Ценообразование в условиях рынка.
ЛЕКЦИЯ 12. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Цена и ее функции в условиях рынка.
Виды цен.
Ценообразование в условиях рынка.
Методы ценообразования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цена; функции цен; производственные, заготовительные, сметные цены; тарифы; система франкования цен; производственная, оптовая отпускная, оптово-посредническая, розничная цена, затратный и рыночный подходы к ценообразованию; методы ценообразования; цена реализации продукции; калькуляция отпускной цены.
Цена и ее функции в условиях рынка.
В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.
ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.
В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.
ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.
Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:
потребительские свойства, или полезность товара;
условия производства;
ограниченность товара как ресурса;
модель рынка и уровень конкуренции;
уровень государственного регулирования;
покупательную способность денежной единицы и т.д.
Функции цен:
Учетно-аналитическая;
Стимулирующая;
Распределительная;
Регулирующая.
Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.
Стимулирующая– обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.
Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.
Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.
Виды цен.
Классификации цен:
По роли в экономической сфере;
По способу установления и регулирования;
По характеру обслуживаемого оборота;
По степени зависимости;
По способу фиксации;
По степени обоснованности;
По времени действия;
По форме возврата транспортных затрат;
По стадии формирования стоимости продукту;
Современные трактовки цен.
По роли в экономической сфере цены:
производственные;
потребительские.
Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям:
оптовые цены – цены, по которым предприятия рассчитываются между собой за крупные партии товара.
Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности.
Заготовительные (закупочные) цены – используются при установлении стоимости сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья.
Сметные цены – цены и расценки, которые используются для определения стоимости нового строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений.
Тарифы – устанавливаются на перевозки и производственные услуги.
Потребительские– цены для населения.
• Розничные – цены, по которым производится покупка, как правило, населением.
• Тарифы – цены, которые устанавливаются на услуги, предоставляемые населению.
По способу установления и регулирования:
Государственные – фиксированные и регулируемые;
Договорные;
Свободные.
• Государственные– формируются в условиях рынка, но зависят от юридического и экономического влияния государственных органов власти разного уровня:
- Фиксированные– устанавливаются и контролируются государством как правило для ограниченного перечня товаров;
- Регулируемые– формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения, но государство оказывает влияние на их рост или снижение прямим ограничением;
• Договорные– цены, по которым производится реализация товаров в соответствии с соглашением между поставщиком и потребителем;
• Свободные– формируются под влиянием конъюнктуры рынка, независимо от деятельности государственных органов, и регулируются только соотношением спроса и предложения.
По характеру обслуживаемого оборота:
Оптовые и розничные в промышленности;
Закупочные в сельском хозяйстве;
Сметные и договорные в строительстве;
Цены и тарифы на услуги населению;
Транспортные тарифы.
По степени зависимости:
Свободные;
Регулируемые;
Фиксированные.
По способу фиксации:
Контрактные;
Трансфертные;
Биржевые;
Аукционные;
Цены торгов.
• Контрактные– договорные, которые могут быть постоянными на протяжении срока действия соглашения или индексироваться на условиях, соглашения участников договора;
• Трансфертные– используются при реализации продукции между филиалами и подразделениями одного предприятия или одной ассоциации;
• Биржевые– цена, по которой осуществляется оптовое соглашение по покупке – продаже товаров на бирже, свободная цена, которая меняется в зависимости от спроса, объема соглашения и т.д. Контролируется на основе определения ее типового уровня по наиболее характерным соглашениям;
• Аукционные – цены на товары, которые продаются на аукционе. Могут значительно отличаться от рыночной (как правило, в сторону увеличения), или отображают уникальные или особые свойства и признаки товаров;
• Цены торгов– информируют про результаты тендерных торгов.
По степени обоснованности:
Базисные;
Справочные;
Прейскурантные;
Фактические;
Потребительские.
