальный метод: выписки по отдельным вопросам избранной темы. Эти выписки могут быть осуществлены как в электроном виде, так и на листахили в особых тетрадях с точным указанием названия источника, откуда они позаимствованы. Затем на основе этих выписок студент может внести коррективы в план работы и уточнить ее цели и задачи.
2. Содержание курсовой работы
Содержание– это логическая структура курсовой работы, последовательный перечень вопросов рассматриваемых в исследовании. Содержание необходимо продумывать и постоянно улучшать пока не будут достигнуты необходимые лаконичность формулировок и строгость внутреннего строения курсового проекта. Очень важно, чтобы содержание было соразмерным, все его пункты (вопросы), их последовательность оправданы, а всё научное изыскание представляло бы собой одно целое.
Правильно составленное содержание в определенной степени свидетельствует о понимании автором научной проблемы, о правильности подхода к изучению выбранной темы. Качество содержания влияет на оценку работы.
Рекомендуется следующая структура студенческой научной работы:содержание, введение, 2–3 главы (или разделы), заключение, список использованных источников и литературы, а так же приложения (если есть необходимость). Отдельные главы рекомендуется, если того требует порядок и логика изложения, разделять на несколько параграфов (разделы, как правило, не дробятся). Название курсовой и её основных частей должны быть краткими и не повторять друг друга.
Введение, вданном виде научной студенческой работы, состоит из трех-пяти страниц. В самом начале обосновывается выбор темы, ее актуальность, дается постановка проблемы и ее историческое значение. Формулируется цель курсового проекта, последовательность рассматриваемых вопросов. Далее, во введении дается оценка изучаемой литературы (историография проблемы), указывается база фактологического и статистического материала и т.д. Правильно организованный краткий историографический анализ позволяет получить представление о степени изученности проблематики, сформулировать особую концепцию, определить научные подходы и инструментарий в её реализации. Важно также помнить о методах научного поиска, так как многомерное понимание методологических проблем приближают установление научной истины.
Рекомендуется введение, в окончательной редакции, писать после завершения работы в целом. Делается это потому, что говорить о значении темы, ее изученности, задачах исследования, легче, когда весь материал уже систематизирован.
Главы курсовой работы включают в себя основное историческое содержание проблемы, составляющее предмет анализа изучаемой темы, рассматривают наиболее важные принципы и методологические приемы, необходимые для исторического освещения вопросов курсового проекта. При помощи принципов исторического знания, методологии источниковедения и исторического построения лучше понять и восстановить подлинный смыл и своеобразие исследуемой эпохи. Синтезируя частные концепции исторического развития, студент должен добиваться генерализации исторического знания для дальнейшей оценки креативности оригинальной авторской концепции. Рекомендуется также в конце каждой главы делать выводы.
Заключение (3-4 стр.) обычно посвящается изложению основного содержания и выводам, к которым приходит автор в ходе работы над темой.
3. Подбор и изучение литературы
Этот этап выполняется студентом самостоятельно. Библиография к работам должна включать:
1) источники;
2) статистические справочники;
3) мемуары;
4) монографии и брошюры;
5) статьи из журналов и газет;
6) учебную литературу.
4. Требования к оформлению курсовой работы
Текст работы должен быть напечатан четко, без вставок и произвольных сокращений слов. Объем курсовой работы должен составлять не менее 30 – 35 страниц компьютерной вёрстки.
Подготовленныйдля печати текст должен соответствовать следующим стандартам: шрифт Тimes New Romаn № 14 с полуторным межстрочным интервалом. Опечатки, описки и графические неточности (по техническим возможностям) не допускаются.
Расстояние от границы листа до текста слева – 25 мм, справа – 8 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа – 20 мм. Номер страницы ставится вверху справа шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Структура курсовой работы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть работы;
5) заключение;
6) приложения (в случае необходимости);
7) список использованных источников и литературы.
Курсовые проекты могут быть предоставлены также на современных внешнихустройствах хранения данных: usb накопителях и cd-дисках.
