В России за 1998 – 2002 годы
Параметры инновационной активности | год | год | год | год | год |
Число организаций, занимавших доминирующее положение на рынке | |||||
Число организаций, выполнявших исследования и разработки | |||||
Число инновационно-активных организаций | - | - | - | ||
Число зарегистрированных патентных заявок | - | - | |||
Объем инновационной продукции, млн. руб. | |||||
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб. | |||||
Затраты на технологические инновации, млн. руб. | |||||
Удельный вес технологических затрат в объеме отгруженной продукции, % | 5,1 | 3,5 | 4,2 | 3,9 | 4,2 |
Данные таблицы 3 показывают, что масштабы деятельности российских компаний вместе в целом, а именно объемы продаж, затраты на исследования и разработки, сопоставимы с деятельностью отдельных зарубежных глобальных компаний. Несмотря на то, что указанные данные приведены по состоянию на 1998 год, который характеризуется переломом в понимании роли и значении инноваций, исследований и разработок для руководства зарубежных компаний, они в целом показывают «расстановку сил» на мировом рынке. В настоящее время эта «расстановка сил» для России имеет отрицательную тенденцию (см. табл. 2).
Сложившаяся сейчас ситуация в российской науке и научном комплексе в целом характеризуется преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций. Эт3 проявляется в следующем.
Таблица – Сравнительная характеристика инновационной активности российских компаний в целом и отдельных зарубежных глобальных компаний за 1998 год
Объемы продаж $ млрд. | Затраты на НИОКР $ млрд. | Затраты на НИОКР, % | Количество зарегистрированных патентов | |
Российские компании в целом | 29,5 | 1,5 | 5,08 | |
Gen. Motors | 158,0 | 7,7 | 5,00 | |
Siemens | 70,6 | 5,44 | 7,70 | |
Lucent Technologies. | 30,8 | 5,01 | 16,9 | |
NEC | 43,3 | 3,38 | 7,80 | |
Hewlett-Packard | 47,0 | 3,36 | 5,47 | |
Microsoft | 14,5 | 2,50 | 17,27 | |
Pfizer | 13,6 | 2,28 | 16,83 | |
Bayer | 29,0 | 2,12 | 7,14 | |
Boeing | 51,2 | 1,90 | 3,37 | |
Shell | 88,8 | 0,80 | 0,9 |
1. Наука и инновационная деятельность в России остаются практически невостребованными. По данным , сократилось число образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой техники. Современная промышленность в основном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.
2. Организационно распался самый крупный сектор науки – отраслевая наука, доля которого в 1996 году составляла примерно 60% . При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука – партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения.
3. Наука и научный комплекс уже более 10 лет финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу. Уровень государственных затрат на науку в процентах к ВВП снизился до десятых долей процента.
4. В ходе приватизации в Российской Федерации около 85% субъектов инновационной деятельности вышла в негосударственный сектор , а правовые и экономические механизмы государственного регулирования их деятельности если и разработаны, то неэффективны.
Особую роль в обеспечении инновационного роста должна сыграть предлагаемая стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года .
Цель стратегии в области развития науки и инноваций состоит в разрешении следующего системного противоречия: темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
В основе предлагаемой системы мероприятий лежит концентрация ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевых направлениях, к которым относятся: повышение уровня «человеческого капитала», который является одним из основных конкурентных преимуществ России; сохранение (развитие) среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальных знаний; проведение прикладных исследований по ограниченному числу приоритетных направлений для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок; создание инновационной инфраструктуры для реализации национальных приоритетов технологического развития, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт. Важная роль в стратегии отводится использованию механизма частно-государственного партнерства.
На современном этапе Государственная инновационная политика России заключается в формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые всемерно стимулировали бы субъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок, НИОКР, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению производств.
Заключение
Итак, научно-технический прогресс в новых экономических условиях – это непрерывный процесс возникновения научных, технических идей и открытий, их реализации, что находит отражение в совершенствовании систем управления и технологии производства, в накоплении знаний, улучшении использования национального богатства и природных ресурсов, повышении эффективности производственных процессов и т.д.
Научно-технический потенциал любой страны – важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и использование научных знаний обеспечивают успех в развитии государства и его экономический рост.
В первой главе данной работы были рассмотрены основные этапы развития научно-технического прогресса, его влияние на экономическое развитие России, а также достижения и причины отставания современного НТП.
Наряду с научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития, немаловажное значение приобретают инновации и инновационные процессы, как непосредственный результат НТП.
Новая экономика предъявляет жесткие требования к хозяйственной деятельности предприятий. Поэтому основным свойством их деятельности должно быть активное применение и повышение объемов инноваций, которые способны обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. При этом необходимо усилить роль государства в поддержке инновационно-активных предприятий, от которых во многом зависит перспективное развитие экономики России. По существу речь идет о формировании благоприятной инновационной среды для устойчивого развития предприятий и хозяйственной системы в целом. Попытка рассмотреть вопросы, связанные с инновационной деятельностью предприятий России, выявить их конкурентные преимущества и недостатки была предпринята во второй главе курсовой работы.
В третьей главе данной работы обозначена роль инновационной направленности современного развития как основы и главного условия модернизации экономической системы.
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновационной направленности во всех сферах жизни.
Сегодня перед Россией стоит глобальная задача перевода отечественной экономики на инновационный путь развития. Это связано, прежде всего, с повышением роли инноваций как ключевого фактора в этом вопросе.
В заключение, хочется отметить, что важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, которая является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.