Инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации
В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы, отмену части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач является формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков в результате уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в РФ оценивается в 200 млрд. руб. в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.
Однако изменения, происходившие в 2001—2002 гг. в российском налоговом законодательстве, напротив, могут привести к снижению возможностей инвестирования. С 1 января 2002 года в России вступила в силу глава «Налог на прибыль» II части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц.
Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также отменены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.
В общей первой части Налогового кодекса Российской Федерации действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного процесса (ст. 65—68). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от 1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. В последние годы правительство России рассматривало возможность снятия 50-процентного ограничения на применение данной льготы для того, чтобы усилить заинтересованность предприятий в модернизации и расширении производства и стимулировать их развитие. На практике произошло обратное: во II части Налогового кодекса ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.
Отмена в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется с современными тенденциями налогообложения развитых и успешно развивающихся стран. Можно приветствовать ликвидацию некоторых налоговых льгот отдельным организациям (ставшим коррумпированными и криминальными), но нельзя от льгот отказаться в принципе, что подтверждает вся мировая практика государственного регулирования. Льготное налогообложение (и даже освобождение от налогов) отраслей, в которые необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует об исключительно пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.
Практически ни в одной стране мира не существует налоговой системы, в которых не содержалась бы разветвленная система льгот, предоставляемых при налогообложении прибыли для развития высокотехнологичных отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы: четко и конкретно сформулированный характер цели данных льгот; крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения; относительно небольшой срок (не более чем 2—3 года), на который предоставляются льготы; мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.
В условиях современной России не следует преувеличивать позитивные возможности воздействия на инвестиционный процесс и такой меры, как снижение общей налоговой ставки на прибыль (с 35 до 24%). Причина состоит в том, что на протяжении 90-х годов большая часть отечественных предприятий вообще не имеет прибыли по результатам своей хозяйственной деятельности (около 40% предприятий являются убыточными) и не уплачивает налог на прибыль. Значительное число предприятий получает прибыль, недостаточную для инвестирования.
Для предприятий всех отраслей российской экономики основное налоговое бремя формируют косвенные налоги (так называемые оборотные налоги): налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог с продаж, дорожный налог и другие, устанавливаемые в процентах к выручке от реализации продукции или фонду оплаты труда. Именно посредством этих налогов изымается основная часть финансовых ресурсов реального сектора, и именно эти налоги создают непосильное налоговые бремя. Механизм их взимания не учитывает финансовые результаты деятельности предприятий.
Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли, что при ухудшении экономической конъюнктуры нередко становится прямым фактором убыточности предприятий.
Таким образом, России для восстановления инвестиционного процесса необходимо использовать мировой опыт налогового стимулирования инвестиций и внедрять механизмы, которые США и страны Западной Европы начали использовать для модернизации экономики еще в 60—70-е годы XX века.
Правительство России рассматривало в 2002 г. возможность восстановления инвестиционной льготы по налогообложению прибыли по получению налогового кредита, условия предоставления налоговых каникул на срок 3—5 лет предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование.
Источники финансирования инвестиций |
Основным источником финансирования капитальных вложений для российских предприятий являются их внутренние средства: прибыль и амортизационные отчисления, составляющие около 70% общего объема инвестиций. Большинству российских предприятий собственных средств для инвестирования не хватает, так как объемы прибыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала. В 2000 г. доля прибыли в ВВП составила 15%, в то время как в 1992 г. она достигала 30%. Свыше 40% российских предприятий продолжают оставаться убыточными, то есть не имеют прибыли для инвестирования.
Внешними источникамифинансирования инвестиций в рыночной экономике выступают средства бюджетов всех уровней, а также сбережения населения, которые через различные финансовые институты (банки, рынок ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.) направляются на инвестиции. Однако в России не удалось в полной мере задействовать эти источники инвестиций. Российские предприятия в 1999—2000 годах привлекли через выпуск акций всего 1% необходимых инвестиций. Неразвитыми и несовершенными за годы реформ остаются также системы страхования и гарантирования инвестиций.
Как восстановить связь «сбережения — инвестиции»? |
Сбережения домашних хозяйств в странах с рыночной экономикой выступают одним из значимых источников капиталообразующих инвестиций: до 70% валовых сбережений сосредоточено в этом институциональном секторе. Однако в России, в отличие от многих стран мира, только небольшая их часть (менее 10% общих сбережений домашних хозяйств) хранится в организованных формах (на счетах в банках, в пенсионных фондах, страховых компаниях) и используется на цели накопления в основной капитал. Население не вкладывает деньги и в ценные бумаги в силу неразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохой информированности, ограниченности доступа и недоверия к существующим институциональным посредникам (чековым и паевым инвестиционным фондам и др.). Важной задачей государства является восстановление доверияграждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валюте для вовлечения их в инвестиционную сферу.
Важная роль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях
Лизингсложного положения в банковской сфере и недостаточной готовности
банков к расширению инвестиций в производство принадлежит лизингу, или аренде оборудования, особенно для поддержки малых и средних предприятий. Лизинг в различных формах широко распространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% их общего объема, в Чехии — 28%.
Принятие в 1998 г. Федерального закона «О лизинге» активизировало создание лизинговых компаний в России, число которых с 1994 по 2000 г. выросло с 20 до 1500. Однако пока лизинг не приобрел значимой роли в российской экономике: в 2000 году объемы договоров по лизингу составили 1,4 млрд. долл., что составляет 4,4% общего объема инвестиций. В целом мировой оборот лизинговых услуг в 2000 году составил более 500 млрд. долл. В ближайшие годы объемы лизинговых операций будут расширены в таких ключевых отраслях, как агропромышленный комплекс, авиа- и судостроение, горнодобывающая промышленность, металлургия, нефте- и газодобыча и переработка, телекоммуникации.