Титульный лист курсовой работы оформляется по установленному образцу и не нумеруется:
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный социально-экономический университет»
Курсовая работа:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Выполнил (а) студент (ка) I курса
I группы дневного отделения
финансово-кредитного факультета
Петрова Екатерина Сергеевна
Проверил: д-р. ист. наук,
профессор В.Ю. Соловьёв Саратов
После титульного листадаётся содержание исследования. Содержание курсовой работы оформляется по установленному образцу. Слова: "Введение", "Заключение", "Список использованных источников и литературы" пишутся симметрично тексту с прописной буквы. Данные заголовки не нумеруются. Основное содержание работы должно быть написано самостоятельно, на основекритического изучения источников и литературы. Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В заключении, выводы суммируются и подводится общий итог исследования. Необходимо обратить внимание на стиль работы. Следует избегать тяжеловесных словесных конструкций. Текст должен быть последовательным, логичным, убедительным и – по возможности – выразительным. Цитирование должно быть уместным и в точности повторять авторский текст. При необходимости в текст исследования могут быть помещены статистические материалы в виде таблиц, диаграмм, графиков. Каждый из материалов должен иметь четкий заголовок и порядковый номер. Автор может вынести статистические таблицы, копии документов, фотографии, карты и т. п. в приложения, которые обязательно нумеруются.
Важным для курсового студенческого проекта является правильно оформленный научно-справочный аппарат. Главы курсовой работы (разделы)должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой в конце; параграфы – нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделённых точкой. Заголовки глав (разделов) и параграфов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их нужно разделить точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками главы и подраздела – 8 мм. Каждую главу (раздел) работы следует начинать с нового листа. Используемые в курсовой работе материалы должны даваться со ссылкой на источник в постраничной сноске с указанием номера страницы источника.
Образец оформления содержания
Например, по теме«Сельское хозяйство в пореформенный период (1861-1900гг.)»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................................................3 – 7
Глава 1.Землевладение и землепользование (1860 – 1890 гг.)........8 – 17
§ 1. Развитие крестьянского хозяйства после реформы 1861 г. …..8 – 14
§ 2. Помещичье хозяйство в пореформенный период .....................14 – 17
Глава 2. Социально-экономические преобразования деревни
и сельскохозяйственной отрасли в 1860-е – 1890-е ...........18 – 29
§ 1. Сельская община и социальное расслоение деревни.................18 – 24
§ 2. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. …...............24 – 28
§ 3. Влияние пореформенного сельского хозяйства на развитие
российской экономики в 1860-е – 1890-е гг. .............................28 – 29
Заключение..........................................................................................30 – 33
Приложение……………………………………………………………...33-34
Список использованных источников и литературы.......................... 35-39
В тексте необходимо приводить полные названия глав и параграфов. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. В конце курсового проекта должен содержаться список всей использованной в работе литературы и источников. Список источников и исследований приводится в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ (в случае, если это коллективная монография и количество авторов более пяти). Текст курсовой работы должен сопровождаться исчерпывающим научным аппаратом, состоящим из постраничных примечаний и ссылок. Ссылкиделаются как при цитировании источника или исследования, так и при пересказе их содержания своими словами. Ссылки помещаются на той же странице, обозначаются арабскими цифрами. Нумерация ссылок может быть как постраничной, так и сквозной – на протяжении всей работы.
Образцы ссылок
1.На монографии
1. Васильев А.А. Концепция аграрно-продовольственной политики и её восприятие в Поволжье: переход к нэпу. Саратов, 2008. С. 74.
В последующих ссылках можно не повторять название работы, место и год издания: Васильев А.А.. Указ. соч. С. 34.
Если же в работе используются несколько исследований одного автора, то дается краткое название работы: Васильев А.А. Концепция... С. 75.
2. На статьи
1. Соловьёв В.Ю. Эволюция русской крестьянской общины // Власть. 2002. № 1. С. 15. При последующих ссылках: Соловьев В.Ю. Указ. соч. С. 24.
Если ссылки на одну и ту же работу следуют одна за другой, они оформляются следующим образом:
2. См.: Шарапов С.Ф. Государственная роспись и народное хозяйство.М., 1908.С.7-34; Шванебах П.Х. Наше податное дело. Спб.,1903. С.16.