• Базисные– используются как основа при установлении цен на аналогичные изделия;
• Справочные– используются как ориентировочные при установлении цен на аналогичную продукцию и публикуются в каталогах, прейскурантах, прайс–листах, справочниках и прочих информационных источниках;
• Прейскурантные– разновидность справочных цен, которая публикуется в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;
• Фактические– при установлении учитывают использование различных надбавок или скидок к базисной цене;
• Цены потребления– определяют все затраты покупателя, связанные с покупкой товара, его доставкой и затратами по подготовке к эксплуатации.
По времени действия:
Постоянные;
Текущие;
Подвижные;
Сезонные;
Ступенчатые.
• Постоянные– не изменяются в течение всего сроку поставки продукции по данному контракту или договору;
• Текущие– цены, во которым производится поставка продукции в данный момент, но они могут изменяться в течение срока действия определенного контракта;
• Подвижные– устанавливаются торговыми соглашениями на продукцию с долгим сроком производства и учитывают изменения производственных затрат;
• Сезонные– действуют на протяжении определенного периода;
• Ступенчатые– определяются рядом цен на продукцию, которые последовательно уменьшаются в соответствии с заранее принятой шкалой.
По форме возврата транспортных затрат:
Франко - склад поставщика;
Франко – станция отправления;
Франко – вагон станция отправления;
Франко – вагон станция назначения;
Франко – станция назначения;
Франко – склад потребителя.
Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.
Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат.
По стадии формирования стоимости продукта:
Производственная цена предприятия;
Оптовая отпускная цена предприятия;
Оптово-посредническая цена;
Розничная цена.
• Производственная цена предприятия– формируется на предприятии и состоит из полной себестоимости изделия и прибыли предприятия;
• Оптовая отпускная цена предприятия– включает производственную цену предприятия и дополнительные налоги, которые выплачивает предприятие в соответствии с действующей системой налогообложения, которая в Украине включает акцизный сбор и налог на добавленную стоимость (НДС);
• Оптово-посредническая цена– цена реализации приобретенной у производителей продукции, которая, кроме оптовой цены предприятия, включает посреднические надбавки, которые состоят из затрат и прибыли посредника, а также НДС на сумму всех затрат;
• Розничная цена– формируется из оптово-посреднической цены и торговой надбавки, которая включает затраты и прибыль торговли и соответствующие суммы НДС.
Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.
Ценообразование в условиях рынка.
В рыночных условиях при ценообразовании используются методические подходы, которые выходят из основных методологических положений, которые реализуются в условиях реальных проявлений рыночных отношений.
Известны два подхода к ценообразованию, которые применяются предприятием как субъектом рынка в зависимости от характерных особенностей данного субъекта, типа рынка, к которому относится продукция, выпускаемая на предприятии, и его роли в рыночных отношениях:
Затратный;
Рыночный.
Предприниматель как субъект рынка предполагает обязательное обеспечение основной цели своего функционирования – формирование прибыли. Таким образом, предприятие как и предприниматель при установлении цены на конкретный вид продукции должно покрыть затраты и получить дополнительную стоимость в форме прибыли. Основой для расчета при указанном подходе являются затраты. Поэтому данный подход в зависимости от основного базового показателя для установления цены носит название затратный.
В основу расчетов на основе затратного подходалежит следующий алгоритм:
де Ц – цена товара, грн.;
З – затраты на производство продукции, грн.;
П – прибыль от реализации, грн.
Рыночный подход предполагает формирование цены в зависимости от соотношения спроса и предложения, которая в теоретической экономике называется равновесной. Уровень цен на конкретную продукцию зависит от того, к какому типу конкурентной рыночной среды (модели рынка) зависит продукция, производимая на данном предприятии.
В реальной ситуации предпринимателю необходимо решить задачу, на основании которой определяется поведение на рынке и ценовая политика, направленная на установление объема производства, способного обеспечить определенный уровень дохода, который ведет к максимизации прибыли, на основе удовлетворения потребностей потребителей, согласных и способных оплатить установленную цену.
Методы ценообразования.
1.Метод «затраты + прибыль»:
Применяется при планировании
Ц = С + П, грн.
де П – прибыль, которая рассчитывается на все расходы в % к затратам, то есть на основе рентабельности продукции.