3. Там же. С. 77.
4. Там же. (Если совпадает и страница)
Если работа содержит приложения, то они помещаются до списка литературы.
3. Приложение
Таблица 1
Соотношение прожиточного минимума россиян в 1992-1995гг. (Составлено по материалам: ГАРФ.Ф.1222.Оп.1.Д.5701.Л.12-98)
Регион | Душевой Доход, руб. | Прожиточный мин., руб. | КВ | КВ Москвы/ КВ региона | |
РФ | 1,45 | 1,88 | |||
Москва | 1,00 | ||||
Центрально-Чернозёмный (с самым низким доходом) | 1,30 | 2,10 | |||
Если приложений несколько, то следует их представлять с порядковым номером: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Готовая курсовая работа сдается на проверку. Если она не соответствуетпредъявленным требованиям, то возвращаетсядля последующей доработки. Научное исследование, выполненное в соответствии с правилами, получает положительную рецензию и допуск к защите. Студент обязанвнимательно ознакомиться с рецензией, с замечаниями преподавателя и постаратьсяих исправить и доработать.
Защита проводится в учебной аудитории в присутствии комиссии и всех желающих. Процедура защиты предусматривает:
1) научный доклад автора (5–7 мин.);
2) вопросы к автору работы;
3) ответы на вопросы;
4) подведение итогов защиты;
5) оглашение комиссией оценки студенческого научного исследования.
Типичные ошибки при написании работы:
1. Использование первоисточников осуществляется формально. Они указываются в списке литературы и отсутствуют в тексте работы, не дается действительный анализ их содержания.
2. Отсутствует или весьма ограничен список исторической литературы. Каждый курсовой проект обязан включать монографии и журнальные статьи по данной теме, рассматривать исследуемые в работе вопросы. Все изучаемые исторические задачи, проблемы и явления должны иметь точные определения. Если же они носят дискуссионный характер, следует привести имеющиеся в исторической литературе точки зрения и определиться со своей позицией в данном вопросе.
3. Использование текста из учебной, научной литературы, Интернет-изданий от своего имени. Подобная работа утрачивает свое назначение как форма самостоятельного научного труда.
4. Наличие в работе грамматических ошибок, пропусков, неточное цитирование первоисточников, неправильное оформление ссылок на цитируемые положения.
5. Использование устаревшего фактологического и цифрового материала или представление материала без ссылки на источник.
6. Неправильное и небрежноесоставление списка литературы (например, без указания названия работ, неточность в месте и годе издания); несоблюдение алфавитного порядка при составлении списка литературы; включение тех работ, которые студент не изучал и не знает их содержания или которые не имеют отношения к работе (ни хронологически, ни тематически).
Курсовая работа оценивается по пятибальной системе:
- оценка пять «отлично» ставится за всестороннее и глубокое познание изучаемого в ходе научного исследования объекта, самостоятельное выполнение предусмотренных методическими указаниями рекомендаций, глубокое усвоение и использование источников и литературы по изучаемой теме, творческие способности и научный подход в понимании и изложении материала курсового проекта и ответы на вопросы, точность использования терминов, последовательно и логичнось излагаемого материала;
- оценка четыре «хорошо» выставляется за твердое знание материалов курсового проекта, грамотно построенное выступление на защите, владение необходимыми теоретическими знаниями по предмету научного исследования;
- оценка три «удовлетворительно» выставляется за знания только основного материала, посредственную проработку деталей курсового проекта , неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении материала научного изыскания;
- оценка два «неудовлетворительно» выставляется за допущение в курсовом студенческом научном проекте существенных исторических и методологических ошибок.
Результаты защиты курсового проекта определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются студентам после окончания работы комиссии в день защиты и заносятся в зачетную книжку и ведомость.
Тематика курсовых работ
1. Восток — Запад — Россия: особенности зарождения и развития мировой экономики.
2. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации (IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.).
3. Особенности экономического развития стран Древнего Востока. Азиатский способ производства.
4. Роль Древней Греции и Рима в зарождении Европейской (Западной) цивилизации (сер. II тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)
5. Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V—XV вв. н. э.)
6. Особенности становления и развития феодализма в Западной Европе (на примере Англии и Франции).
7. Экономические причины и последствия Великих географических открытий.
8. Первоначальное накопление капитала для победы рыночной экономики в Европе (XV — сер. XVIII вв.)
9. Особенности промышленного переворота в Англии, Франции, США, Германии.
10.Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации (конец XVIII — начало XX вв.)
11.Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в XIX веке.
12.«Вторая технологическая революция» и переход к монополизации экономики. Основные признаки империализма.
13.Развитие мирового хозяйства между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.)
14.Экономические итоги Второй мировой войны.
15.Послевоенная Япония: превращение в одну из ведущих индустриальных стран мира (1945–1960-е гг.). «Японское экономическое чудо».
16.Углубление процессов интеграции мировой экономики (вторая половина XX в.)
17. Особенности экономического развития цивилизации России (IX—XX вв.)
18.Модернизация национальных моделей смешанной экономики (1970- начало XXI в.)
19.Общественный строй и социально-экономическое развитие древних славян (VI – Х вв.).
20. Древнерусское государство в системе международных отношений в IX – XIII вв.(социально-экономический аспект).
21. Социально-экономическая структура Древней Руси в IX – первой половине XIII вв.
22. Культурно-историческое и социально-экономическое значение принятие христианства на Руси.
23. Сравнительный анализ социально-экономического развития русских земельв удельный период.
24. Сравнительная характеристика хозяйственного развития русских княжеств и западноевропейских государств в XII – XV веках.
25. Восстановление экономики Руси после монгольского нашествия.
26. Русские земли в конце XIV – начале XV веков: устройство народного хозяйства.
27. Новгородская республика в XIV – XV вв.: особенности социально-экономического строя.
28. Реформы Ивана IV: социально-экономический аспект.
29. Споры историков о путях социально-экономического развития России.
30. Деньги средневековой Руси: их хозяйственная роль в Московском государстве (XIV – XVI вв.).
31. Саратовский край в ХVI – ХVП вв.: хозяйственная структура.
32. Особенности промышленного производства в Европе и России (XVII – XVIII вв.).
33. Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений.
34. Реформы Петра Алексеевича Романова (Петра I): социально-экономический аспект.
35. Политика протекционизма и меркантилизма в России.
36. Экономическое и политическое развитие России в 1725 – 1741 гг.
37. Судьба петровских реформ: социально-экономическая политика императрицы Елизаветы Петровны.
38. Саратовский край вXVIII веке: структура народного хозяйства.
39. Социально-экономические преобразования М.М. Сперанского.
40. Отечественная война 1812 года и её социально-экономические последствия.
41. Декабризм и проекты развития России: социально-экономический аспект.
42. Внутренняя политика российских императоров в первой половине XIX в.: от либеральных мечтаний к осторожной модернизации.
43. Финансовая реформа графа Е.Ф. Канкрина.
44. Деятельность графа П.Д. Киселева.
45. Внешняя политика России в царствование Николая I и её последствия для экономики России.
46. Александр II и его реформы: социально-экономический аспект.
47. Политика российского самодержавия в области промышленности впореформенный период (1860-е – 1890-е гг.).
48. Крестьянская община России в пореформенный период (1861–1900 гг.).
49. Эволюция помещичьего хозяйства России в пореформенный период(1861–1900 гг.).
50. Иностранный капитал в российской экономике второй половины XIX в.
51. Русская экономическая мысль в конце XIX конце – начале XX вв.
52. Движение народников в России во второй половине XIX века: социально-экономические проекты и перспективы.
53. Структура народного хозяйства России во второй половине XIX в.
54. Становление предпринимательского сословия в конце XIX – начале 1900-х гг.
55. Социально-экономическое развитие Саратовского края в XIX в.
56. Особенности русского империализма на рубеже XIX – XX века.
57. Социально-экономические проекты СЮ. Витте.
58. Социально-экономические проекты В.К. Плеве.
59. Крестьянская кооперация России в конце XIX – начале XX века.
60. Экономическая наука России в начале XX века.
61. Налоговая политика царского правительства в начале XX века.
62. Мировой экономический кризис 1900 – 1903 гг. и экономика России.
63. Столыпинская модернизация России.
64. Государственная статистика в России в 1901 – 1914 годах.
65. Россия и международный капитал в 1901 – 1914 годах.
66. Российские банкиры. (На материалах 1901 – 1914 гг.).
67. Экономика Саратовской губернии в 1901 – 1914 годах.
68. Экспорт и импорт России накануне Первой мировой войны.
69. Промышленный подъем 1909 – 1913 гг. в России.
70. Хозяйственный кризис в России в годы Первой мировой войны.
71. Деятельность Временного правительства в 1917 году.
72. Политические партии в России в период Октябрьской революции и их социально-экономические программы.
73. Первые социально-экономические решения советского правительства (конец 1917 – май 1918 г.).
74. Причины перехода к новой экономической политики. Принципы нэпа.
75. Индустриализация экономики СССР.
76. Цель и характер коллективизации деревни в СССР.
77. Внешняя политика СССР в 1930-е годы и экономика страны.
78. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны.
79. Международные отношения СССР в годы Второй мировой войны: социально-экономический аспект.
80. Военное противостояние СССР и Германии в годы Второймировой войны: социально-экономический аспект.
81. Вклад Саратовской области в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
82. Экономические итоги Второй мировой войны и послевоенное восстановление народного хозяйства СССР .
83. Внешняя политика СССР в первые годы после Второй мировой войны: социально-экономический аспект.
84. Внешняя политика СССР в 1950-е – 1960-е гг.: социально-экономический аспект.
85. Стратегия развития сельского хозяйства СССР ( нач. 1950-х– первой половине1960-х гг.)
86. Промышленная и финансовая политика советского правительства в начале 1950-х – первой половине 1960-х гг. и мировая экономика .
87. Социально-экономические преобразования в СССР (1950-е – начале 1960-х гг.).
88. Экономические реформы середины 1960-х гг.: причины, суть, итоги.
89. Феномен «застоя». Экономика СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.
90. Внешне политический курс СССР в 1970-е–начале 1980-х гг. и народное хозяйство страны.
91. Перестройка хозяйственного механизма СССР в 1985 – 1991 гг.
92. Социально-экономические причины развала СССР.
93. Россия и мировая экономика в 1990-е гг.
94. Банковская система России в конце XX – начале XXI века.
95. Внешняя политика России и мировая экономика на современном этапе.
96. Социально-экономическое развитие России в начале XXI века.
97. Место России в мировой экономической и политической жизни: реалии и перспективы.
Список рекомендуемой литературы
1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. –М.: Политиздат, 1991.
2. Ананьич Б.В. Ганелин Р.Ш. Сергей Юрьевич Витте и его время - СПб.: “Дмитрий Буланин”, 2000.
3. Андрианов В.И. Косыгин. М.: 2003.
4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989.
5. Бисмарк О. Воспоминания, мемуары. Т.1. – Мн.: Харвест М.: АСТ, 2001.
6. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России: Конец XIX в. – 1908 г. М., 1984.
7. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XV вв. М., 1986.
8. Боффа Д. История Советского Союза: В 2 т. М., 1990.
9. Блюмсфельд О.И. Особое совещание о нуждах сельского хозяйства 1902-1905 годов (к истокам столыпинской аграрной реформы). М., б/г
10. Васильев А.А. Решение продовольственного вопроса на этапах подъёма и свёртывания нэпа. Саратов, 2009.
11. Васькин В. В. Двуглавый орел в истории государства Российского. Саратов: Изд-во СГУ, 2001.
12. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. В 2 т. М., 1997.
13. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1948.
14. Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.
15. Воротников А.А. Печать и село. Саратов, 1976.
16. Герасименко Г. А. История земского самоуправления. Саратов: ПАГС, 2003.
17. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004.
18. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1993.
19. Гурко В.И. Устои народного хозяйства России. Аграрно-экономические этюды. Спб., 1902.
20. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
21. Данилов В.П. К вопросу о характере и значении крестьянской поземельной общины в России. М., 1971.
22. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь – Л.: Знание, 1988.
23. Домашний быт русских царей в XVI – XVII вв. По Забелину, Ключевскому и др. /Составил М.Г. Волховский. - М.: Панорама,1992.
24. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970.
25. История России: Проблемы цивилизационного развития / Под ред. В.В. Рыбникова, В.А. Динеса. Саратов, 1999.
26. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века. М., 2001.
27. Кабытов П.С. Аграрные отношения в Поволжье периода империализма. Дис… докт. истор. наук. М., 1983.
28. Карамзин Н.М. История Государства Российского: XII-томов в 4-х книгах / Вступ. ст. А.Ф. Смирнова. – М.: “Рипол Классик” 1998.
29. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
30. Ковальченко И.Д. Аренда бывшими помещичьими крестьянами в начале 80-х годов XIX века// Из истории экономической и общественной жизни России: Сб. М., 1976.
31. Кожинов В.В. Россия. Век XX- й / 1901 – 1939 гг. / История страны от 1901 года до “загадочного” года / В.В. Кожинов. – М.: Алгоритм,1999.
32. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1911 – 1919. М., 1991.
33. Кондрашин В.В. Историко-социологические исследования российских деревень // Особенности российского земледелия и проблемы расселения: Материалы XXVI сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тамбов, 2000.
34. Константиновский рубль: Новые материалы и исслед.: [ Сборник].- М.: Финансы и статистика, 1991.
35. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетия /Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Республика, 1992.
36. Ленин В. И. Очередные задачи советской власти. – М.: Политиздат, 1978.
37. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. В 3 т. М. 1956.
38. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М., 1961.
39. Мизь А.Б. История государственного управления и самоуправления в России: Учеб. Пособ. /А.Б. Мизь-Саратов/ Изд-во Сарат. Ун-та, 2004.
40. Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок. М., 1974
41. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
42. Новейшая история России с начала XX века до наших дней: Учеб. пос. / Под ред. В.А. Динеса, А.А. Воротникова. Саратов, 2006.
43. Островский В.Б. Преобразования в культурно-бытовом укладе деревни // Советская деревня на современном этапе. Воронеж, 1974.
44. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
45. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2005.
46. Рашитов Ф. А. Отечественная история 1900 – 1940.: Учеб. пособ. – Саратов, 2001.
47. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII вв. М., 1982.
48. Рыбков А.Г. Судьба саратовской деревни: исторический очерк села Тепловка. Саратов,1994.
49. Самарин Ю.Ф. Собрание сочинений. СПб., 1880. Т. 1.
50. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999.
51. Семенов В.Н. Саратов мещанский / В.Н. Семенов, Н.Н. Семенов. Саратов, 2004.
52. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов,1995.
53. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVI вв. М., 1991.
54. Советская цивилизация / С. Кара-Мурза. – М., 1998.
55. Соловьёв В.Ю. Русская крестьянская община Поволжья в 1861-1900 годы. Саратов: СГСЭУ, 2008.
56. Соловьёв С.М. Соч. В 18 кн., М., 1993.
57. Степанищев А.Т. Реформы Александра II. М., 1996.
58. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. М., 1994.
59. Феннел Л. Кризис средневековой Руси. 1200 – 1304 гг. М., 1989.
60. Фроянов И.Я. Исторические условия крещения Руси. Л.: «Знание», 1988.
61. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1861. Т. I
62. Хрестоматия по экономической истории: Док-ты и мат. по экономической истории России / Под общ. ред. В.А. Динеса. Ч. 1 – 3. Саратов, 1998.
63. Шарапов С.Ф. Государственная роспись и народное хозяйство.М.,1908.
64. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. В.А. Динеса, А.А. Воротникова. Саратов, 2004.
* Рекомендуется использовать для написания курсовой работы периодическую печать (научные журналы, газетные аналитические статьи).
Научные журналы: «Вестник» СГСЭУ, «Вопросы истории», «Вопросы экономики», «Российская история», «Финансы и кредит», «Власть» и др.
Учебное издание
Методические указания
к подготовке и написанию курсовых работ
по дисциплине «Экономическая история»